В прошлогодней поездке удалось лишь слегка заглянуть за кулисы, точнее колючку одного из немногих законсервированных после расформирования соединений. В этом же году, в связи с выдавшимся случаем не упустил этого шанса.
Оригинал взят у
voutsen_cv в
Гарнизон Катунино или 574-й морской ракетоносный Краснознаменный авиационный полк Фото Федор Борисов Весьма полезный ресурс
ww2.dk на своих страницах весьма коротко и ясно уместил всю историю основной воинской части дислоцировавшейся здесь, а именно
574-го Морского ракетоносного Краснознаменного авиационного полка
574th Red Banner Maritime Missile Aviation Regiment
Military Unit: 26840
Activated 1940 as the 95th Bomber Aviation Regiment.
8.41 renamed 95th Fighter Aviation Regiment.
1.3.42 transferred to the Northern Fleet.
12.47 renamed 574th Maritime Torpedo Aviation Regiment.
1958 renamed 574th Long-Range Maritime Torpedo Aviation Regiment.
1.3.60 renamed 574th Maritime Missile Aviation Regiment.
Disbanded 1.7.02.
Bases:
Yagodnik, Arkhangelsk Oblast, 1945 - 1956 [64 24 02N, 40 53 34E]
Lakhta (Katunino), Arkhangelsk Oblast, 1956 - 2002 [64 22 53N, 40 43 13E]
Aircraft:
SB, 1940-1941
Pe-2, 2.41-8.41
Pe-3, 8.41-1940's
Yak-9, 1940's-1953
Il-28, 1953-1958
Tu-16, 11.57-1987
Tu-22M3, 1987-2002
Inventory:
11.90: 25 Tu-22M3 [CFE treaty data exchange]
2000: 20 Tu-22M3 [CFE treaty data exchange]
Subordinated:
91st Fighter Aviation Division, 1940's - 1953
Northern Fleet, 1953 - 1982
5th Maritime Missile Aviation Division, 1982 - 7.02
Изначально это был, если так можно выразиться, гидродром, т.е. авиабаза для принятия гидросамолетов на поверхности лежащих тут озер Лахта и Холмовское.
Еще в 1938 году здесь принимали самолет под командованием героя Советского Союза,
Осипенко Полины ДенисовныЭтот песпересадочный полет с Черного на Белое море в составе и других отважных русских летчиц Веры Ломако и Марины Расковой вошел в историю, с его кратким очерком можно ознакомиться
здесь По информации, добытой подполковником запаса Валерием Ириневым, с которым мне довелось общаться в прошлом году, удалось выяснить буквально следующее военное прошлое:
"Оценив место расположения, командир экипажа Осипенко доложила, что на этом озере можно разместить летный полк. Так начались военные будни мирной деревни.
из поста
igor113 о музее СФ ВВС В 1940м в Лахту отдельной эскадрильей МБР-2 (морской ближний разведчик) прибывает командовать первый начальник гарнизона Павел Александрович Панков. В 1941 году эскадрилья была преобразована в полк, и наши летчики стали вести боевые действия на просторах Севера. Неоднократно Лахту посещал командующий северным флотом контрадмирал А.Н. Головко. Когда Мурманск стал прифронтовым городом, к нам переселили семьи членов военного совета Северного флота, в том числе жену контрадмирала.
В 1943 году Панкову поручили сформировать группу экипажей из его полка для командировки за океан - перегонять американские гидросамолеты "Каталины". Сначала экипажи были смешанные - половина американцев и половина наших.
Поступление американских летающих лодок на действующие флоты началось летом 1944 года. Их перегонка была организована следующим образом. Самолеты принимались в США в городе Элизабет-Сити (штат Северная Каролина) советскими морскими летчиками авиагруппы специального назначения. Авиагруппа состояла из 26 экипажей: десять - от ВВС Северного флота, 10 - от ВВС Тихоокеанского и шесть - от ВВС Черноморского флота. Командиром группы был назначен полковник В.Н. Васильев.
Первую партию «Каталин» в количестве 47 машин перегоняли для Северного флота. Протяженность маршрута составляла 8325 км, полетное время около 50 часов. Самолеты выходили на маршрут отрядами по 4 машины. По ходу перелета им приходилось совершать промежуточные посадки на авиабазах союзников. Для обеспечения полета английским командованием на каждый самолет были выделены штурман и бортрадист, которые следовали с нашими экипажами до Рейкьявика. Затем англичане возвращались в США для повторного вылета с другими экипажами. Вся операция по перегонке гидросамолетов для Северного флота была произведена в период с 25 мая по 26 июля 1944 года. На последнем этапе пути (Исландия - Мурманск) погиб экипаж командира авиагруппы В.Н. Васильева. В сложных метеоусловиях их самолет врезался в скалы на северном побережье Норвегии. Руководство авиагруппой принял полковник М.Н. Чибисов.
В целом есть неплохая статья на эту тему
"Гидросамолеты «Каталина» в советской морской авиации в годы войны" После войны в гарнизоне Лахта построили стационарный аэродром. В 1957-м на нем разместился 574-й, ордена Ленина, Краснознаменный морской ракетоносный авиационный полк. В списки этого подразделения навечно занесены Герои Советского Союза Илья Катунин и Андрей Маркин, повторившие подвиг Гастелло.
На вооружении полка встали ракетоносцы Ту-16. Через 10 лет аэродром модернизировали, увеличили полосу и расширили инфраструктуру. А с 1987 года и до момента расформирования в 2002, здесь несли службу Ту-22М3. Так же в гарнизоне до 1990-ых располагался 400-й отдельный испытательный авиаполк. В различные года на аэродроме Лахта базировались: Бе-6, Ил-28, Ли-2, Ил-14, Ан-26, Ил-18, Ил-20, СБ, Пе-2, Пе-3, А-20, Ми-4, Ми-8. Подразделения, базировавшиеся на аэродроме Лахта, входили в состав авиации Северного Флота и выполняли различные задачи - разведку, сопровождение конвоев, удар по морским и сухопутным целям, а также решение научно-испытательных задач. А теперь собственно посмотрим, что с ними стало.
Парк аэродромной эксплуатационной роты ныне в полном запустении, хотя плиты еще стоят.
Надо отдельно заметить, что весь аэродром расположен практически на болоте, и каких трудов стоило поднять его, просто немыслимо, так же немыслимо, и его нынешнее состояние..
С другой стороны, как раз таки былые титанические труды весьма заметны в том, что не смотря на забвение, все площадки, дорожки, рулежки и ВПП до сих пор весьма годны к исполнению своих функций, надо лишь немного прибраться и чуток очистить их от не такой уж многочисленной растительности.
Основная рулежка, чуть меньше (на 500 метров) ВПП, и составляет 2.5 километра превосходно подогнанных бетонных плит
жаль потерял фото, где на этой заснеженной площадке готовится к вылету Ту-22..
Далее находилось одно из хранилищ крылатых ракет, но сейчас там гуляет голодный Бобик, и мы не стали становиться его ужином, отправились на взлетку
И сегодня она потрясает своей красотой и размерами
Погодка, скажем так начинает приобретать трагический характер, а нам еще предстоит посетить другие места, мы отправляемся на "Майдан", в 1940-ых там был бомбосклад, который в последствии переоборудовали в защищенное хранилище ЯБЧ (ядерных боевых частей), применявшихся на крылатых ракетах. Путь туда не то, чтобы очень далек, но пяток километров преодолеть следует.
КПП-1
Майдан, считался отдельной в/ч за № 90534, являлся Ремонтно-техническая базой (РТБ), осуществляющей эксплуатацию ядерных боеприпасов и их своевременную выдачу частям боевого применения, а также войсковой ремонт в военное время. Подчинялась часть непосредственно
12му Главку. Ее территория отдельно охранялась и имела свою инфраструктуру.
через несколько километров нас встречает еще несколько КПП, множественные ряды колючки, которые сплел мутировавший от радиации паук. Здесь были свои котельни, казармы, огневые точки, парки авто и спец техники, МИК и проч., проч
КПП-2
Удивительно, местами сохранилась документация, датированная, когда многие из нас еще не родились.
Погода была премерзкая, не смотря на неслабые физические упражнения, зуб на зуб перестал попадать, поэтому отправились к главному сооружению, т.е. непосредственно хранилищу.
Основной вход скрывался за "семью" полуметровыми железо-бетонными печатями,
скрывавшими логово сына аполкалипсиса. Для манипуляции с печатями использовали нехитрый пульт управления
Для слуг же его предназначались другие двери, с диковинными механизмами
Основной зал достаточно просторен и велик, помимо него имелось еще 4 зала-хранилищ и прочие помещения с обслуживающей техникой и персоналом.
Пара цитат, о былом могуществе
"Что на самом деле скрывали военные в подвалах огромных подземных бункеров уже ни для кого не секрет: там хранилось настоящее ядерное оружие. Здесь был склад самонаводящихся крылатых ракет, которые предназначались для боевого самолёта-ракетоносца Северного морского флота ТУ-16, так же хранились боеголовки К-2 для этих самых ракет. Оружие было в таком огромном количестве, что за безопасность всей северной части России, как признаются военные, беспокоиться не приходилось. В бункерах царила идеальная чистота, поддерживались постоянная температура и влажность. Каждую неделю, по понедельникам, проводилась генеральная уборка помещения, а офицеры, там находившиеся, ходили только в белых халатах и тапочках.
Основная часть бункеров располагалась под землёй. Для их строительства сначала вырывался огромный котлован, глубина которого была равна высоте трёхэтажного дома, а затем уже укладывались бетонные плиты.
Снаружи бункер напоминал обыкновенный высокий сарай. Для маскировки на крыше, которая была покрыта шифером, рисовались окна. Это было сделано для того, чтобы пролетавший над ним американский спутник не смог обнаружить секретное хранилище. Для этих же целей была оборудована специальная спутниковая система слежения. Военные знали точное расписание прохождения американских спутников над Няндомой, и в такие часы всё движение по части прекращалось, всё замирало. Часовые прятались в специальные башни-землянки, где были только маленькие смотровые окошки. Чтобы скрыть от спутника бетонные дороги, проложенные от одного здания к другому, макушки деревьев над ними военные специально связывали. И получалась высокая зелёная арка, сверху которая казалась обыкновенным лесным массивом. И это ещё не все хитрости, которые применяли военнослужащие для маскировки секретных объектов..
Раньше здесь стояли специальные тележки, - рассказывает знакомый, - на которых, видимо, раньше в бункера возили снаряды. Эти тележки ходили по рельсам. Мальчишками мы разгоняли их до сумасшедшей скорости и, запрыгивая в них на ходу, мчались прямо в глубь тёмных железных коридоров. Уже внутри с помощью карманных фонариков мы практически на ощупь ползали по железным лестницам, открывали со скрипом заржавевшие двери и люки. Для нас это было настоящим приключением."
В 1987 году все тележки уехали на юг, под Няндому, а в 1992 их и там окончательно растащили
Чтож голод не тетка, а нам еще предстоит неблизкий путь обратно, к тому же буря миновала и снова вышло солнышко
после КПП-1 Майдна сворачиваем еще на одну "кривую" дорожку, что идет вдоль ВПП, но с другой стороны от рулежки. Эта тропинка уже слабо просматривается со спутника, тем не менее вполне проходима
и ведет она к КДП (контрольно-диспетчерскому пункту) аэродрома
В самом КДП уже пичаль-тоска, да и непосредственно дорожку к нему уже разобрали, поэтому только общие виды.
Да, что еще примечательно и характерно, тут же есть и бомбоубежище, а так же весьма непонятна недавняя история. Похоже, что начали все демонтировать и разбирать, однако позднее, все металлическое приварили взад, но уже в хаотичном порядке
Из глубин веков на плитах так же попадаются заметки прибалтийского стройбата, занимавшегося модернизации базы
За сим говорю вам "До свидания " и кидаю прощальный взгляд на полосу и городок
Все фото поездки
Другие поездки по заброшенным местам