Было интересно узнать, что же по мнению руководителей Минкомсвязи - инициатора внесения изменений в ФЗ "О связи", считается проблемами, которые должен решить обновленный закон и другие НПА.
Процитирую из пояснительной записки:
"... существующая ситуация с доступностью радиочастотного спектра в Российской Федерации не отвечает ни текущим, ни, тем более, будущим потребностям:
- объем выделенного радиочастотного спектра для оказания услуг связи на базе стандартов IMT в Российской Федерации не превышает 700 МГц. При этом спектр сильно фрагментирован, его эффективное использование затруднено, совместное использование РЧС не допускается;
- длительные сроки получения разрешений на использование радиочастотного спектра затрудняют оперативное развертывание сетей связи на базе перспективных технологий,
- низкий уровень прозрачности работы ГКРЧ и наличие частных решений о выделении полос радиочастот снижают эффективность распределения ограниченного ресурса."
Что в итоге предлагается (судите сами решаются и насколько проблемы, описанные в начале или нет):
"В целях упрощения процедуры получения прав на использование радиочастотного спектра и снижения избыточных административных барьеров предлагается внести изменение в порядок принятия решений ГКРЧ, сократить сроки присвоения радиочастот, осуществить переход к уведомительному порядку регистрации РЭС."
"В случаях, когда максимально возможное количество операторов, которые могут оказывать услуги связи в данной полосе радиочастот ограничено, выделение РЧС предполагается осуществлять только по результатам торгов. Решения о выделении полос радиочастот для неопределенного круга лиц с заключением о максимально возможном количестве операторов (ограниченный радиочастотный ресурс) принимаются на основании и в сроки, указанные в открытой выписке из плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами."
"ля снятия излишних административных барьеров и развития производства РЭС на территории Российской Федерации, предполагается отказаться от необходимости выделения полос радиочастот для разработки, модернизации и производства радиоэлектронных средств на территории Российской Федерации.
Законопроект предполагает осуществление присвоения радиочастот или радиочастотных каналов с использованием единой базы данных (База данных РЭС, БД РЭС) и реализацию принципа «единое окно», в качестве которого будет выступать Федеральный орган исполнительной власти в области связи."
"Присвоение радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств, работающих в полосах выделенных пользователю по результатам торгов или же решением ГКРЧ о выделении полос определенному лицу, будет осуществляться посредством внесения параметров планируемых РЭС в Базу данных РЭС по результатам согласования этих параметров с ФОИВ в области обороны и государственной охраны. Весь процесс присвоения должен осуществляется в течение 35 рабочих дней."
Относительно пользования радиочастотным спектром предлагается:
"Предлагаемые поправки предоставляют значительную гибкость в совместном использовании радиочастот и радиоэлектронных средств с сохранением четкой ответственности за нарушения условий использования частоты.
Совместное использование радиочастотного спектра предполагает объединения полос радиочастот между операторами связи и дальнейшее совместное использование такой полосы, либо совместное использование операторами полосы, выделенной одному из них.
Кроме того законопроект предполагает возможность передать право на пользование полосой радиочастот другому лицу на основании договора передачи права пользования. Передача прав регистрируется Федеральным органом исполнительной власти в области связи по заявлению лица, желающего передать данное право пользования.
При этом передача прав возможна только с полным сохранением прав и условий ее использования в соответствии с решением о выделении."
В законе "О связи" и в других НПА появятся новые понятия:
"многосубъектное (совместное) использование радиочастотного спектра - использование одних и тех же полос радиочастот двумя или более операторами связи (пользователем и субпользователями) на одной территории;"
"субпользователь радиочастотным спектром - лицо, использующее радиочастоту или радиочастотный канал в полосе, выделенной другому лицу, на основании заключенного с ним договора на многосубъектное использование радиочастотного спектра;"
"совместное использование радиоэлектронного средства - использование радиоэлектронного средства в составе двух и более сетей связи операторов связи;"
Финансовый аспект пользования спектром будет выглядеть так:
"«При многосубъектном использовании радиочастотного спектра оплату осуществляет пользователь радиочастотного спектра.
Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот или ширины используемых полос радиочастот и применяемых технологий.»"
Видимо должны появится типовые договоры, учитывающие нововведения.
"Право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот. При многосубъектном использовании радиочастотного спектра право на использование радиочастотного спектра субпользователю предоставляется на основании заключенного договора о многосубъектном использовании радиочастотного спектра между пользователем и субпользователем радиочастотного спектра."
Странная формулировка относительно "максимального" срока пользования частотным спектром:
"Выделение полос радиочастот осуществляется на десять лет или на меньший заявленный срок. По обращению пользователя радиочастотным спектром этот срок может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими полосу радиочастот."
Есть как бы верхний предел - 10 лет, но если обратятся, то могут увеличить, но насколько непонятно (ещё +10 и в целом на 20 лет или можно ещё больше, чем на 20 лет, "накрутить"?).
При передаче частот почему-то обходят стороной финансовые вопросы. А ведь сторона, первоначально получившая частоты, понесла те или иные затраты, которые логично попытаться компенсировать с той компании, которой всё передается.
И тут возникает вопрос "А можно ли предъявить к оплате сумму большую, чем документально понесенные затраты?", ну то есть коротко - перепродать и заработать? Раз это не оговаривается (или я просмотрел), то придётся сторонам "сочинять" договоры.
Что решает ГКРЧ:
"Выделение полос радиочастот осуществляется государственной комиссией по радиочастотам посредством:
- принятия решения о выделении полосы радиочастот в отношении определенного лица в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
- принятия решения о выделении полосы радиочастот для неопределенного круга лиц;
- принятия решения о том, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи в пределах определенной территории и (или) технологии, и выделения полосы радиочастот победителю торгов на право использования данной полосы радиочастот, проводимых Федеральным органом исполнительной не позднее, чем через шесть месяцев после принятия соответствующего решения;"
-----------------------------
"По мнению пресс-службы ОАО "Мобильные ТелеСистемы", объединив имеющиеся ресурсы в диапазоне 800 МГц, "большая четверка" могла бы запустить сети четвертого поколения со значительно более высокой скоростью передачи данных и более широким покрытием, чем может обеспечить один оператор при использовании верхнего диапазона 2,5-2,7 ГГц.
"Сама идея многосубъектного применения спектра и реализация возможности обмена частотами представляется нам очень разумной, поскольку способствует более эффективному использованию частотного ресурса, - уверена пресс-служба ОАО "ВымпелКом". - Более того, это было предложено самим операторским сообществом в лице Союза LTE. Но нам необходимо время для того, чтобы детально проанализировать ту схему реализации, которая предлагается проектом Минкомсвязи"." (
отсюда)