В деле о "запретном искусстве" прокуратура прибегла к помощи националиста
В пятницу, 10 июля 2009 года на процессе по делу Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева суд допросил четверых свидетелей обвинения, в числе которых оказался руководитель московского отделения праворадикальной организации "Память".
Напомню, что бывший директор Сахаровского центра и бывший заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи обвиняются по статье 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку религиозной принадлежности и с использованием служебного положения") - за организацию и проведение в марте 2007 года выставки "Запретное искусство-2006".
Инициаторами уголовного дела, согласно свидетельским показаниям, стали несколько радикальных православных общественных организаций, в числе которых "Народная защита" и "Объединенная православная молодежь Москвы". Слушания проходят в Таганском районном суде под председательством судьи Александровой.
Трое из четырех допрошенных в пятницу свидетелей сами на выставке не были и с заявленными целями устроителей не знакомились, однако это не помешало им теперь давать в суде показания по обстоятельствам дела. Впрочем, подобная ситуация складывалась и на предыдущих заседаниях с большинством выступающих на процессе. Примечательно и то, что значительная часть свидетелей принимала участие на стороне обвинения и в предыдущем подобном судебном процессе - по делу о выставке "Осторожно, религия!", проходившем в 2003 году.
Обращает на себя также закономерность, которая прослеживается в вопросах прокуроров.
"Почувствовали ли вы или нет униженным свое человеческое достоинство, увидев эти картины?" - спрашивает прокурор.
"Конечно, почувствовал!" - неизменно отвечает очередной свидетель.
"Посеяла или нет эта выставка у вас чувство вражды и ненависти?" - продолжает интересоваться прокурор.
"Конечно, посеяла!" - легко соглашается свидетель.
Адвокаты Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева Анна Ставицкая, Ксения Костромина и Дмитрий Курепин не раз пытались оспорить такие формулировки вопросов, называя их наводящими. Но судья всякий раз этот протест отклоняла.
Между тем показания свидетелей о сеянии вражды пока не очень стыкуются с формулой обвинения. Хотя в обвинительном заключении утверждается, что подсудимые разжигали ненависть к христианской религии, почти все свидетели заявляют о своих негативных чувствах по отношению к самим организаторам экспозиции и их защитникам.
Свидетель Андрей Налимов сравнил проведение выставки, пришедшееся, как он отметил, на время христианского поста, с "парадом молодых фашистов день победы", а экспонировавшиеся работы - с "экскрементами". Никакой иной оценки "подсудных" картин, по его мнению, быть не может.
Другой свидетель, Вячеслав Родинов (как и предыдущий - член "Объединенной православной молодежи Москвы"), последствиями выставки назвал якобы имевшие место после нее сожжения христианских храмов и убийства священников. Каких-либо подтверждений наличия причинно-следственной связи одного с другим Родинов не привел.
Аплодисментами публика в зале (которая состояла преимущественно из пожилых женщин в платочках, периодически осеняющих себя крестом) встретила выступление Георгия Боровикова - лидера московского подразделения национально-патриотического фронта "Память". Сторона защиты высказала предположение, что этот свидетель ведет в "Живом журнале" националистически направленный блог под псевдонимом borovikov1, но Боровиков отказался это подтвердить или опровергнуть. Впрочем, русским националистом свидетель назвал себя не без гордости. И его чувства, как русского националиста, по его словам, были оскорблены выставкой. Которую Боровиков, как и многие другие свидетели обвинения, не посещал.
Под занавес суд допросил свидетельницу Надежду Оленевскую, пенсионерку. Экспозицию она тоже не осматривала, а с выставлявшимися работами ознакомилась по фотографиям, предоставленными Любовью Хлопониной - активисткой партии "Справедливая Россия", которая давала показания на
предыдущем судебном заседании.
На вопрос о чувствах, которые она испытала от увиденного, свидетельница ответила вопросом: "А что бы вы почувствовали, если бы я пришла с этим в синагогу?"
Уже после окончания судебного заседания, в коридоре, Любовь Хлопонина пожаловалась единомышленникам на плохое самочувствие и высказала предположение, что это подсудимые и их защитники пытались навести на нее порчу.
Слушания по делу о выставке "Запретное искусство-2006" продолжатся 24 июля в 12 часов дня.
Оригинал на портале HRO.org:
http://hro1.org/node/6043.