Так кто же взял в плен генерала Бонами?

Oct 25, 2012 21:07

Оригинал взят у teplyakov1812 в Так кто же взял в плен генерала Бонами?

При Бородине, во время контратаки русских войск на захваченную 30-м линейным полком батареют Раевского, был взят в плен командир полка генерал Бонами. Солдаты уже подняли его на штыки (у Бонами насчитали потом почти два десятка штыковых ранений), и убили бы, но Бонами закричал «Я король!», и кто-то - видимо, из находившихся рядом офицеров - его понял. Кутузову доложили, что в плен взят Неаполитанский король Мюрат, и Кутузов велел распространить эту новость по войскам для ободрения.



Относительно того, кто именно был тот солдат, который пленил Бонами, пишут разное. Например, что это был фельдфебель Томского пехотного полка Золотарев. Об этом говорится, например, в обширной статье, посвященной истории Томского полка - http://axtung.com/2035-istoriya-tomskogo-39-go-pehotnogo-polka-ot-osnovaniya-do-1815-goda.html.

Однако в книге «Краткая хроника 39-го пехотного Томского Его Императорского Высочества эрцгерцога Австрийского Людвига-Виктора полка»  (читать здесь http://www.runivers.ru/bookreader/book56653/#page/15/mode/1up), изданной в 1896 году по случаю столетия полка, о Золотареве не говорится ничего. Впрочем, в этой книге о 1812 годе вообще говорится мельком - «Хроника» и правда очень «краткая».

Хотя эта версия и лестна была бы для Барнаула (все же именно из Барнаула Томский полк отправился на войну с французами, и Золотарев мог быть нашим земляком), но фельдфебель был из другого полка и звали его иначе.

Барнаульский историк Евгений Платунов указал мне на публикацию в «Военно-историческом журнале» за 2009 год (июнь), где в статье «Пути доблести и славы 18-го Егерского полка в 1812-1814 годах» о захвате Бонами говорится:

«… фельдфебель 1-й гренадерской роты 18-го Егерского полка Василий Васильевич Золотов, взял в плен в рукопашной схватке генерала Ш.-О. Бонами. Генерал Бонами, стремясь спастись, назвал себя королем Неаполитанским Мюратом. Правда выяснилась лишь, когда фельдфебель В.В. Золотов привел именитого пленника к М.И.Кутузову. Случай этот описывает в своих воспоминаниях офицер 11-й артиллерийской бригады И.Т. Радожицкий: «... этот мнимый Мюрат был генерал Бонами. Когда русский гренадер хотел его колоть то он, для спасения своего, вскричал: "Я король!". Тогда усач, взявши короля за шиворот, потащил к главнокомандующему. Князь Кутузов тут же ... наградил его знаком отличия военного ордена Св. Георгия».

За этот подвиг В.В. Золотов, на самом деле не получал Знака отличия ордена Св. Георгия, а был произведен в подпоручики в свой 18-й Егерский полк, что подтверждает его формуляр за 1815 год. В полковых документах об этом герое говорится следующее: «Фельдфебель Василий Золотов Его Светлостью Господином Главнокомандующим армиями Князем и кавалером Голенищевым-Кутузовым во время сражения 26го числа августа при селе Бородине за взятие французского генерала в плен произведен в подпорутчики. Которому сей чин того ж августа 26го числа 812го года и объявлен».

Хочется отметить, что Василий Васильевич Золотов был типичным младшим офицером провинциального полка начала ХIХ века. В 1812 году ему 29 лет, 10 из них он посвятил военной службе. По происхождению - из солдатских детей. Вся служба В.В. Золотова, со звания рядового в 1803 году, была связана с 18-м Егерским полком. В 1804 году (на втором году службы) он произведен в унтер-офицеры, а в 1806 году (на четвертом) в фельдфебели».

(Малов-Гра А.Г. Путь доблести и славы 18-го Егерского полка в 1812-1814 гг. // Военно-исторический журнал. № 6, 2009. Ссылки на архивные документы можно посмотреть в самой статье, вот здесь  - http://sc.mil.ru/files/morf/military/archive/Binder63.pdf)




Удивительно, но разъяснилась и фамилия того офицера, который, поняв крик Бонами «Же сюи ан руа!» («Я король!»), не дал солдатам его добить. В работе Рамиля Рахимова «Военная служба народов Урала в XVI-XIX веках», в главе «Дворяне Оренбургской губернии - участники Бородинской битвы» (http://mozhblag.prihod.ru/stranicy_istorii_razdel/view/id/1133943) в числе прочих назван Илья Никитович Павлов, из солдатских детей, который в 1812 году был капитаном 18-го егерского полка. Ссылаясь на формулярный список Павлова, Рахимов пишет, что именно Павлов забрал у Бонами его шпагу и «разрешил егерю покинуть позицию и сопроводить взятого в плен генерала в ставку Кутузова». Рахимов цитирует формуляр Павлова: «...под Бородиным, и при отбитии наших батарей, и при завладении не­которыми французами, на которой был взят французский генерал Бо­нами, того генерала арестовал, где и ранен был в правое плечо». Хотя в наградном списке за Бородино, составленном Милорадовичем, Павлова нет, но позже за отличие в сражении он был награжден орденом св. Анны 3-й степени. В кампании 1813 года Павлов участвовал Бауцене, Гейльсберге, участвовал в осаде Данцига до самой его сдачи после отречения Наполеона. В отставку вышел майором и в Верхнеуральске занимал должность земского исправника (капитан-исправника) - начальника полиции в уезде.

18-й егерский сформирован был в Омске в 1786 году, а к 1808 году, ко времени выхода из Сибири, был расквартирован в Железнинской крепости Тобольской губернии. Так что земляками своими егерей 18-го полка в целом и фельдфебеля Золотарева в частности мы можем считать лишь постольку, поскольку - сибиряки…

1812, Бородино

Previous post Next post
Up