После раздела Польши 25-летний сын богатого польского вельможи Адам Чарторижский волею Екатерины II оказался заложником в Петербурге. Вращаясь в высших кругах русского общества, он вскоре сблизился с великим князем Александром и стал его конфидантом. Будучи императором, Александр I даже назначил его министром иностранных дел Российской империи.
Представляя русскому читателю первое издание мемуаров князя Чарторижского, профессор Кизеветтер писал: «В этой книге все интересно и важно и сообщаемые автором факты, и сам автор в своих суждениях о них. Среди мемуарной литературы XIX века эта книга, бесспорно, занимает видное место».
Изящный кавалер, романтичный и порывистый юноша, патриот своей несчастной родины, способный при этом видеть ее ошибки и просчеты, князь Чарторижский умен, проницателен, остроумен.
Хочу обратить ваше внимание на эту книгу прежде всего потому, что тут переплелись интересы России, Франции и Польши того времени. Выступая в качестве одного из членов тайного совета Александра, а затем и министра иностранных дел, Чарторижский очень старается блюсти интересы России, не забывая при этом о своей Польше и то и дело награждая Наполеона нелестными эпитетами.
И все же, самое примечательное в этих воспоминаниях иноземца о жизни в России, на мой взгляд, то, что они актуальны и сегодня. Судите сами:
О злоупотреблениях …Губернатор, с которым презрительно обращались в столице, возвратившись в свою провинцию, совершал там те же злоупотребления, что и раньше: он втройне вымещал на бедных жителях презрение, которое ему приходилось сносить в Петербурге, и, уверенный в своей безнаказанности, грабил и преследовал семьи, к которым в столице не смел и подойти. Трудно или почти невозможно было добиться правосудия при постоянных злоупотреблениях власти; самое большее, чего можно было желать, - чтобы они не были слишком возмутительны и соблюдалась хоть какая-нибудь пристойная форма.….Все вершилось канцеляристами и секретарями, решавшими всякое дело от имени своих начальников по большей части беспечных, ленивых или глупых. Иметь на своей стороне чиновников канцелярий было верным средством успеха.
О сенате …Хотя во всех затруднительных случаях и прибегают к сенату, но в настоящее время он утратил свое значение настолько, что стал пустым именем, эхом, еще повторяемым обществом, тщетно ищущим в нем точки опоры. Состоящий большей частью из людей бездеятельных, попадающих туда лишь за непригодностью и неспособностью ни к какому труду, сенат был не в силах отвечать на требования той или иной партии, взять на себя роль посредника между ними и вообще иметь над ними какую бы то ни было власть.
О реформах…надеялись, что реформа послужит действительным средством против злоупотреблений, взяточничества и бесчисленных хищений, составлявших страшную язву России: все принимавшиеся против них до сих пор меры были бессильны.
О власти ...Все в жизни зависит от распределения времени и от удачного выбора занятий. Если монарх желает все делать лично, проявлять себя всюду, он, по необходимости, не будет в состоянии исполнять свои собственные обязанности, которые являются главнейшими и наиболее трудными и без которых все остальное не может двигаться. Занимаясь второстепенными делами, которые по самому их свойству могут быть исполняемы другими лицами гораздо успешнее его, он нарушает правильный ход и всей государственной жизни, и ее отдельных частей, и этим наносит всему ущерб.
и три портрета из книги. Наполеон, граф А.И.Морков и великий князь Константин Павлович