Дети внутренние и "внешние"

Mar 30, 2016 21:37

Оригинал взят у semirina в Дети внутренние и "внешние"
В системной семейной терапии считается, что любой симптом ребенка обслуживает семью. То есть если поискать, можно найти то, на что "симптом" ребенка указывает.
Ну и собственно системный терапевт как раз находит этот "скрытый смысл", и показывает семье, как можно другим способом получить эту "плюшку" или как изменить взаимоотношения в семье так, чтобы потребность, которую "обслуживает" симптом ребенка, больше не испытывать.
И симптом уходит за ненадобностью.

Так и вот, мои наблюдения показывают, что симптомы ребенка в целом направлены на то, чтобы родители развивались.




Причем в силу того, что мамы больше включены в ребенка, симптом как будто "понимает", что на папе это не сработает, а вот  с мамой можно попробовать.
Если же папа очень "включенный", то симптом вполне может и папу "учить".

Здесь, кстати, для меня лежит объяснение, почему "примитивные" родители - которые считают, что ребенка надо бить и не распускать, и тогда все будет хорошо - в общем-то, правы. Так как их не пробить никакими симптомами, то и смысла в этом нет. Их дети не будут выдавать никаких симптомов и проблем с поведением. А вот когда они вырастут, вероятнее всего, их дети  будут "включаться" в то, чтобы "развивать" своих родителей.

Я обратила внимание на то, что чаще всего ребенок своим поведением или болезнями воспроизводит потребности внутреннего ребенка мамы (в редком случае папы).

Причем все проявления можно разделить на три группы .

1. "Я проявлю себя так, как ты не смогла проявить себя в детстве".

Например, если в детстве маме недоставало любви, ребенок  будет очень требовательным - как будто "за меня и за того парня".
Если в детстве мама была девочкой послушной, и подавляла свои эмоции - ребенок будет проявлять агрессию, страхи, грусть  в полный рост.
Если маме недоставало ее мамы, и она страдала от недостатка внимания - ребенок будет цепляться за нее, не отпуская ни на минуту.

2. "Ты будешь такой, какой тебе хотелось видеть твою маму".

Ребенок много болеет или с ним аномально часто случаются несчастные случаи - мама его жалеет, утешает, очень нежна с ним. В истории такой мамы можно найти обиду на ее мать за то, что та была недостаточно внимательна, дистанцированна, занимала позицию "нечего тут плакать"
Ребенок провоцирует мать на злость - та орет на него, или даже шлепает, затем испытывает острое чувство вины, начинает извиняться перед ребенком. Очень может быть, что ее собственная мать никогда не признавала своих ошибок, обесценивала чувства ребенка и до сих пор считает, что она воспитывала правильно.

И т.д.

3. "Я сделаю это за тебя"

Сюда  я отношу ситуации, когда ребенок интроецирует непрожитые чувства  - чаще всего, горе.
То есть если родители пережили серьезные утраты, и справлялись с этим путем вытеснения ( к примеру, их родители не давали возможность горевать, в семье было это не принято), то ребенок будет или депрессировать, или агрессировать, или даст гиперактивность - чтобы выдергивать родителей в жизнь.

Главным доказательством верности моей теории можно считать то, что когда мы "угадываем", о чем речь, и где у родителя боль, на которую прямо указывает поведение или симптом ребенка, и мама это принимает, плюс мы работаем с этой темой - поведение ребенка сказочно меняется.

Объясняю я для себя это тем, что с рождением ребенка  у матери происходит "двойная идентификация" : во-первых, с ребенком (природа это устраивает, чтобы мама лучше понимала ребенка, и, соответственно, у него было бы больше шансов выжить) и во-вторых, с матерью (ну тут понятно, что для того, чтобы воспроизводить эффективные паттерны поведения).

Очевидно, природа считает, что раз мы выросли и детей нарожали, значит, детство наше было достаточно хорошим и родители были достаточно правильными.
И запускает программу вопроизведения этих сценариев.
Именно поэтому после  рождения ребенка мы порой оказываемся в ужасе от того, что начинаем вдруг страдать от прошлого, вспоминая худшие истории из детства, а самое страшное - повторять способы воспитания наших мам и пап.

И ребенок начинает нам "помогать" справиться с этими трудными эмоциями, заставляет меняться, идти к психотерапевту, читать умные книжки, проходить тренинги и т.д..
Потому что ему нужна развитая и счастливая мама. И в идеале папа.

Так что если вы достаточно "развиты", чтобы до вас было можно достучаться - ждите проблем от ребенка, он обязательно будет вас учить "счастью"  ;)

Вот.

психология, дети

Previous post Next post
Up