Jan 04, 2010 23:24
Всё хотела рассказать, да как-то забылось: была на еврейском кладбище.
Не сказать, чтобы я была спец в сфере кладбищ разных народов и стран. Как, например, Акунин, проделавший целое исследование, которое увидело свет под названием "Кладбищенские истории". Книга, кстати говоря, мне очень понравилась. И даже настолько, что перечитывала. А это бывает со мной крайне редко, потому как читаю всегда внимательно и запоминаю хорошо содержание. Даже если через какое-то время я не смогу пересказать, то, начав читать первые страницы, всё-всё вспоминаю.
Ну так вот, еврейское кладбище представляет собой ровные ряды небольших могилок, а точнее - коротких. Сначала я не поняла что в этих могилах не так внешне.
Часто рядом с могилой оставлено такое же место - видимо, для другого родственника (судя по надгробиям - часто для мужа или жены уже усопшего).
Есть, как и на кладбищах других народов свои выделяющиеся экземпляры: например, надгробие огромное (тавтология), или ангел высечен на камне... Но в основном всё аккуратненько одинаково.
Нет привычных скамеек, ограждений, деревьев и прочего, как на христианских кладбищах.
"Мавзолеи" воздвигают для раввинов, как мне сказали. На том кладбище, где мы были, видела только один такой склеп.
Надпись на надгробных плитах/камнях наносится с двух сторон, чтобы легче было находить.
Позади плиты ставят минору (этакий домик для поминальной свечи).
Вернусь к длине могил: короткие они потому, что евреев хоронят сидящими. По некоторым данным это делается для того, чтобы в день страшного суда погребенные могли быстрее, чем их коллеги лежащие, предстать перед ликом.
Цветы приносить не принято, как и посещать могилу дважды за одно посещение кладбища.
Зато принято класть камешек на надгробную плиту в знак поминовения и присутсвия, и прикасаться к надгробию левой рукой.
Коhаним (потомкам тех, кто служил в храме) запрещено посещать кладбище.
Да, хоронят обычно в день смерти.
Как только врач засвидетельствовал смерть, работники хевра кадиша (похоронное общество) готовят тело к погребению. (Например, муж рассказывал, что когда будут его хоронить, то должны срезать татуировку, т.к. она запрещена, вынуть серёжку из уха...)
Затем тело заворачивают в простой льняной саван.
Кремация противоречит еврейскому Закону. Потому когда в Израиле был построен крематорий, его тут же сожгли.
Я же страстно желаю, чтобы после смерти моё тело непременно сожгли, а пепел развеяли по ветру - не фиг ходить ко мне и плакать. Разговаривать с умершим можно и без надгробий.
Но это я про себя.
Описала я далеко не все традиции, связанные с погребением, принятые у евреев.
Но это и не нужно.
А вообще, тема кладбищ весьма занятна - согласна с Акуниным. Не смотря на то, что и сами кладбища, и похороны, и всякие ритуалы, связанные с этим я очень не люблю.
национальные мансы,
книга