навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Данная статья в 2017 г. дополнялась
rar-archive совместно с Рустемом Ахуновым.
Jorge Fresno, 1937-2015
Хорхе Фресно /Jorge Fresno/ родился в 1937 г. в Буэнос-Айросе (Аргентина) . Гитарист, виуэлист, лютнист. Знаток и пропагандист старинной испанской музыки, Хорхе Фресно был в числе пионеров углубленного изучения старинной испанской музыки, играл на
виуэле (испанск. - vihuela) с 7 двойными струнами, специально изготовленной по образцам инструментов XVI века.
Виуэла на которой играл Хорхе Фресно
Музыку Хорхе Фресно начал изучать на родине в Буйнос-Айресе, в том числе по классу фортепиано и композиции, а затем на гитары. Здесь же у него успешно проходит гитарная концертная деятельность, он завоевывает ряд призов на конкурсах. Во время поездки в Буэнос-Айрес испанский гитарист
Нарсисо Йепес, видит его игру и очень высоко оценивает выдающиеся способности Хорхе Фресно. Йепес приглашает его приехать в Испанию, для совместного сотрудничества. И в 1963 году Х.Фресно переезжает в Мадрид, чтобы совершенствовать свои знания и мастерство у Нарсисо Йепеса. Искренняя поддержка такого метра гитары как Н.Йепес, безусловно помогли Хорхе расти в творческом плане.
Хорхе Фресно как гитарист
Фресно был любимым учеником Йепеса и их дружба была настолько велика, что длилась всю жизнь. Х.Фресно пользовался десятиструнной гитарой созданной Йепесом. Гастролируя с ней по всему миру Х.Фресно дает многочисленные концерты в лучших залах мира, участвует в международных курсах, семинарах и фестивалях Европы, Америки и Азии. В это же время Х.Фресно делает значительные успехи в исследовании старинной музыки.
Ещё с начала переезда в Испанию в 1963 году Х.Фресно с увлечением занимаясь дешифровкой табулатур и текстов имеющих отношение к испанской виуэле. Популяризуя испанскую и европейскую музыку шестнадцатого, семнадцатого и восемнадцатого веков, используя оригинальные технические и эстетические характеристики инструментов тех эпох, .Х.Фресно пропагандирует
лютню и виуэлу как концертные инструменты. А также публикует по этой тематике много альбомов и книг.
По избранной специализации старинной музыки и старинных инструментов, Х.Фресно проводил семинары и курсы в Saintes (Франция); Флоренции, Риме, Вероне, Урбино и Сардинии (Италия); Югославии; Мадриде, Гранаде, Куэнке и Сарагосе (Испания). С 1979 года он профессор в "Международной старинной музыки курс Daroca" ("Curso Internacional de Música Antigua de Daroca") в Сарагосе, где преподавал гитару, испанскую гитару, бас, теорбу и романтическую гитару. Также он был профессором старинной музыки в консерватории Куэнки; профессором в консерватории де Musique де Невшатель (Швейцария); и изучении музыки в "J. Р. Santa María" (Сарагоса).
Хорхе Фресно сотрудничал с музыкальными коллективами в т.ч. при записи альбомов. В 1973 и 1975 г. его участием были выпущен альбомы старинной музыки в исполнении EL GRUPO LEMA (в 1975 г.: JORGE FRESNO, vihuela; MARCIAL MOREIRAS, viola de brazo; MARIANO MARTIN, flautas alto y tenor con MATILDE PÉREZ BERLANGA, soprano). С 1978 года Jorge Fresno возглавлял швейцарскую барочную музыкальную группу "Albicastro-Ensemble-Suisse" и жил в Швейцарии. С этой группой он сделал 16 записей. Шесть из которых выпустила фирма грамзаписи Hispavox (EMI-Odeon). При этом три альбома были посвящены полному собранию сочинений для гитары и виуэлы с вокалом севильского композитора
Алонсо де Мударры. Эта антология в 1981 г. была удостоеа Premio del Disco. Под этим же лейблом он записал с "Albicastro-Ensemble-Suisse" альбома группы под названием "Canti Amorosi" с произведениями Капсбергера и Ланди, впервые выпущенные в мировой грамзаписи.
Фресно был создателем и координатором серии концертов "Гаспар Санс", организованных парламентом провинции Арагон в течение шести лет подряд (1998-2003). Он делал записи для радиокомпаний: голландского, испанского, швейцарского, итальянского и radio RIAS Berlín, ,Hilvesum de Holanda, Radio France, Radio Suiza, RAI de Milano и Radio Nacional de España и был редактором нескольких музыкальных коллекций испанских vihuelistas шестнадцатого века на editorial Alpuerto de Madrid и ряда японских издательств. Х.Фресно сотрудничал с разными энциклопедиями готовя статьи посвященные виуэле, лютне и исполнителях и пропагандистах аутентичной музыки для таких инструменов, особенно о его учителе Нарсисо Йепесе.
К прискорбию, 28 декабря 2015 года замечательный виуэлист и гитарист Хорхе Фресно ушел из жизни в возрасте 78 лет. Сарагоса оказалась последним его пристанищем.
В 1978 году фирмой «Мелодия» был выпущен виниловый лонгплей "Испанские виуэлисты XVI века", реплика оригинального альбома фирмы «Hispavox», где были записаны произведения в исполнении Хорхе Фресно. Попала она в мою коллекцию случайно. В начале 1980-х заказывал послыторгом какие-то гитарные пластинки по каталогу, но прислали не их, а эту. Сначала меня этот факт огорчил, но послушав записи «заболел» виуэльной музыкой. Даже замедленный темп исполнения некоторых пьес для виуэлы у Хорхе Фресно звучал благородно и затянутость эта совершенно не представлялась излишней. Напротив, подчеркивая благородство музыкальных пьес для виуэлы. Первые опыты музыкантов-аутентистов таковыми и были, нарочито замедливался темп исполнения. Но позже исследователи старинной музыки пришли к выводу, что темп исполнения должен быть достаточно живым. Замедленность привнесли композиторы-романтики в их псевдо старинных сочинениях. Но Хорхе Фресно многие пьесы исполнял и очень живо. Например, гальярду
Алонсо Мударры или сонет №7
Дьего Писадора.
На обороте конверта этого альбома была большая статья, но не о творчестве Хорхе Фресно, а о музыке для vihuela (виуэлы). Информация из этой статьи и легла в основу статьи о виуэле на сайте «античной гитары». Хотя там были использованы и другие источники, также указанные в соответствующем разделе. Также как моральную поддержку сайту оказали тогда отечественные исполнители на виуэле и барочной гитаре
Анна Тончева (Москва) и
Владимир Каминик (Санкт-Петербург).
На фотографиях пластинки видно, что цвет лейблов разный. Это не значит что альбомы эти были разного содержания. Просто цветная маркировка виниловых лейблов в СССР означало качество записи, и после какого количества отпечатков с матрицы вышла эта партия винила. Белый цвет самая массовая партия, выпущенная после использования матрицы для более качественных первых тиражей (красный и синий колер)
К сожалению имевшаяся в моей коллекции грампластинка, как и многие другие, пришла в негодность, что меня крайне удручало.
Долго не мог я найти записи этого аутентиста на CD-носителе, но вот в 2002 году мне улыбнулась удача и в «Madrid Rock» удалось приобрести 2LP «Vihuelistas Espanoles (S.XVI)» (ещё в старом оформлении - двойной коробке и с оформлением обложки иллютрациями из Беатуса Льебана), где звучат произведения
Луиса Милана,
Энрике Вальдеррабано,
Алонсо Мударры,
Мигеля Фуэнльяны,
Луиса де Нарваэса,
Дьего Писадора и
Эстебана Дасы в исполнении Хорхе Фресно. На момент действия основного хостинга сайта, здесь были выложены действительно редкие записи исполнительского мастерства этого музыканта. В начале 2000-х гг. и виниловая пластинка, и его 2CD-LP были в РФ редкостью.
Примеры иcполнительского мастерства Х. Фресно (не перезаливал):
Enriques de Valderrabano
Soneto VII - vihuela
Luis Milan
Fantasia I - vihuela
Luis Milan
Fantasia III - vihuela
Miguel de Fuenllana
Duo contrapunto - vihuela
Alonso Mudarra
Pavana para guitarra al temple nuevo - guitarra
Проживая в провинции, пусть и не совсем уж глухой, я полагал, что и виниловая пластинка, и его 2CD-LP уже большая редкость. Не ведая, что фирмой мелодия был переиздан репликант винила с записями виуэльной музыки в исполнении Хорхе Фресно. Сейчас в интернете появилась информация о самом музыканте и его альбомах, которой на момент действия сайта «античной гитары» на старом хостинге в сети ещё не было.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Рецензия П.Пичугина к грампластинке "Испанские виуэлисты XVI века"
ИСТОЧНИКИ WEB-a:
http://angelesruibal.comhttp://guitarra.artepulsado.comhttps://www.discogs.comhttp://www.sonusantiqva.org