навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаем, авторство статей на Античной гитаре принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
Это одна из ранних статей, публиковавшаяся ещё на первом хостинге, когда сайт «Guitarra Antiqua» был с доменным именем ru68guit.km.ru
ZYRIAB
Чу, Малегеньи звуки я слышу!
Глубокого Пенья, я слышу вирши.
Канте чико - тоже искусство
Что поётся под солнцем юга.
В Мáлаге солнечной, жаркой Гранаде
Тени ИСТОРИИ древней плачут.
Кордубы, что Сенеку миру явила,
Ввысь минарет уходит могучий.
И на брегах Средиземного моря
В лачугах жалких
И шантанах, туристам
Искусство хитано, страстно и быстро,
Guitarra Flamenca, в ночи являет.
Нет, не о сладкой любви эти строки,
И не о крепкой мужской дружбе.
В южной ночи слышна песня ПТИЦЫ, -
Птицы ЧЁРНОЙ, с ВОСТОКА прибывшей…
Ф.Г. Лорка.
/пер.М. Цветаевой, 1898/
Зирьяб аль-Мугани (Зириаб, Зариаб, Зарип, Джерьяб, Джераб и ещё десять миллионов транскрипций - ... арабский -
проблема идиома.) - арабский певец, лютнист, поэт, композитор, теоретик, педагог (родился около 789г. - ум. 845 или 857г./по х.л.и./).
Его имя означает "Черная Птица" - это прозвище было дано ему из-за "темной" окраски и мелодичности его голоса. Зирьяб - наиболее прославленный музыкант арабского Запада, настоящее его имя Абу-ль-Хасан Али бен Нафи. Ученик Исхака аль-Маусили (по другим данным, Ибрахима аль-Маусили).
Жил и работал при дворах в Багдаде, Кайруане (Тунис). Благодаря своему таланту и виртуозной игре на лютне он заслужил благоволение легендарного багдадского халифа Харун-ар-Рашида (786 - 809 гг.н.э.).
По свидетельству ал-Макари, Зарьяб был маула халифа ал-Махди (ум.895 г.х.л.и.) и учеником Исхака Маусили, чьи песни он выучил тайно. Статус маула (мн.число мауали) или класс свободных людей-клиентов имели большинство выдающихся музыкантов. Статус клиента давался мусульманам неарабского происхождения знатными родами с целью интегрировать их в высшее общество. О происхождении же Зирьяба существуют различные точки зрения. Есть мнение, что он родом из Африки, возможно, бербер. По другой версии он имел персидское происхождение. Цвет кожи, вероятно указывает на его африканское происхождение или на то, что он был потомком чернокожей рабыни или смешанного происхождения. Последнее было тогда распространённым явлением. .
Итак, по версии ал-Макари халиф Харун ар-Рашид, прослышавший о талантах Зирьяба, попросил Исхака Ал-Маусили представить ему молодого музыканта. Искусство Зарьяба произвело сильнейшее впечатление на халифа, вызвав тем самым ревность Исхака. Пригрозив бывшему ученику Зирьябу, Исхак ал-Маусили вынудил его покинуть Багдад, спасаясь бегством в Северную Африку (Magreb). Зирьяб прибывает в Тунис и находит здесь убежище, поступив на службу к правителю династии Аглабидов Зайаддиналлаху I (816-837 х.л.и.) в Кайруане. Однако в 821 году оскорбив эмира одной из своих песен, Зирьяб был приговорен к высылке. Предложив свои услуги ал-Хакаму (ум.822 г.х.л.и.) Зирьяб получает согласие и приглашение в Кордобу - столицу ал-Андалуса. Однако, к моменту приезда музыканта ал-Хакам умирает. Этот приезд приходится на восшествие на трон Абд ар-Рахмана II (822-825 гг.х.л.и.), который также был покровителем искусств.
Ночная КордобаОбосновавшись в Кордове (822г.), при дворе эмира Абд-аль Рахман II, Зирьяб приобретает исключительную популярность, он становится приближённым Абд ар-Рахмана ад-Дахиля и его придворным певцом. Эмир осыпал Зирьяба благодеяниями, дарил ему поместья и сады.
В Кордове (более правильная транскрипция
Кордоба - прим. Rustik68), Зирьяб основал школу музыки. Основоположник так называемой андалусской школы, Зирьяб, установил 24
нубы,
конструировал музыкальные инструменты и создал оригинальную модель лютни усовершенствовав аль-
уд (испанцы называли её ла-уд), кроме того, он использовал новый тип смычка - звук в аль-уде извлекался смычком, плектром или с использованием пальцевой техники.
Добавив к аль-уду пятую струну, Зирьяб создал ту
лютню, которой позже пользовались как в христианской Испании, так и в
Северной Африке.
Влияние Зирьяба оставило значительный след в вокально-музыкальном искусстве Испании. Впрочем, кроме этого, он оказался образцом для подражания и в других областях жизни испанских арабов: он явился законодателем в вопросах правил этикета - еды, питья, туалета, приёма гостей, стал непререкаемым судьёй в вопросах вкуса, элегантности, остроумия. Даже привычный нам порядок очерёдности трёх блюд подаваемых к обеду, был установлен с подачи Зирьяба, который рекомендовал сначала подавать суп, затем, на второе - рыбные блюда, и в третью очередь десерт и напитки. Так что садясь за обеденный стол, кроме привычной благодарности, возносимой Аллаху - Владыке Миров, не забудем и Зирьяба.
Автор свыше 1000 песен, Зирьяб, обучил пению восемь своих детей. Не лишне отметить, что Кордоба, где Зирьяб наиболее полно проявил свой талант, является местом проведения ежегодных конкурсов гитаристов.
Пако де Лусия посвятил этому легендарному средневековому музыканту мусульманской Испании композицию "Zyryab" на одноименном CD-альбоме.
Paco de Lucia - Ziryab (Live in Sevilla)
Click to view
Надо отдать должное этому знаменитому гитаристу (особенно должны благодарить арабские музыковеды), ибо многие испанцы, в том числе и именитые культурологи, полностью отрицают влияние арабов на испанскую культуру. Прекрасное и, надо заметить, далеко не единственное исключение составляют испанские музыканты из группы Мудехар, которая обосновалась в Альмерии (
Андалусия).
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Ханна аль-Фахури. История Арабской литературы. Т2. М., Иностранная литература 1961.
Сергеева Т.С. Музыка ал-Андалус: рождение западно-арабской классики. Казань 2008Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Шумовский Т.А. По следам Cиндбада-морехода. Океанская Аравия. М., Мысль 1986.
Перевод М.Цветаевой доселе неизвестного стихотворения Гарсии Лорки, найден мною в архиве Дома-музея Марины Цветаевой, что находится в Елабуге, во время моей случайной командировки по городам и весям Республики Татарстан, в рамках надзора за пром.предприятиями, предприятиями ком.быта и соц.значимыми организациями, а также прочими мелкими предприятиями типа чэпэшников.
ИСТОЧНИКИ в WEB-е:
Музыка средневековой Андалусии. "Группа Мудехар"
Регистрация никнеймов