Девица на вид приличная и, возможно, даже не пьющая, объясняла мне так: шкалик (60 г), мерзавчик (100 г), чекушка (250 г), косушка (300 г), осьмушка (610 г), штоф (1 200). И, дескать, все эти классические бутылочки возникли из последовательного деления пополам 12-литрового ведра с учетом поправок, внесенных во вместимость тары стеклодувами.
Если поискать в сети на аналогичные запросы, то, как правило, информация не сходится, вероятно, ввиду долгого отсутствия мелкой расфасовки в несувенирных целях. Но я-то законспектировал информацию от экскурсовода водочного музея, доверия к ней больше, правда?
Почему музей водки открылся именно в Угличе? Угличская земля - родина знаменитого Петра Арсеньевича Смирнова, человека-бренда. Во времена его рождения, это впрочем, была мышкинская земля, поэтому в Мышкине тоже есть музей водки. Вообще подобным городам только дай повод, они сразу соорудят музей и легенду, в крайнем случае, объявят себя родиной Деда Мороза.
Сам П.А. Смирнов развернул свое дело вовсе не провинции и получил звание поставщика двора Его императорского Величества, что давало ему право изображать на этикетках государственный герб России.
Выставка старинных бутылок (самый старинный - штоф 1812 года). И ведь бывают очень красивые бутыли для спиртного, но только не тут.
Есть в музее водки медаль - точная копия той, которой Петр Великий награждал самых отпетых выпивох. Носить ее не легко: весит царская награда 6,8 кг, а со всей своей железной обвязкой - 8 кило. Носить ее приходилось целую неделю.
Некоторые копии знаменитых картин работы угличского художника Охлестина. Вообще в провинции свои формы жизни, и нечего тут иронизировать. К примеру, в Воронеже главная форма жизни, это - романы (не литературные, а те, которые случаются между мужчиной и женщиной в состоянии высокого напряжения телесных и душевных сил).
Самогонные аппараты разных конструкций.
И вот главная «историческая информация», которая перепала от экскурсоводши.
До 1898 года водки как таковой, т.е. как 96% спирта, разведенного водой, не было. Напиток назывался «столовое вино» или «хлебное вино» и был обыкновенным самогоном.
«Водка» как слово на этикетке впервые появилось в 1936 году, а до этого называлась «казенка» или «монополька».
Была у меня собственная книжка Вильяма Похлебкина «История водки». Но не открыл ни разу и потерял. Вильям Васильевич, если бы дожил, наверное, мог бы с экскурсоводом поспорить, а по мне лишь бы люди от водки по глупости
не умирали.
Источник