simtour in ru

Экспедиция «СВОЁ РАДИО» №4 в подробностях - тюрьма, мыши, подземелья, Нарчатка, Сурья, сапоги...

Apr 16, 2015 16:24






4 Апреля 2015 года состоялась очередная, уже 4-я по счёту "Экспедиция "СВОЁ РАДИО" по Пензенской области, организованная радиовещательной сетью «Свое радио», телерадиокомпанией «Экспресс», турфирмой "Лариэльтур" и туристическим сообществов expedition58. Участники данного блог-тура увидели интересные, необычные и, местами, малоизвестные достопримечательности Наровчатского и Нижнеломовского районов Сурского края. И получили массу самых разнообразных эмоций, как от знакомства с бытом народа буртас и прогулок по Троице-Сканову и Успенско-Казанскому монастырям, так и от посещения пензенских подземелий и самой настоящей, пусть даже и позапрошлого века, тюрьмы. Ну, а тем, кто не смог с нами поехать, предлагаю, присоединиться к прошедшему экскурсионному выезду хотя бы виртуально. И узнать все моменты 4-й "Экспедиция "СВОЁ РАДИО", что называется, во всех подробностях.




1. Первой точкой на маршруте экспедиции "СВОЁ РАДИО" стала тюрьма в Наровчате 1819 года.




2. А точнее, исторический комплекс "Тюремный замок" при наровчатском музее-заповеднике.




3. Созданный и восстановленный, относительно недавно, силами наровчатского землячества.




4. И непосредственно директором местного музея Сохряковым Александром Григорьевичем. Который и рассказал нам об истории наровчатской тюрьмы и провёл подробную экскурсию по всем комнатам и тюремным камерам комплекса.




5. Однако, перед посещением того места, от которого, как гласит народная мудрость, зарекаться совсем не стоит, некоторые участники поездки решили проверить себя на предмет "причастия к уголовному миру". А то мало ли что - в тюрьму как-никак добровольно собираемся.




6. Удостоверившись, что никто "в списках не значится" мы заступили на "регистрацию" к серьёзному, но молчаливому надзирателю. Который, за всё время нашего посещения тюрьмы так и не поднял головы от своих важных бумаг с дореволюционными "ятями".




7. Не подумайте, что заключённые в прошлом и позапрошлом столетии отбывали наказание в тюрьмах с подобным комфортом. По крайней мере, в квадратно-площадном исчисление. На самом деле - это больничная камера. Поэтому и места побольше.




8. Стандартная же камера на порядок меньше и теснее. Хотя, и это, как оказалось неплохо - тюремный карцер, увиденный нами чуть дальше, поразил полным отсутствием мебели и своей шириной. Которая, при довольно высоких потолках, надо заметить, составляла хорошо если 1 (один) метр.




9. С другой стороны - это всё-таки карцер, комната для особо "отличившихся" содержанцев тюрьмы. За которыми, при таких размерах камеры, наблюдать из-за двери было, видимо, гораздо удобнее.




10. Ну, а это, можно сказать уже другой "конец тюремной палки" - VIP-камера для политических заключённых (например, декабристов). Среди которых, как известно, было немало людей родовитых. И к которым, не смотря на их прегрешения, государевы люди, даже в тюрьмах, относились всегда более адекватно и лояльно.




11. Хотя, качество пайки и её количество было плюс/минус тоже, что и у всех.




12. Обязательным атрибутом всех тюрем царской России (а тюрьма в Наровчате построена по типовому образцовому проекту) была тюремная часовня или небольшой храм. Где, заключённые (из тех, кого можно было выпускать из камеры) молились и думали над греховностью своего асоциального поведения. В "Тюремном замке" тоже есть такая часовня. Но, сейчас она находится на реконструкции. Поэтому, нам не удалось туда заглянуть.




13. Однако, в любом случае, наровчатская тюрьма, думаю, впечатлила всех участников поездки. Кого-то, своей нарочитой натуральностью, а кого-то, наверняка, и холодом внутри тюремного комплекса. Из которого, на робкое апрельское солнышко (как там было - на свободу с чистой совестью?) по окончанию экскурсии и фотосессии все выбрались с заметным удовольствием.




14. Поблагодарив нашего экскурсовода и директора музея - Александра Григорьевича Сохрякова, и осмотрев то немногое, что осталось от городской соборной мечети времён Узбек Хана (Наровчат - весьма древний город, по разным оценкам ему от 650 до 850 лет), мы нанедолго остановились ещё перед одной визитной карточкой Наровчата...




15. Перед Путевым Дворцом Арапова (домом Пушкиной). Выделяющимся своей ажурным деревянным кружевом среди окрестных домов. Некогда этим красивым зданием владел кавалергард, генерал-лейтенант Иван Андреевич Арапов. Который был женат на Александре Петровне Пушкиной-Ланской - родственнице великого русского поэта. В доме Араповых часто гостили разные известные местные и столичные особы прошлого. В том числе, например, Мария Александровна Гартунг, урожденная Пушкина. Или Александр Александрович Пушкин, старший сын А.С. Пушкина - генерал, герой Балканской освободительной кампании.




16. После Наровчата команда экспедиции "СВОЁ РАДИО" отправилась в село Сканово. Где расположен, один из самых известных и, пожалуй, один из самых красивых монастырей Пензенской области - Троице-Сканов женский монастырь.




17. Троице-Сканов монастырь был основан в середине XVII века как мужской монастырь. Однако, точных документов о дате основания Сканова монастыря (из-за пожара 26 апреля 1676 года) до наших дней не сохранилось. Более того, считается, что и само название Сканово имеет как минимум две теории происхождения.




18. По одной из версий, название монастыря произошло от речки Скановой, якобы некогда протекавшей недалеко от его стен. По другой же, Сканов монастырь назвали Скановым по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца, приложившего руку к созданию этой обители.




19. Самой почитаемой в монастыре иконой, является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевской». Икона была написана в 1765 году монахом Евфимием в Чолнском мужском монастыре близ города Трубчевска. Однако, судя по реакции экспедиционных фотографов, в Троице-Скановом монастыре им понравилось не только духовное, но и сугубо мирское. Например, местные кошки.




20. От монастырских кошек автобус экспедиции "СВОЁ РАДИО" отправился дальше по маршруту, к... мышкам. К летучим мышкам! В подземелья Наровчатского пещерного мужского монастыря.




21. Где нашему гиду Юрию, один из членов экспедиции - Олег Авдеев, 30 лет назад принимавший участие в раскопках наровчатских пещер, рассказал (и показал на фото), пожалуй, больше, чем тот рассказал всем нам вместе взятым. Так и общались - Юрий делился информацией о нынешнем состоянии подземелий, а Олег добавлял занимательные факты из прошлого.




22. Наровчатские пещеры - это не только рукотворные катакомбы, уходящие в своей истории в глубь веков, но ещё и часть, выстроенного вокруг горы Плодской мужского монастыря. Поэтому, в пещеры, где сохранились кельи монахов-отщельников входим с зажжёными свечами.




23. Тем более, что без свечей или иного другого света в многочисленных (местами перекрещивающихся) ходах подземелий просто ничего не видно. А смотреть (хотя бы себе под ноги) надо - местами на полу попадаются старинные кирпичи и обвалившиеся камни.




24. Да и свод пещер периодически заставляет пригибаться не только мужчин, но и более компактных дам.




25. Поэтому, мысль прихватить с собой в поездку фонарики, пожалуй, была правильной.




26. Так, в кромешной тьме подземелий мы хотя бы друг друга видели и идентифицировали. Хотя, как оказалось, вся наша группа умудрилась не только временно потерять гида, но и каким то образом встречаться (небольшими частями, по три, четыре человека) в каком либо месте пещер, заходя в него с разных тоннелей и разных сторон. Бывало, даже двигались по "встречной".




27. В настоящий момент, протяжённость наровчатских подземелий составляет более 600 метров. Однако, ранее здесь было выкапано и прорыто 2,5 километра ходов, уходящих на десяток метров в толщу горы на пяти различных уровнях. Остатки развлетвлённых катакомб даже сейчас можно увидеть, как снаружи (по характерных провалам грунта), так и внутри (обвалившиеся тупиковые ответвления) пещерно-монастырского комплекса.




28. Более того, помимо самих ходов, монахами было вырыто ещё и три десятка небольших келий. Где отшельники жили и молились в уединении. А один из подземных гротов был превращён в настоящюю церковь.




29. Однако, до сегодняшний дней от былого многообразия подземных построек (кельи-затворы, кельи-костницы, кельи с аркасолиями и тд) осталось далеко не всё.




30. Но, даже та часть подземелий, что доступна сейчас - и то поражает. Поражает тем объёмом человеческого труда, что был затрачен на создание этого, по-своему, уникального подземного города.




31. Города, со своими "дорогами", "перекрёстками", разноярусными "эстакадами" и "домами". Некогда навсегда покинутого подземными "жителями".




32. Поэтому, путешествие по наровчатским катакомбам, пожалуй, для всех нас оказалось весьма интересным занятием.




33. А временами и страшным - идешь себе, идёшь в почти полной темноте по одному из проходов пещер, а тут, вдруг, навстречу очередная групка "заблудившихся" нежданно показывается...




34. Или в свете фонаря какая-либо надпись. Коих в подземельях (как старинных, так и относительно современных) довольно много.




35. Но, в целом, бояться в пещерах - нечего и некого. Хотя, про наровчатские катакомбы и гуляет в народе немало различных историй с "трагическим концом". Заблудиться тут тоже, пожалуй, не получиться - даже в темноте, даже одному, если покрутиться по ходам полчасика или чуть более, обязательно выйдешь на свет.




36. Ну, а местные мышки, так те, вообще, не страшные. Даже, наоборот - симпатичные. Мохнатенькие такие, ушастые. Висят вниз головой - храпят на все пещеры.




37. Встреча с каждой такой рукокрылой красавицей вызывал у всей нашей группы неподдельный интерес. И желание провести зверюшке персональную фотосесию. Что, в общем-то, тут же попрощалось в жизнь.




38. В общем, по пещерам мы гуляли долго - понравилось, выходить не хотелось. Однако, нас уже ждали в следующей точке на маршруте экспедиции "СВОЁ РАДИО"...




39. В единственном в своём роде, частном (что в Пензенской области ещё более уникальные пример) музее истории и культуры народа буртас, что расположен в селе Сканово.




40. Директор музея и отличный гид-рассказчик - Чекашкина Мария Васильевна ждала нашу группу у порога музея в самом настоящем национальном костюме. Чем, конечно, весьма удивила участников поездки. Которые принялись фотографировать её прямо при входе.




41. И не прекращали этого действа за весь её подробный рассказ об истории, культуре и интересных артефактах народа буртас, представленных в данном музее.




42. Фотографы, что чуть поленивее, просто сосредоточились на процессе погружения в историю. Тем более, что история в музее буртас окружает посетителей со всех сторон. И в отличии от других подобных заведений, доступна не только взгляду, но и рукам.




43. Например, древнюю керамическую фигурку ведийского божества Сурьи, найденную некогда в наровчатских пещерах, не прикрывает (как обычно) толстенное стекло. И она доступна для подробного изучения со всех сторон.




44. Впрочем, и не только она. Почти все экспонаты музея истории и культуры народа буртас можно рассмотреть (и сфотографировать) близко и во всех деталях. Согласитесь, далеко не в каждом историческом музее такое возможно.




45. Более того, Мария Васильевна - директор музея, сама предлагает оценить некоторые предметы быта из коллекции собрания, что-называется, на ощупь. Потому, как только так, можно понять все особенности и качество изготовления, например, уникального сапога-гармошки.




46. А потрогать окаменевший зуб сурского мамонта (к буртасам он имеет, конечно, весьма далёкое отношение) можно не только профессиональным дантистам.




47. Ещё одной интересной особенностью музея истории и культуры народа буртас является то, что в этом музее можно... остановиться на ночь. Или на две. Или на три. Или, вообще, тут жить целую неделю. Потому как, в комплексе музея помимо экспозиции есть и ещё и несколько домиков для гостей, оформленных в деревенском стиле (и с настоящими артефактами прошлого).




48. Так что, если кому наскучит ежедневный городской быт - как говорится, добро пожаловать. Не "к тётке, в глушь, в Саратов". А в Пензенскую область, в Сканово, к буртасам.




49. Потому, как тут столько всего интересного. Как большого...




50. Так, и не очень.




51. Сфотографировавшись всей дружной компанией среди многочисленных раритетов летнего подворья музея истории и культуры буртас, участники экспедиции "СВОЁ РАДИО" отправились дальше. На свидание с мордовской княгиней (по другим данным - царицей) Нарчаткой.




52. Памятник которой установлен на берегу реки Мокши, как раз между селом Сканово и Наровчатом. По легенде княгиня Нарчатка возглавила дружину, защищавшую город Наровчат от войск татарского хана Тагая. Однако, дружина Нарчатки была разбита татаро-монголами и спасаясь от плена, княгиня бросилась на коне в реку Мокшу, в самом широком ее месте, около Пенясевой заводи. Усталый конь не мог переплыть реку с тяжелой вооруженной Нарчаткой и потонул вместе со всадницей.




53. Следующим местом (заключительным в программе данного тура) на пути экспедиции "СВОЁ РАДИО" стал Казанско-Богородицкий (Успенский Казанский) мужской монастырь в селе Норовка - пригороде Нижнего Ломова.




54. Этот монастырь на протяжении своей истории тоже не раз оказывался в центре военных конфликтов. Так как, в период крестьянских войн 1667-1671 гг. здесь расквартировывались атаманы Степана Разина. А сто лет спустя, именно, из Казанского мужского монастыря руководили осадой Нижнего Ломова атаманы уже другого народного предводителя - Емельяна Пугачёва. Притом, за то, что местный архимандрит Исаакий встретил восставших с хоругвями, иконами и колокольным звоном, здешние монахи, после подавления пугачёвского бунта, были сильно наказаны.




55. Сейчас исторические здания монастыря (из тех, что хоть как-то сохранились до наших дней) находятся в плачевном состоянии. И вряд ли смогут быть восстановлены - слишком уж сильны необратимые последствия многих лет забвения.




56. Однако, рядом со старинным жилым корпусом архимандритов (который пока ещё хоть как-то походит на здание) постепенно строится современная часть возрождённого Казанско-Богородицкого монастыря.




57. Состоящая из относительно небольшой Казанской церкви, построенного на месте, где до революции стоял величественный Казанский храм Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря.




58. И деревянного комплекса из часовни и купелей, расположенных на месте, где 8 июля 1643 года конному казаку Андрею Михайловичу Набокову явилась Казанская икона Божией Матери, давшая название вскоре открытой в Норовке монастырской обители.




59. Кстати, вода из здешнего источника, сейчас заключённого в красивое каменное обрамление в виде креста, посредством установленных насосов ранее питала весь Нижний Ломов, расположенный чуть выше по склону холма. Да и ныне (если судить по количеству людей с бутылками и канистрами) тоже пользуется немалой популярностью.




60. Попробовав монастырской воды на вкус (село Норовка имеет ещё одно название - Монастырское).




61. И бросив последний взгляд на остатки разрушенной Казанско-Богородицкой колокольни, участники экспедиции "СВОЁ РАДИО" засобирались в обратный путь -  домой, в Пензу.




62. Тем более, что лёгкая накопленная усталось после посещения и осмотра стольких интересных мест уже давала о себе знать - в столицу Сурского края мы въезжали с наполовину спящем автобусом.

В общем, четвёртую экспедицию "СВОЁ РАДИО" (так же, как и первую, и вторую, и третью) можно признать состоявщейся и успешной. Думаю, что некоторые достопримечательности в субботней поездке были для части участников трипа маленькими (а может и большими) открытиями на карте Пензенской области. А раз так, то наши поездки по родному краю мы будем продолжать - встречаемся в пятой экспедиции "СВОЁ РАДИО", которая состоится уже совсем скоро! Когда? Следите за анонсами!

пенза, пресс-тур

Previous post Next post
Up