Фотоотчет о походе в пещеру "Веревка". Саблинский памятник природы.

Feb 05, 2019 13:47

Про пещеру "Веревку" я когда-то уже писал, но так как мы совершили спустя пару лет новый поход туда - не грех и еще раз написать, показав фотографии с новой прогулки. Это самая дальняя из саблинских пещер. Входит в состав Саблинского памятника природы, хотя и имеет рукотворное происхождение: пещеру прорыли в конце 19 века, чтоб добыть белый кварцевый песок, который крестьяне продавали стекольному заводу (стекло делается из кварцевого песка). Хоть это и самая древняя пещера из всех, она сохранилась лучше всего - именно благодаря отдаленности от людей. Здесь можно увидеть стены и потолки такими, какими они были изначально, погрузиться в атмосферу загадочного подземного мира с его темнотой и тишиной.

Итак, отчет о нашем походе в эту пещеру, что состоялся 2 февраля 2019 года

Маршрут начинается от станции Обухово. Здесь нас ждет электричка, у которой Обухово - станция отправления, а не промежуточная, как  у других. Поэтому она пустая

С электричкой повезло: это одна из последних торжокских моделей, очень приятная, с хорошими сидениями

Приехали на станцию Саблино. Садимся на автобус у вокзала. Едем до моста через реку Тосну. Оттуда пешком вдоль реки

По пути проходим Графский склон, где тренируются альпинисты

Обычно их не больше десяти человек, но в этот раз была целая толпа, видимо несколько групп приехало

Мы идем дальше - вверх по течению реки

Лед на реке Тосне. Ходить по нему пока я бы не рискнул - во многих местах промоины

А вот и наша пещера! Вход в нее можно назвать легким и комфортным. Лет пять назад он был вдвое уже.

У входа в пещеру, через метр от начала, можно уже подняться с брюха.

А потом можно встать в полный рост - дальше пещера вполне комфортна для ходьбы. Это отличает ее от других саблинских систем. Ползать здесь нигде не надо. И сухо, нет грязи.

Ровные стены и потолки, оставшиеся со старых времен

Идеально ровный потолок. За сто лет он никак не деформировался.

Просторная пещера, как видно из нашего группового фото. Почти все ходы позволяют стоять в полный рост

Здесь много мышек

Пещера Веревка разделяется на две отдельные части. У входа развилка, можно идти по трем направлениям. Левое и центральное - это одна система, левая половина пещеры. Ну и правый ход - совсем другая часть пещеры, сильно отличающаяся, как будто они разного происхождения. Здесь нет нигде прямых стен и потолков, все выглядит так, будто пещера формировалась под действием сил природы. А в левой части наоборот, все ровное и прямое, оставшееся с конца 19 века в почти неизменном виде. По сути, это две очень разные пещеры, соединенных в одно целое.

Мы идем сначала в правую часть, искаженную силами природы и физическими процессами

"Правая Веревка" (звучит с каким-то фашистским оттенком, но в данном случае иначе не сказать) выглядит так, как часто выглядят пещеры, сформированные силами воды. Например, похожа на пещеру в Рождествено

Возможно, что изначально тут были обычные коридоры, но потом был какой-то поток воды, который все разрушил и поменял. Может быть, это была не вода, а сильные потоки ветра, когда пещеру почему-то мощно продувало.

А может крестьяне, прорубавшие ее, были хронически пьяными, и сами стали подобными воде...

В отличие от "Левой Веревки", "Правая" имеет все, что есть в других саблинских пещерах - завалы, обрушившиеся залы, подъемы и спуски, понижения и повышения уровня пола.

Здесь стены красные, из красного песка, потому что потолки осыпались, пол стал выше, и белый слой кварцевого песка оказался ниже уровня пола.

Понижение уровня

Здесь низ стены белый, из кварцевого песка, а верх - красный

Просторный коридор. Они идут более менее параллельно друг другу, поэтому заблудиться сложно - главное помнить, с какой стороны была река, чтоб идти в нужную сторону в одном из параллельных ходов

В "Правой Веревке" находится сама "веревка"  - длинный коридор без ответвлений

Этот тоннель, похожий на схеме пещеры на веревку, и дал название всей пещерной системе

Стены и потолок - идеально ровные, в отличие от всей остальной правой части системы

Сидим  в конце "веревки"

Вид из тупика

Очень непривычный для данных мест вид

Иду назад. На меня идут фонари - это мои туристы. Выглядит зловеще

Возвращаемся в "Правую Веревку"

В какой-то момент наши туристы пошли двумя параллельными коридорами. Это привело к сбою в моей голове, и я в итоге их провел по кругу, и вернулся назад. Пришлось их оставить  на развилке, пройти одному как можно дальше, увидеть, где выход из системы - и позвать их на звук своего голоса, и свет фонаря, потому что, когда идут все сразу, и в нескольких коридорах, ориентацию в пространстве легко потерять.

В этом проходе кто-то прорыл канавку. Зачем - это загадка

Самая чистая из саблинских пещер. Нет мусора вообще

И тихо. Все туристы ходят в пещеры поближе.

Отверстие в проходе хаотичной формы

Царство неправильных контуров. Только здесь так.

Мышь висит на потолке, словно елочная игрушка

Вернулись в начало. Идем теперь в другую половину пещерной системы. "Левая Веревка" совсем другая. Тут стены и потолки в основном из кварцевого песка - белые

Форма ровно такая, какую ей придали сто лет назад добытчики песка

Никакого хаоса. Все ровно

Как будто работы по добыче песка завершились недавно. Все цело

Миниатюрное подземное озеро

Стол. А на нем традиционный для Саблинских пещер журнал посещений

Посетителям пещер принято оставлять запись о том, что они тут побывали. Мы соблюдаем эту традицию

Продолжаем обзор

Кстати, стены и потолок белые. А откуда на полу желтый песок? Надуло из другой части пещеры? Принесло когда-то водой? Загадка.

Это остаток крепей - бревен, которыми подпирались своды пещер, чтоб не рухнуть на добытчиков песка

Дырка в стене между двумя коридорами. За ней - то самое озерцо. Дырка получилась от того, что один коридор слишком близко подошел к другому, и стена случайно продырявилась. Это было от того, что разные коридоры разрабатывались разными людьми, без единого четкого плана.

Но в целом - пещера представляет собой весьма упорядоченную систему

Красота!

Здесь можно жить...

А вот кто-то и живет...В дальнем закутке пещеры - палатка, там кто-то спит...Наверно, ночь была очень бурной, раз приходится днем отсыпаться тут.

Ну что ж, почти все. Осталась лишь последняя часть "Левой Веревки" . У входа, где песок уже прохладный, так как охлаждается холодным морозным воздухом, дующем снаружи, есть несколько почти засыпанных ходов. Такие принято называть "шкурниками", потому что трешься шкурой, когда ползешь. Один из них ведет в большой зал, его называют " Зал Совы". Придется проползти метра четыре на животе. За дыркой на фото - поворот направо, к залу

Заползаем в зал

Путешественники под впечатлением

Сначала я их фотографирую под куполом зала

Потом Миша уползает вниз, и фоткает нас

Версия от Миши

Ползем к выходу

Поход окончен. Можно попить чаю снаружи.