Выходные в Казани.

Jan 16, 2018 19:35

На этом месте мог быть захватывающий и полезный каждому путешественнику текст о Казани: о её достопримечательностях, музеях, людях и событиях, что произошли с нами - домоседами за два январских дня в этом городе. Но будет сухпаёк из перечня увиденного и карта. Карта приблизительная, сухпаёк условно съедобен. Зато виды в иллюминатор зашибенские. Жаль - всего лишь галлюцинация от перегрузок при взлёте.

Отстегните ремни, взлетаем.
Ценник я озвучу в конце полёта.

День первый (место старта обозначено сиреневой единицей на карте).

Приехав в Казань к 9 утра и забросив рюкзак в хостел, мы завтракаем в кафе рядом с хостелом и на автобусе приезжаем на остановку рядом с театром Оперы и балета, откуда идем пешком по улице Карла Маркса в сторону Кремля(2). Для первого знакомства с городом улица вполне подойдёт. Она довольна типична для центра города, немноголюдна. И если выбирать альтернативные маршруты в Кремлю, я предложил бы любую из хорд от улицы Пушкина, но только не пешеходную улицу Баумана. На неё вы всегда успеете попасть, а вот увидите ли другие улицы - с иным настроением и застройкой - загадка.

Завтрак из супа и второго блюда в кафе /no name/ - 500 рублей на двоих. Проезд - 25 рублей с человека.

Центральные улицы выглядят гораздо ухоженнее, чем десять-двенадцать лет назад, когда город перестраивался к празднованию своего 1000-летия, и разница между фасадами на пешеходных улицах и остовами покинутых зданий во дворах бросалась в глаза даже тем, кто не сворачивал с туристических маршрутов. Административные здания рубежа 19-20 веков соседствуют с подновлёнными жилыми пятиэтажками, ближе к Кремлю появляются кафе и элитное малоэтажное жильё.

Кремль. Вход бесплатный. Смотровая площадка на вершине Преображенской башни закрыта на зиму (летом с башни открываются вот такие виды). Очень жаль. Лучшего места, чтобы продрогнуть на ветру,  не найти. Ну разве что подняться на смотровую площадку колокольни на Баумана. Но это я забегаю вперёд. Мы осматриваемся на территории, посещаем пару сувенирных лавок (ничего не заинтересовало)  и выставку "Дух воина. От скифов до золотой орды". Реклама выставки лукавит - бесплатная экскурсия не отменяет платы за вход в музей, хотя об этом умалчивают. 400 рублей с человека. Для любителей загадочных ржавых ножей и не наигравшихся в солдатики\в куклы ребятишек - самое то. Мне понравилось, рекомендую.

Затем мы идём в мечеть Кул-Шариф. Там толпы экскурсантов, и мы тратим полчаса на стояние в очереди, чтобы подняться на третий этаж - на балкон для туристов. Гиды работают в стиле "быстро фотаем и спускаемся вниз, освобождаем место для следующей группы. Что да как - вы видели, а теперь я об этом поговорю". Обзорная экскурсия по Кремлю стоит 1000 рублей,  и в праздники это лишённая всякого смысла затея.  Хорошо, что не купились, оставили идею с гидом до лучших времён. Далее мы зашли в Благовещенский собор, потолкали башню Сююмбике (падать - падает, но стоит крепко) и поглазели на ажурные проездные ворота башни, помёрзли, глядя на противоположный берег реки Казанки за кремлёвской стеной, и поскакали, цокая закоченевшими пятками, на поиски ресторана татарской кухни.

Ближайший открытый и свободный ресторан мы отыскали на улице Бутлерова, 31 (бирюзовая Р в правой части карты). Это "Биляр".  Отведали шурпу из баранины, элеш с уткой и бульоном, манты из говядины и баранины, конину с грибами и татарский чай (это смень зелёного\черного чая с травами). Получилось примерно на 1500 рублей вместе с чаевыми.

После ужина мы вернулись в центр - к "Кольцу", где решили прокатиться на метро  - посмотреть на оформление станций и избавить себя от очередного марша по Баумана. 25 рублей - жетончик на одну поездку. На станции "Площадь Габдулы Тукая"  я советую выделить хотя бы пять минут - примерно с таким интервалом ходят поезда в казанской подземке - чтобы рассмотреть сюжеты народных сказок, представленных на 22 мозаичных панно на стенах. По выходу из поезда на соседней станции "Кремлёвская" я опять же рекомендую не торопиться на выход, а посмотреть на парящего под потолком Зиланта и на скамейки для пассажиров, оформленные в виде минарета, башни Сююмбике и кремлёвской башенки с бойницами.

Фигурка Зиланта - символа Казани (3) стоит на парапете входа на станцию. Сфотографировавшись с ней в обнимку и оставляя кремль за спиной, мы пошли к "Кольцу" (забыл сказать, что это торговый центр на пересечении двух пешеходных улиц - Баумана и Петербургской, и улицы Пушкина) в надежде собрать полную коллекцию туристических символов города прежде, чем нам захочется в хостел поспать. Нашли скульптурную композицию "Доверие", совсем недавно появившуюся в городе, Казанского Кота и Карету Екатерины.  Далее часики пробили 10 вечера и ноги превратились в вату. Пришлось по-мересьевски ползти к хостелу.

__________________________________________________________________________________________

День второй (место старта обозначено сиреневой двойкой на карте).

Второй день начался ближе к полудню. Вот что бывает с путешественниками, сидящими на печи круглый год!  Парочка впечатлений, сытая кухня, тёплая постель - и вместо раннего завтрака вы получаете ранний обед. Так что программу на день пришлось скорректировать, и из неё вылетили дворец бракосочетания в виде многоэтажного казана на другом берегу реки Казанки и виды на кремль с противоположного ему берега. Под вопросом оказались также прогулка по Петербургской улице, театр кукол и даже вечерняя набережная с Дворцом Земледельцев. Решили - что успеем, то и наше.  Потому что главным на день было посещение Старо-Татарской слободы(5) и дома Ушковой(геометку для которого я забыл нанести на карту; ориентир - чуть выше отметки "4").

Прогулку по слободе мы начали от театра имени Камала (на месте которого век назад стояла городская электростанция), покормили прирученных уток и лебедей на набережной озера Нижний Кабан, а затем подались вглубь квартала. Для путешествий в стиле "Михаил Кожухов" с погружением в атмосферу и ремёсла нужны спонсоры и меценаты. Увы. Но теперь хотя бы есть места, где можно реализовать эти желания. Например, музейный комплекс "татарская усадьба" или "Музей татарской культуры и ремесла". Раньше не было и такого. Походив по сувенирным лавкам и насмотревшись на расписные деревянные дома, мы вышли к построенной в 1770 году мечети аль-Марджани - первой каменной мечети, построенной за два века с момента взятия Казани Иваном Грозным. Ещё на два века - пока правила династия Романовых - это место стало религиозным центром всей мусульманской общины Старо-Татарской слободы, и сохранило свою силу в дальнейшем - в годы советской власти, когда аль-Марджани осталась единственной действующей мечетью во всём городе.

Задрав голову, мы смотрели как солнце блестит в полумесяце на вершине минарета, а затем, подавшись внезапному импульсу, устремились едва ли не к самой нижней границы карты, где нашли музей "татарская слобода" (улица Каюма Насыри, 38). Музей появился совсем недавно и, сделав ставку на совмещение традиционного музея с экскурсоводом и статичными экспонатами с интерактивной составляющей - не прогадал. Ведь намного интереснее не только услышать об истории места, где ты только что гулял, о людях, что жили на этой территории веками, о производствах, ремёслах, быте и нравах от воодушевлённо рассказывающего обо всём этом экскурсовода, но и выбрать любую из сторон жизни слободы, полистать на больших экранах фотографии и подобные пояснения к ним, посмотреть короткий фильм о слободе, основанный на редких сохранившихся фотографиях. Наконец, собраться под конец экскурсии всей туристической группой за одним столом и выпить традиционного татарского чаю со сладостями.
Если я вас заинтересовал - прочтите статью о музее на портале inde.io, много времени это не отнимет. Цена на взрослый билет - 550 рублей. С одной стороны - да, не три копейки, с другой - вспомните мой рассказ о гидах кремля и у вас будет подходящий пример для сравнения.

Вторым из объектов "must see" на день был дом Ушковой. Последняя экскурсия по дому стартовала в 5 вечера, и у нас появлялся выбор: успеть добежать от одного музей до другого за 15 минут и успеть на осмотр, начинающийся в 4, или протратить час на бесцельные шатания. Мы выбрали первый вариант и не прогадали. Судя по всему, группа на 5 вечера не набралась. А ради нас двоих вряд ли бы что-то состоялось.

Дом Ушковой перестаивали из трёх существующих зданий в одно в первое десятилетие двадцатого века для Алексея Ушкова (из семьи чаеторговцев, миллионеров, меценатов и прочая), решившего преподнести такой необычный свадебный подарок своей супруге - Зинаиде Высоцкой. Невеста подарок оценила, но не прониклась. К тому же три года спустя супруги развелись, уехали в Москву, уже по отдельности влюблялись, женились, строились и прочая "love is". Так что дом стали сдавать в наем; на первом этаже дома располагались торговые помещения, на втором - жилые. С приходом к власти Советов в здании поселилась библиотека, что с одной стороны спасло дом от сноса, разграбления, поджога. А с другой... странно видеть библиотечные архивы на месте парадных залов и кабинетов. И хотя сплетни и байки, несомненно - интереснейшая штука, мы пришли, чтобы взглянуть на разнообразие интерьеров знаменитого дома.

Процитирую свой же пост в инстаграме : Дом Ушковой в Казани - одно из тех мест, куда я собирался попасть в каждый из своих приездов в город, а получилось только в эти новогодние каникулы. В здании разместилась национальная библиотека, и чтобы пошататься по залам без ограничений во времени нужно оформить читательский абонемент. Но это уже крайности; мы ограничились часовой экскурсией. Прошли мимо драконов по центральной лестнице, увидели парадный зал в стиле ампир, готическую столовую, мавританский зал и сад-грот.

200 рублей с носа - вся радость. Посмотреть на фотографии интерьеров дома в альбоме вКонтакта - бесплатно.

Покончив с must see, мы летим обедать: мимо Петропавловского собора и Александровского пассажа, больше глядя на лёд под ногами, чем по сторонам, выбрав  на этот раз место в центре - ресторан "Вечернее" на улице Мусы Джалиля, 14А. Меню второго дня во многом обыгрывало меню первого: национальные блюда, несколько иные вкусовые акценты и примерно такой же счёт на двоих - 1500 рублей.

Время - около 8 вечера и чего же нам хочется после плотного обеда? Правильно, залезть повыше. Колесо обозрения - по счастью - не работало. Зато за 100 рублей пожертвования с каждого мы поднялись на смотровую площадку колокольни на улице Баумана с совершенно незапоминаемым названием "колокольня Богоявленского Собора с храмом третьего обретения честной главы Иоанна Предтечи" (копипаста). Высоко, очень ветренно и холодно. Лезть в минус десять на верхотуру - довольно глупо. А с другой стороны - когда ещё? Старости дожидаться? Можно, конечно, но тогда придётся карабкаться наверх с театральным биноклем, а в него даже програмку в руках толком не прочесть, не то, что рассмотреть дома в темноте. Люто холодно, бешено круто. Ну, для того, кто не увлекается руферством (или руфингом - как правильно?) во всяком случае.

Намерзшись вволю и посадив батарейку в фотике, мы спустились на землю, доехали до хостела и забрали рюкзак. И под конец двухдневного трипа поскакали к дворцу Земледельцев: мимо вокзала, ресторана-пирамидки и - опять, да что ж такое! - кремля. По славной татарской традиции взяли сверкающую огоньками ламп набережную и дворец набегом, а затем с улюлюканьем мимо кремля помчались на вокзал, и даже успели на поезд за 10 минут до отправления.

Итого, давайте вспоминать, мы увидели:

- Кремль и его музеи, Кул-Шариф, башню Сююмбике, набережную по соседству и дворец Земледельцев
- Старо-Татарскую слободу, музеи и сувенирные лавочки
- дом Ушковой
- улицу Баумана и город с колокольни
- мечети, дома, кабаки, присутственные места, странных людей и многое другое по маршрутам перебежек
- две станции метро
- ещё видели дворец бракосочетаний, но издалека, поэтому - не зачёт.

Вместе в оплатой двухместного хостела на улице Зимина (это правый верхний край карты) и плацкартных билетов на поезд, весь загул обошёлся нам в 14.000 рублей.

Да, многое мы увидеть не успели. Но во-первых, будет повод приехать ещё раз. А во-вторых, не увиденное не стоило нам ни гроша.

путешествия, фото, Приволжский федеральный округ, казань