Благотворительный спектакль «Русский Крест» к 9-летию издательства «Символик»

Nov 14, 2017 12:11



«Без Креста - спасенья нет,
коли тьмою все объято,
то иди, ползи на свет!» (Н.Мельников, «Русский Крест»)
6 ноября на сцене Дома Культуры РГСУ театр «Лад» представил благотворительный спектакль «Русский Крест». В этот день православное издательство «Символик» отмечало девять лет со дня своего создания. По этому случаю основатель компании Святослав Можей преподнес всем любителям театра, русской поэзии и православной литературы такой прекрасный духовный подарок - спектакль по поэме Николая Мельникова.




Православный просветительский проект «Символик» появился в 2008 году по благословению епископа Орехово-Зуевского Пантелеймона (Шатова), схиархимандрита Власия (Перегонцева), схиархимандрита Илия (Ноздрина) и епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия (Гажу) и сейчас объединяет несколько направлений деятельности, таких как издательство книг и другой печатной продукции, свечное производство и иконную мастерскую, изготовление православной сувенирной продукции, фермерское хозяйство «Благословение», а так же православный детский туристический лагерь «Символик» и благотворительная организация АНО «Символик». Значительную часть издаваемых организацией книг составляет детская и подростковая литература. Кроме того, по инициативе единомышленников появились просветительские страницы и сообщества в социальных сетях и детская развивающая пограмма «Умный+Добрый».

Пути Господни неисповедимы. Кого-то воспитывают в вере с младенчества, кто-то обращается к Богу через различные жизненные обстоятельства, кого-то Господь все еще ждет… Святослав Можей говорит, что работа над проектом «Символик» оказалась для него в некотором смысле путем воцерковления, а бизнес из зарабатывания денег превратился в служение, где высшим руководством является Бог. Подробнее о том, как появилось издательство «Символик» и как развиваются новые проекты, в интервью Святослава (здесь и здесь).

В холле театра гости могли ознакомиться с частью книжной продукции, выпускаемой издательством «Символик», и за добровольное пожертвование на строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Жудре Орловской области приобрести заинтересовавшие издания.




В 2011 году Святослав Можей взялся за возрождение пришедшей в упадок страусиной фермы в Орловской области. И вот уже шестой год в деревне Жудре успешно действует эко-ферма «Благословение», на которой разводят разных птиц от африканских страусов до цесарок, содержат коз, коров, выращивают фрукты и овощи и развивают эко-туризм. Для детей и взрослых по ферме проводят экскурсии, а также предлагают всем желающим отдохнуть от городской суеты в гостевом доме и почувствовать настоящий сельский быт. Но основой восстановления деревенской жизни создатели фермы видят возрождение жизни духовной, а она не возможна без храма.

«Мы мечтали, чтобы рядом был храм - чтобы каждое дело, каждый день начинались с общей молитвы и молитвой завершались. Оказалось, что местные жители давно хотели построить в деревне храм. Испокон веков храм был основой крестьянской общины, центром общинной жизни. Там, где храм жив, где селяне участвуют в церковной жизни - село прирастает и здравствует. И нам хотелось, чтобы этот благословенный край обрел новое начало, чтобы люди перестали уезжать в города, бросать свои дома в поисках работы…», - сказал Святослав Можей в интервью журналу «Фома». [1]

Сейчас средства на строительства церкви собираются, как и в прежние времена, всем миром. Внести свою лепту можно на сайте проекта.

Накануне спеклакля наша страна отмечала День народного единства, установленный в день памяти о чудесном заступничестве Царицы Небесной за православную Русь. Весьма символично, что в этот праздник актеры театра «Лад» Сергей Зарков и Дмитрий Сосов представили зрителям поэму Николая Мельникова, повествующую о том, как «бывший пахарь, бывший ухарь, ныне спившийся Иван» после долгих лет пребывания вне Бога, однажды вняв разумению и приняв свой Крест, сумел тем самым «свой народ собрать в Народ».

В поэме Николая Мельникова слышатся и скорбь по заплутавшему, всеми брошенному народу и убиваемой «безродьем» святой стране, ощущается глубокая тоска людей-«инвалидов» по потерянной конечности - своей Отчизне. В страшном 1917-м народ, обманутый «безродьем, вторгшимся в душу русскую извне», сам горделиво перерезал пуповину, соединяющую его с Родиной, перерубил сгоряча свои корни, веру, память предков, и теперь сиротливо стонет вдали от Матери. И вместе с этим в «Русском Кресте» звучит живая надежда, неиссякаемая вера в Милосердие Господне и воскрешение Святой Руси. Миллионам «заблудившихся со всеми» напомнили о пути спасения - поднять свой Крест и идти, ползти с ним на Свет.







«Русский Крест» - удивительная поэма, в строках которой одновременно уместились и история России с начала XX века, судьба русской деревни, и вместе с тем - духовный путь многих из нас. Все мы по сути такие же обманутые, сбившиеся с пути и покинутые Иваны, произошедшие из рода великих воинов, живших «Верой и трудом», ныне же ставшие «пьяненькими Ростками». И потому так живо отзывается истерзанное сердце на слова, проникающие в самую глубину души. При этом в произведении Николая Мельникова нет ни намека на осуждение или обвинение, лишь сострадание, безграничная любовь и надежда на исцеление.




Каждый раз, когда зритель вместе с героями на сцене предстает в келье старца Федосея внутри возникает какой-то шорох, будто по скорлупе, наросшей за много лет на наших теплохладных сердцах, разбежались маленькие трещинки. И через эти трещинки робко пробиваются первые лучики загорающейся веры.




Для меня этот спектакль действительно оказался тем, что каждый раз заставляет сердце дрожать ( предыдущий отзыв о спектакле на сцене Центрального дома журналиста), вразумляет сбавить шаг, задуматься и свериться с компасом - не сбилась ли вновь, не пропустила ли правильный поворот, где-то своевольно ускорив темп.




После спектакля Святослав Можей выступил с небольшой речью, в которой поздравил всех с наступившим праздником Казанской иконы Божией Матери и отметил великую заслугу Николая Мельникова, объединяющего через свое произведение народ. И подтверждением этого стал полный зрительный зал. Так же Святослав поделился тем, что поэма «Русский Крест» особенно близка ему благодаря опыту создания фермерского хозяйства в Орловской области. Он рассказал о плачевном состоянии русской деревни в наши дни, ее полном разорении за долгие годы безбожия. Однорукие Иваны, потерявшие духовные ориентиры и корни в результате лихолетья, бродят сейчас и в деревне, и в городе. И единственный путь - это повернуться ко Господу.

Святослав Можей



«Я благодарен издательству «Символик» и Святославу Можею, благодаря которому мы с вами сегодня здесь собрались. В отличие от других корпоративных мероприятий, в всяком случае, таких общепринятых, как поехать поесть шашлыка, попить водки, Святослав пригласил нас на это мероприятие - спектакль, который действительно всех объединяет. По моему мнению, Николай Мельников - один из продолжателей настоящей русской поэзии, такой как Рубцов, Есенин. Этим произведением он действительно объединяет людей. Ведь у каждого свой крест. И храм, который прежде всего внутри каждого из нас. Алтарь находится внутри каждого из нас. Вот этот стержень постепенно возвращает Россию», - обратился к зрителям Сергей Зарков.




На фото: Сергей Зарков, Святослав Можей, Дмитрий Сосов



Среди декораций на сцене находились яблоки, выращенные на ферме "Благословение", которые после спектакля раздали всем зрителям






P.S. Пока я старалась кое-как выразить свои впечатления словами (увы, у меня по-прежнему получается это довольно коряво), я, наконец, поняла, почему мне всегда так сложно дается тот «кусок» отзыва, где принято говорить об актерской игре. Если вы обратили внимание, то в строках выше я говорила о поэме, ее героях, но не о самих актерах. Каждый раз занимая свое место в зрительном зале, я ожидаю не увидеть изображение чего-то на сцене, а почувствовать преображение внутри себя. И вот именно это я ощутила на спектакле «Русский Крест». А игры здесь нет, оно все искреннее, прожитое, пропущенное через себя, потому, видимо, так громко и отзывается в зрительских сердцах.

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». [Матф.6:19-20]

«Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние». Из покаянного канона ко Господу

Благодарю театр "Лад", Святослава Можея и издательство "Символик" за прекрасный, душевный вечер! Божией милости и помощи Пресвятой Богородицы!

благотворительность, религия, фото, Москва, театр, репортаж

Previous post Next post
Up