В завершении знакомства с горой Алчак-Кая прогуляемся по ее экологической тропе. Начало можно посмотреть
тут.
Свое начало она берет в конце судакской набережной от устья реки Суук-Су и идет по западному склону до большого грота. Говорят, что раньше по этой стороне скалы можно было проехать на экипаже и попасть в Капсельскую долину. Сегодня в это трудно поверить. Дорога превратилась в тропинку местами довольно узкую и труднопроходимую.
Ища информацию в интернете о тропе, наткнулся на то, что в начале тропы со стороны набережной посетителей встречает дуб-долгожитель, от которого идет промаркированная оборудованная экологическая тропа. Что-то я не встретил этого дерева. Может где рядом росло? Интересно мне посмотреть на него.
Дерева не наблюдал, а вот начало тропы выглядело благоустроено. Позаботились об удобном передвижении и ограждении.
Маршрут тропы вдоль горы небольшой, ухоженной части менее километра. У южной оконечности мыса она заканчивается и если кому захочется продолжить маршрут далее и обойти полностью скалу, то придется пробираться по непроторенной дороге заваленной камнями.
В самом начале маршрута они остаются в стороне. Скатились ближе к морю.
По мере продвижения по тропе приходится идти в гору. Подъем небольшой и не высокий относительно уровня моря. С тропы хорошо просматриваться город.
Гора почти совершенно лишена растительности. Вдоль всего маршрута растут редкие деревья и кустарник. Здесь можно увидеть боярышник, фисташку, барбарис, шиповник.
Травяной покров бедный. Только цветы каперса и оживляли эту засушенную и выцветшую траву. Каперсы обычно используются в кулинарии, классическое оливье и солянка. Во времена союза их заменили огурцами.
Ухоженная тропа проходит вдоль моря, на всем ее пути на камнях написаны предупреждения о возможном падении камней
и практически заканчивается после Чертова моста, через Чертово ущелье у большого грота, что находится под мостом. Чертово ущелье, это голая, отвесная стена, переходящая в глубокий обрыв.
Чтобы увидеть грот, нужно спуститься по этому завалу.
После моста, хорошая тропа заканчивается, и дальнейшее продвижение становится не так комфортно, а точнее некомфортным, но зато гораздо интереснее и более опасным.
Если вначале пути подстерегает камнепад, то здесь вдобавок к возможному камнепаду сталкиваешься с отсутствием дороги. Приходится продвигаться меж больших обломков скалы или просто, двигаясь по ним.
Все эти обломки говорят о природной катастрофе и можно предположить, что это ее последствия.
В 1927 году Крым подвергся мощному землетрясению. Землетрясение началось 12 сентября, приблизительно пятнадцать минут первого. Очаг находился к югу от Ялты под морским дном. Первые толчки продлились не более десяти секунд. Затем после небольшого затишья они возобновились. В горах наблюдались оползни и обвалы. Их следы можно обнаружить и в наши дни. За несколько дней, в течение которых продолжалось землетрясение, было зафиксировано более двухсот толчков.
По наблюдениям ученых, девятибалльные землетрясения случаются в Крыму примерно раз в тысячелетие, восьмибалльные - раз в 500 лет, семибалльные - раз в 100 лет.
« После любого крупного землетрясения идет, образно выражаясь, процесс подготовки следующего. Назвать точный срок, конечно, сложно, но, как показывает практика, между крымскими землетрясениями проходит 80-100 лет?» - считает Георгиев. Если это так, то ждать придется недолго, а если прогноз точный, то оно будет уже в следующем десятилетии.
Глядя на то, как скала с южной стороны изрезана глубокими трещинами, можно представить, как она изменит свой внешний облик, и какие масштабные оползни здесь произойдут. А может ничего и не будет.
Местами, меж завалами появляются участки тропы нетронутые обвалом.
Это дерево приняло на себя мощный удар обломком скалы, который тут и остановился при падении. А может оно его так подняло в входе своего роста.
Скала сложена из серого мраморизованного кораллового известняка с многочисленными белыми жилами кальцита. В 1937 г. здесь было добыто 19 тонн кальцита, из которого в процессе обогащения получили 0,2 кг маломерного оптического сырья.
«Геолог Н.А. Головкинский отмечал, что кварцевая галька в окрестностях Судака «была заподозрена приезжими искателями на содержание золота”.
С. Филиппов в книге, изданной в 1899 г. в Москве, рассказывает:
«Недавно в Судаке открылось еще новое богатство, весть о котором всполошила всю округу и пронеслась с быстротой молнии по России. Некий горный промышленник, г. Курбатов, отыскал здесь следы золота в кварцевых голышах недалеко от развалин крепости, в версте от устья речки.
Продолжая исследовать, он убедился, что в бухтах Судака очень много этих золотистых кварцев. Проба дала на один пуд гальки 10 долей золота. Г. Курбатов немедленно заявил об этом куда следует и оградил местность заявочными столбами. Будет ли Судак новым Эльдорадо или нет, но эта находка, быть может, окажет ему серьезную услугу: на него, наконец, обратят внимание, которого он вполне заслуживает.»
Преодолев нагромождение скальных обломков в конце пути (а может его середине, так как скалу можно обойти кругом) путнику откроется красивый вид на юго-восточную часть скалы и Капсельскую долину. А.С. Грибоедов писал в 1825 г.: «Скучные места, без зелени, без населения, солонец, истресканный палящим солнцем, местами полынь растет, таким образом, до Козской долины, где природа щедрее и разнообразнее”.
Гора Меганом.
В море, в результате падения обломков скалы, образовались небольшие островки, которые облюбовали морские птицы.
В заключении хочется добавить, что гора не может похвастать обилием исторических памятников, и, тем не менее, и здесь были сделаны интересные археологические открытия. У подножия Алчака была обнаружена стоянка эпохи бронзы, а в 1959 г. археологи нашли здесь клад боспорских монет III века новой эры.