Модеративный пост, в комментариях к которому участники ру_психолог обсуждают то, что вызвало у группы сильный эмоциональный отклик, заставило задуматься, а также групповую динамику за неделю.
Альфред Бине (1857-1911) - французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета, основатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии, придумал шкалу для измерения интеллекта, которую назвал "умственный возраст". Умственный возраст не всегда совпадает с хронологическим паспортным возрастом, поэтому один и тот же совершеннолетний по паспорту гражданин может быть охарактеризован как "двухлетний половозрелый", как "десятилетний половозрелый" или как "взрослый" человек. Почему именно три варианта?
Согласно Жану Пиаже (1896-1980) - швейцарскому психологу, известному работами по теории интеллекта, процесс развития интеллекта состоит из трёх больших периодов, во время которых оформляются основные структуры интеллектуальной функции. Первый период это сенсомоторный интеллект, второй - конкретных операций и наглядно-конкретного мышления, третий - формальных операций и абстрактного мышления.
Сенсомоторный интеллект (от 0 до 24 месяцев) характеризуется центрацией на собственном теле и объективацией практического интеллекта (бери, хватай, приседай и т.д.)
Наглядно-конкретный интеллект (от 2 до 10 лет) характеризуется центрацией на восприятии и простых операциях классификации (большинство постов в ЖЖ пишут или двухлетние половозрелые, или десятилетние половозрелые).
Абстрактное мышление (период его становления от 10 до 14 лет, после 14 человек способен рассуждать как взрослый) характеризуется центрацией на категориальном мышлении, умении вычленить главное и второстепенное, предшествующее и последующее, причину и следствие, частное и общее, а также постигает обратимость или необратимость операций (в ру_психолог есть пункт 5 правил сначала думать, потом делать; пункт 1 правил о вечном бане и необратимости наказания, а также картотека санкций, где смотрители терпеливо разъясняют эти принципы формального мышления двухлетним половозрелым и десятилетним половозрелым участникам, отказывающимся верить, что такое возможно в нашем подлунном мире).
Современное общество даёт всем детям равные возможности освоить практическое манипулирование предметами, поупражнять наглядно-конкретное мышление и сформировать категорийное мышление, - нормативно это происходит в школе.
В случае педагогической запущенности одна из сфер остаётся несформированной и человек либо восполняет дефициты через самообразование, либо избегает взаимодействия в сферах, где чувствует свой дефицит, либо стремится к дружбе и любви с теми, кто имеет избыток того, что у него в дефиците.
Сообщество "Сами себе психологи" уникально тем, что удовлетворяет потребности всех трёх сразу. Как показывают опросы, трое из пяти участников "восполняют дефицит" и покидают коммьюнити. Двое из пяти "восполняют дефицит" и остаются, т.е. становятся завсегдатаями, и уже к общению с ними стремятся (см. выше).
В коммьюнити общаются люди, которые размышляют об окружающем мире с разных позиций. Например, сенсомоторный интеллект: "Дай яблоко!" "Дай грушу!" "Дай апельсин!" (здесь есть действие, манипуляция с предметом) Например, наглядно-конкретные операции: "Яблоко, груша и апельсин - это съедобно!" (здесь есть оперирование категориями, которые можно воочию увидеть и подержать в руках, попробовать на вкус, ощущить) Например, категорийное мышление начинается с констатации: "Яблоко, груша и апельсин - это фрукты, а не овощи" (фрукт это более обобщённое понятие, увидеть "фрукт вообще" или подержать в руках "фрукт вообще" невозможно) "Яблоко, груша и апельсин - это растительная пища" (пища это более обобщённое понятие, что конкретика "можно есть - нельзя есть) "Яблоко, груша и апельсин относятся к живой природе, а камень, перо и руда к неживой природе" (живая и неживая природа это обобщённые понятия, категории) "Яблоко, груша и апельсин относятся к нерукотворным, а яблочная шарлотка, пирог с грушами и апельсиновое печенье, - к рукотворным творениям" (рукотворный и нерукотворный это обобщённые понятия, категории)
Наглядно-конкретное мышление умеет сравнивать: это яблоко зелёное, а это красное. Эта груше больше, чем та. Этот апельсин почищенный, а этот нет (для дополнительных примеров см. топ ЖЖ)
Абстрактное мышление умеет устанавливать взамоотношения между категориями и проверять логические, причинно-следственные и другие связи между ними. Ему доступны синтез (в том числе воссоздание целостной картины по разрозненным деталям), анализ (в том числе вычленение ключевых, определяющих суть элементов из огромного массива данных) и комбинаторика.
Психологи тоже бывают разными. Одни узнали технику и хотят повертеть её так и этак, как ребёнок вертит игрушку в руках, прикладывет её туда и сюда, так "сенсомоторные" психологи жаждут овладеть "методикой" и крепко держать её в руках. Другие постигли умение наблюдать социальную жизнь и осмысляют мир на уровне наглядно-конкретного мышления: "Ты злишься сейчас", "Вам нужно отстаивать свои границы", "Здесь очевиден дисбаланс", "Покажите мне ваш запрос" и т.п. Третьи освоили категорийное мышление и размышляют о социальной жизни в обобщённых категориях, интересуясь вопросами, "Как соотносятся характер и тип привязанности?", "Каковы взаимоотношения между врождённым и приобретённым?", "Как соотносятся в человеке изменяемое и неизменяемое?" Профессиональный психолог един в трёх лицах и может с каждым клиентом говорить на том уровне, который клиент "потянет".
В обсуждениях последних дней в ру_психолог заметно, как никогда, что в сфере социальной жизни и взаимоотношений между разными группами людей (профессиональными, национальными, субкультурными, поколенческими) комментаторы не выходят за рамки наглядно-конкретного "семейного" уровня, данного им в восприятии. Идею "конфликта лояльностей" постигнуть оказалось трудно. Поэтому напишу максимально наглядно, на примере, доступном каждому комментатору.
Если начальник на работе вас отлупил
Если начальник на работе вас отлупил это называется статья УК "Побои". Вам может встретиться слово "абъюз", ненадлежащее обращение. Это более широкая категория.
Если начальник на работе вас отлупил, потому что считает себя более опытным сотрудником, чем вы / более расово правильным сотрудником, чем вы / раньше пришёл на эту работу, чем вы / имеет больший стаж работы в данном пространстве, чем вы, это называется статья УК "Побои" плюс рационализация садистских желаний идеологическими заявлениями.
Если начальник на работе вас отлупил, потому что просто захотел на вас напасть, это называется статья УК "Побои" плюс антисоциальные тенденции.
Если начальник на работе вас отлупил, а ваши дети и внуки говорят вам, что у него не было другого выхода, потому что время такое было на работе, это называется статья УК "Побои" плюс лояльность ваших детей и внуков начальнику, а не вам.
Если начальник на работе вас отлупил, а ваши дети и внуки говорят вам, что начальник однажды выписал премию другому сотруднику, это называется статья УК "Побои" плюс лояльность ваших детей и внуков начальнику, а не вам.
Если начальник на работе вас отлупил, а ваши дети и внуки говорят вам, что начальник получил приказ вас отлупить, и ничего не мог поделать с этим, это называется статья УК "Побои" плюс лояльность ваших детей и внуков начальнику, а не вам.
Если начальник на работе вас отлупил, а ваши дети и внуки говорят вам, что он простой человек, достойный уважения, это называется статья УК "Побои" плюс лояльность ваших детей и внуков начальнику, а не вам.
Если начальник на работе вас отлупил, а ваши дети и внуки говорят вам, что видели и других, добрых начальников, то это называется статья УК "Побои" плюс лояльность ваших детей и внуков начальнику, а не вам.
Если начальник на работе вас отлупил, а ваши дети и внуки говорят вам, что вы сами тоже не торт, то это называется статья УК "Побои" плюс виктим-блейминг, обвинение жертвы.
Если начальник на работе вас отлупил, а ваши дети и внуки говорят вам, что данное уголовное преступление имеет срок давности и сейчас уже ничего не поделаешь, это называется статья УК "Побои" плюс безнаказанность плюс лояльность ваших детей и внуков начальнику, а не вам.
Если начальник на работе вас отлупил, а ваши дети и внуки говорят вам, что начальник отстаивал свои ценности и в своей действительности - прав, а жизнь объёмная и многогранная, это называется статья УК "Побои" плюс лояльность ваших детей и внуков начальнику, а не вам.
Дети и внуки имеют право на то, чтобы быть "мы" с начальником, причинившим вам боль и зло. Но это означает, одновременно, выбор в конфликте, с кем быть "мы": с вами или с человеком, причинившим вам вред. Психологи называют это "идентификацией с агрессором", это механизм психологической адаптации слабых духом.
Слабые духом рано или поздно теряют всё, об этом поговорка "Добрый жёрнов всё смелет, а плохой сам смелется".
К слову, в арабо-израильском конфликте тоже существует позиция "ястребов" и "голубей", то есть сторонников отстаивания национальных интересов военными средствами и миротворцев, призывающих первыми сложить оружие. Так бывает, что в европейской политике человек голубь, а в израильской политике - ястреб, и мыслящим раздельно просто по-человечески сочувствует, а в сторону потомков, которым хватило мудрости и исторического опыта не развязывать новую войну в Донбассе, старается лишний раз не смотреть.