И тьма пришла

Aug 08, 2015 22:00

Рэй Брэдбери, ставший еще в 1950-е объектом упорной слежки ФБР как "коммунистический сторонник", "распространяющий отраву против США, американского образа жизни и капиталистической формы правления", - вовсе не исключение среди коллег - американских фантастов. ФБР, как выяснилось недавно, годами следило и за другой мировой легендой фантастики, Айзеком Азимовым, считая его "коммунистом и советским шпионом".



Корреспондент центристской "The Independent" Ник Кларк писал 8 февраля 2013 в этом лондонском издании : "Уроженец деревни Петровичи на Смоленщине в Советской России Айзек Азимов (1920-1992) - один из самых плодовитых и наиболее популярных американских писателей-фантастов; за пять десятилетий он написал свыше 500 книг, включая серию "Основание". Он даже считается одним из самых значимых писателей-фантастов в истории, придумал Три закона роботехники, правила поведения для искусственного интеллекта". Как было "совсем недавно документально подтверждено, ФБР негласно вовлёк его в интригу, больше подходящую к роману Джона ле Карре. Правительственные агенты следили за ним, подозревая в писателе коммуниста и опасаясь, что любимый многими фантаст - советский агент".

"Документы, которые ранее никогда не публиковались, показывают: ФБР стало следить за Азимовым в 1965, получив доступ к похищенному списку американских коммунистов и их сторонников, включавшим и фамилию автора "Я, робот". При этом информатор ФБР, окружной председатель Коммунистической партии США в регионе Новая Англия, указал в документах, что сам "не смог определить, почему фамилия Азимова оказалась в списке и контактировал ли тот" с теми или иными коммунистическими организациями".

"Досье ФБР на Азимова показывают, что Бюро тщательно следило и расследовало, является ли Азимов на деле советским шпионом под кодовым именем "Робпроф". Азимов долгие годы работал биохимиком в Бостонском университете", и в документах ФБР "пересматривалась его работа в университетских кругах". Офис ФБР в Бостоне также акцентировал внимание на "бэкграунде Азимова, который содержит информацию, не совместимую с интересами Соединенных Штатов".

"ФБР продолжало мониторить Азимова, по крайней мере, последующие два года. 11 декабря 1967 в досье отмечались смена писателем адреса и чеки кредитных историй Айзека и его первой жены, Гертруд".

Репортёр Райан Уитвэм дополняет 9 ноября 2013 в интернет-ресурсе Geek.com, принадлежащей американской компании: "В 1960 Айзек Азимов был штатным доцентом биохимии в Бостонском университете, но также был известен как автор научной фантастики. В этом же году главе ФБР Джону Эдгару Гуверу пришло отправленное 14 сентября письмо, в котором Азимов обвинялся в том, что, возможно, является "коммунистическим агентом". В то время как само письмо не содержало никаких реальных доказательств или линии рассуждения о такой "коллизии" Азимова, ФБР все же стало очень пристально следить за писателем". Азимов "казался подходящим" вариантом на коммунистического шпиона - "родился в России, работал в науке и писал научно-фантастические рассказы о роботах".



"ФБР перерыло прошлое Азимова. Согласно досье ФБР на него, агенты искали доказательства "преступного поведения" или "нарушений иммигрантского законодательства", но нарыть ничего не смогли. В 1965 интерес ФБР "обновился", когда фамилия Азимова была обнаружена в списке возможных рекрутов американских коммунистов, переданных информатором ФБР - участником многолетней программы инфильтрации правительственных агентов в американское коммунистическое движение. В конечном итоге, быть ученым, родившимся в России, и любить роботов оказалось для ФБР маловато. Досье ученого заканчивается в 1967, но написание научной фантастики, как видим, может быть рискованным делом".

Издающаяся в Бостонском университете студенческая "The Daily Free Press", пересказывая ту же историю 19 ноября 2013 , взяла комментарий "относительно столь явной паранойи спецлужб относительно статуса личности как возможного коммуниста и агента СССР" у экс-коллеги Азимова, авторитетного профессора Бостонского университета по международным отношениям Уильяма Кейлора. "Моё впечатление об Азимове, что тот всегда был против войны во Вьетнаме. Я знаю это как факт. Он писал рассказы на явно антивоенные темы, был очень критичен в отношении администрации Никсона в 1969-74. Но то, что его всерьез годами считали возможным шпионом коммунистов - настоящий сюрприз для меня".

"Впрочем, во время холодной войны антикоммунистическая паранойя в Соединенных Штатах была обычным явлением. - говорит Кейлор. - В этот период правительство следило за многими другими преподавателями в американских вузах. Начиная примерно с 1947, некоторые из университетов требовали от своих профессоров принесения клятв в лояльности, чтобы те присягнули быть лояльными США. Часть из них вызывали на допросы в различные комиссии вроде Комиссии Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности. В ФБР и правительстве считалось, что университетские преподаватели относятся к тем людям, чья позиция способна иметь широкое влияние. Они беспокоились из-за того, что преподаватели "отравляли умы молодёжи". По той же причине под огнем была и киноиндустрия. В 1940-е - 1950-е голливудские сценаристы обвинялись в "инъекциях прокоммунистических идей в фильмы".

Оригинал взят у rikki_vojvoda в И тьма пришла



Тлумне тло, США

Previous post Next post
Up