Загадка памятника Петру Великому. Питер. Около Инженерного замка

Mar 18, 2008 12:30

«Гордо от замка ступает
Медный породистый конь.
Грозно монарх восседает,
Блещет во взоре огонь»

«Прадеду Правнук» и год установки - 1800. Больше никаких надписей. И одна большая загадка! Сразу скажу: это не факт, просто мнение. Так что не бейте ;)



В детстве думал, что все знают эту загадочную фишку. Потом на многие годы забыл про неё. Недавно был несказанно удивлён. Выросло целое поколение даже не слышавших об этом. Даже Википедия ничего не говорит. Читающей публике известна она, благодаря трудам Синдаловского. Думал, что знатоки города уж конечно знают сию тайну. Ан, нет! Столкнулся с незнанием, поэтому расскажу… Кто знает эту фишку, не обижайтесь за повтор! Может быть и свои версии приведёте...

Итак.

Павел приказал установить памятник Петру I перед входом в замок. И надпись придумал. Сам, правда, полюбовался на него недолго - через 40 дней был убит. Знал ли он одну особенность памятника или нет, не знаю. А то, что большинство искусствоведов, пишущих о памятниках нашего города этого не видят и не знают - странно…

Зато очень часто говорят о таинственном знаке: число букв в надписи на фронтоне равно годам, прожитым Павлом.

Краткая справка:
История этого конного монумента насчитывала к тому времени уже несколько десятилетий. Памятник своему отцу хотела установить еще Елизавета Петровна, и по ее приказу Растрелли - старший, который много работал над бюстами и статуями Петра Великого, создал новый конный памятник великому российскому императору. Скульптор провел все подготовительные стадии для отливки монумента, но умер, не закончив работу. Дело отца продолжил сын Франческо Растрелли, в то время уже известный архитектор. Он планировал установить памятник Петру I на Дворцовой площади после окончания строительства Зимнего дворца. Но Елизавета умерла, к работе Растрелли все потеряли интерес, а Екатерине II уже готовая скульптура и вовсе не понравилась, и для работы над новым памятником Петру она пригласила французского скульптора Фальконе. О забытой статуе Петра вспомнил лишь Павел, он и приказал установить монумент перед Михайловским замком.

А теперь внимательно смотрим на коня. Отходим подальше, наезжаем объективом… Смотрим на переднюю левую ногу коня… Видите? Это не конская нога! Там не копыто! Это - женская ножка…





Когда поднимите свою упавшую челюсть, броситесь искать разгадку.

Единственное, что я смог найти, различные рассказы про коня Императора:

«Известно, что на протяжении долгих лет Петру I верно служил конь, носивший, как ни странно, женское имя Лизетта. Впервые Петр I увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой, у маркитантов - мелких торговцев, сопровождавших армию в походах. С первого же взгляда конь пленил царя. Петр I тут же выменял его па свою лошадь, дав небольшую придачу.

С той поры Петр I редко расставался с этим конем, который оказался на редкость выносливым: он пробегал в день по полутораста верст “без всякого при том себе вреда и надсады” 23, хотя нес всадника ростом более двух метров.

А случалось, что, когда Петр сидел в палатке или на открытом воздухе за столом среди своих офицеров, Лизетта подходила к шумной компании и охотно пила и ела то, чем ее угощали с царского стола.

На Лизетте император совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии. А после победы Петр I верхом на Лизетте принимал в Москве триумф фельдмаршалов Б. П. Шереметева и А. Д. Меншикова.

Когда лошадь пала, чучело ее 19 августа 1741 года поступило в кунсткамеру - первый музей Петербурга - в том же убранстве, какое было на ней при Петре I: седло из темно-зеленого бархата с золотой вышивкой и золотой же бахромой; под седлом (и поверх потника) надет для украшения матерчатый чепрак из такого же зеленого бархата и тоже с золотой вышивкой и бахромой по краю. Железные стремена висели низко, напоминая о высоком росте хозяина.

Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук СССР»

Чучело покажу:




Связь коня с именем Лизетта и женской ножкой проследить можно. Если учесть, что он - конь, ситуация становится не очень ясной. Для сексуальных меньшинств - ясной, для остальных не очень…

Честно говоря, ответа я не знаю.
Под Петром не реальная Лизетта, она была мельче и не такая представительная. Аллегорическая фигура. Кто-то говорит, что это шутка скульптора, есть версия, что это мелкая месть, что автору ничего не заплатили. Есть красивая версия, что это ножка возлюбленной скульптора… Реалисты прямо говорят - обман зрения, там реальное копыто и нога конская. Ответа нет у меня.

И ещё одной загадкой больше в любимом городе!

***
Ещё небольшое дополнение. Для любителей мистики и примет.

Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важнейшие эпизоды Северной войны - битвы при Гангуте и под Полтавой. Их созданием руководил М. И. Козловский. Внимательно обойдите постамент и приглядитесь к барельефу, изображающему Гангутскую битву. Видите отполированную до блеска пятку одного из моряков? Это потому, что тысячи туристов прикасаются к ней в надежде, что их мечта исполнится. Мне в голову никакая морская мечта не приходит, кроме того, чтоб не утонуть ;)



В мистическом мире петербургского городского фольклора этот памятник занимает значительное место. Время от времени он “оживает”. Существует городское поверье. Если пристально вглядеться в него белой ночью ровно в три часа, то можно заметить, как он шевелится.


Белые ночи уже скоро. Три часа ночи... Сходим?

цари, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up