KGB (1992) / CONSPIЯASY (1994). Часть 1

May 16, 2020 10:00



Игра KGB 1992 года - занимает особое место в истории жанра квестов. Вкратце ее история такова. В начале 90-х французские разработчики компьютерных игр из Infogrames основали компанию Cryo Interactive, которая вскоре прославилась созданием приключенческо-образовательных квестов и удерживала это звание почти 10 лет. Сначала она сделала стратегию-квест Dune по мотивам знаменитого романа Френка Герберта, который потерялся на фоне сиквела, заказанного у Westwood Studios. Тогда Cryo Interactive выпустили пиксельный интерактивный квест KGB, который очень понравился массам. Настолько, что через пару лет его переиздали под названием Conspiracy, добавив туда небольшие видеовставки - на панели как лицо "от автора" был сам Дональд Сазерленд, сыгравший отца главного героя. Оно и понятно - это, пожалуй, самый известный и единственный коммерчески успешный шпионский квест про перестроечную Россию 90-х, который крутится вокруг сюжета о заговоре против Кремля и содержит неповторимый колорит перестройки. Что интересно, уже тогда молодая компания Cryo проявила ответственность при создании игр о далеком зарубежье. Клюквы тут хотя и много, но в целом есть много весьма правдоподобных деталей о перестроечном СССР, которые они откуда-то смогли выяснить в 1990-х годах. Явно им помогал кто-то из знавших хорошо Россию. Ну, и по технической части игра для своего времени была на высоте - графика, количество комментариев, музыка, ветвистость прохождения и многое другое - очень впечатляли.



Конечно, обзоров и рецензий у нее много - но не было ни одного с изучением клюквы. Ниже будет наиполнейший, расставляющий все по полочкам. Сделан он по русскоязычной версии, потому что игру лет через 15 после появления перевели пираты из объединения PRCA (Project of Rusification of Classic Adventures) на портале www.old-games.ru и ростовчане из Taralej & JaboCrack SoftWare. Перевод у них, ничего не скажешь, вышел неплохой, но они намеренно кое-где лишили игру клюквы для большего правдоподобия, поэтому отдельные оригинальные детали я отмечу по ходу. Предупреждаю сразу, впереди много букаф - обзор даже пришлось разбить на две части. Если не боитесь - вперед! Проверим, удалось ли игре перебить накал "Красной площади" Мартина Смита, лучшей триллерной клюквы о перестройке...

События начинаются 14 августа 1991 года на Лубянке - гордо нам говорят авторы на фоне Красной площади, а ни хрена не Лубянки. Далее небольшой ролик, в котором два каких-то молодых парня с дешевыми револьверами взламывают железный шкаф, взламывают комп и один убивает другого. Видимо, это авторы игры, которые пытаются сделать затравку для сюжета, которая не получит никакого развития.









Итак, наш первый день службы на Лубянке. Играем мы за персонажа по имени Максим Михайлович Отто Штирлиц Руков. Руков переведен из ГРУ в некий непонятный Departament P, который переведен пиратами как "Управление К". Это полный аналог службы внутренних расследований из американских боевиков. Рядом с нами сидит в качестве мебели наш напарник Белов. Можно поболтать с ним и обсудить современность - перестройку, девочек, преступность, начальство и т.д. Сразу скажу, что это не даст никакой пользы, но будет весело. Потому что Белов, как и все рядовые кгбшники, общается исключительно передовицами из газеты "Правда" и говорит партийными лозунгами, как репродуктор на митинге.









В игре вообще огромное количество таких приколов, несмотря на вроде бы серьезный сюжет. Щелкать по обстановке вокруг одно удовольствие. Очень часто попадаются просто идеальные образцы мини-шуток, которые влезают в две строчки и при этом веселят - учитесь, современные квестоделы! Несколько примеров: (щелчок по книгам в кабинете Рукова): "Конституция СССР" - "Почему Конституция СССР самая лучшая"; (щелчок "говорить" по портрету): "Даже КГБ не под силу заставить портрет говорить!"; (щелчок по долларам): "Империалистическая валюта. Вы имеете в своем распоряжении 2 доллара"; (попытка их применить на другой предмет): "Товарищ, это что, капиталистические спекуляции?" - и т.д. и т.п. Также впечатляет, что Ленин - самый популярный персонаж в СССР: его портреты и плакаты расположены практически во всех местах, включая больницы, гостиницы, бары и иногда даже жилые дома. Наконец, в лучших традициях сериала "Чернобыль" тут все забито водкой, которая является аналогом воды. Водку ежечасно упоминают в разговорах, она валяется чуть ли не у каждого дома в шкафу и холодильнике, подается в барах и пивных, валяется ящиками и бутылками на локациях... Водку можно попросить в гостях у едва знакомых людей вместо чая и кофе (!), а при желании можно даже этой водкой наклюкаться до посинения и провалить задание.







Также игра регулярно обращается к нам от второго лица голосом возмущенного старшины с партийными лозунгами и требованиями. В инвентаре у нас есть совершенно бесполезный Marakov pistole, который похож не пистолет Макарова, а на дешевую ракетницу. Пострелять из него можно только по мебели, а если применить оружие на себя, игра завопит: "Это неслыханно! Вы что, собираетесь ликвидировать сотрудника госбезопасности без официальных распоряжений?" Если отказаться, она сурово добавит: "Жертвовать собой надо только на благо Родины, Руков!" Ну, и таких приколов масса: "Вы что, перепили водки, Руков?" - "Руков! Вы что, пытаетесь дать взятку советскому должностному лицу?" - "Товарищ, уничтожение служебных удостоверений строжайше запрещено!" - и т.д. и т.п.



Коридор КГБ выглядит умилительно. Портрет Ленина с подсветкой - это ладно. Но посередине стоит инсталляция в виде советской военной кокарды - красная звезда в лавровом венке. На стене висят портреты якобы основателей КГБ, по списку - Дзержинский, Ягода, Берия, Меркулов и Андропов. Ни один не похож сам на себя. Но это нормально, в дальнейшем при щелкании на портреты Ленина игра будет невозмутимо утверждать, что это то Дзержинский, то академик Павлов, то еще кто-нибудь. Рядом навытяжку стоит охранник Лялин с бейджем, с которым можно поболтать, обсудить перестройку, спросить про анекдоты о Горбачеве в очереди за колбасой или в Гулаге... Вообще поболтать тут можно практически с каждым персонажем, хотя на разнообразие ответов не найдетесь. Они есть только для атмосферы и там в основном жалобы на трудности перестройки или такие же пропагандистские передовицы, если это агенты КГБ или госслужащие.



Мы тоже, если нажать на самого себя, начнем изрекать лозунги: "Искореним буржуазный карьеризм! - Вперед к новым трудовым свершениям! - За коренную перестройку и ускорение исторического прогресса! - Вперед к светлому будущему!" - и все в таком духе. Кроме того, в игре огромное количество возможностей провала, но заканчиваются они в основном двумя вариантами - либо вас убьют, либо сошлют в Сибирь. В буквальном смысле. Игра обожает эту шутку и во всевозможных вариациях и выражениях описывает, как вы будете думать над своим поведением в заснеженной Сибири, за полярным кругом, на северном острове, в городке Нордвинск, тренироваться борьбе на снеговиках и т.д. и т.п.





Ну ладно, вернемся к делу. Нас вызывает майор Вовлов, который дает важное задание. У себя в конторе был застрелен частный детектив Петр Денисович Голицын, бывший агент КГБ, поэтому милиция просит нас о помощи. Мы отправляемся на его контору на Red October Street, которую переводчики зачем-то переделали в Красногвардейский бульвар. Там нас встречает милиционер в форме младшего сержанта Советской армии с простым русским именем Svevolod Loginov. После демонстрации удостоверения он пропускает нас внутрь - а потом еще приведет сестру погибшего и даст ключ от его шкафчика. Можно поболтать со Свеволодом, но толку от этого будет мало, он неразговорчив.







В кабинете можно подобрать много добра - микрофон, диктофон и бутылку водки со стаканом. Водки тут очень много, но об этом позже. После допроса сестры Голицына, простой учительницы Ирины Ромашковой, мы получаем от нее небольшую аудиокассету, которую Голицын успел бросить ей в почтовый ящик накануне. На ней наш детектив-неудачник записал все свои пароли и явки. Оказывается, его работу заказал некий анонимус под ником "Ревнивый муж", который хочет узнать о неком Ромео. Этот некий Ромео хочет купить некий товар у некого Голливуда, и Голицын втерся к нему в доверие для разведки этих контрабандистских схем. Ну вот, видимо, Голицын был не очень убедителен. Всю информацию передаем майору Вовлову. Тот на нас по привычке наорал, нагрубил и, выслушав все, отправил к нашему начальнику, полковнику Галушкину. Галушкин выглядит как типичный советский полковник - седая бородка-эспаньолка, военная американская стрижка и наша сослуживица, товарищ Shevkova на коленях в кабинете - выполняет свои обязанности, так сказать. Как выразился Белов: "До полного удовлетворения!"





Генерал Галушкин dovolen! Он благодарит нас за работу, рассуждает о том, как знал наших родителей, и поручает продолжать расследование. Ориентируемся на записи Голицына. Необходимо пойти на встречу с неким Голливудом в ночном клубе "Клубе Прогрессивных Энтузиастов" на Kursk Street, которую пираты перевели как Походный проезд. Задача ясна, но сначала заедем домой. Там нас ждет обычная советская квартира, где в шкафу стоит бутылка водки, на столе самовар, а нас вместо погибших в Афганистане родителей ждет uncle Vanya. Это сварливый седой и лысый старичок на инвалидной коляске, которого опекает горбатый немой слуга Игорь Егор Егорович. Дядя Ваня шпыняет нас, ругает за идиотизм, ругает Горбачева и КГБ за развал Родины - и наконец сваливает в кабинет писать мемуары про то, как всех ненавидит. Собственно, дома стоит взять разве что штатскую одежду и 50 долларов из стола - рубли тут невозможно потратить, практически все встреченные персонажи уверенно перешли на инвалюту. Еще стоит порадоваться книгам на полке - Руков умилительно вспоминает свои любимые советские комиксы: "All your favorite childhood Soviet heroes: Batcomrade, Supercomrade, Spidercomrade, Tractorcomrade...". Я бы посмотрел на Спайдеркомрада... Переводчики и это похерили, переделав в нормальные детские книги: "Монте Кристо", "Остров сокровищ" и т.д.









Окей, итак, обычный пивной бар Москвы на Kursk Street с загадочной надписью "БДИТЕЛЬИИОЬVN". "Похоже на украинский", - стыдливо пытаются пираты исправить впечатление от этого бреда. Внутри самый обыкновенный советский пивбар, где на каждом столе по бутылке водки, на стене плакат с надписью "SOK", а в молодом красивом человеке легко узнается тот самый Голливуд. Но даже упоминать про Ромео и Голливуда не надо - иначе к вам придут два мрачных бандита-близнеца по имени Glebka and Olezgka Yuervich, которые скажут: "Если вы Голицын, то я бабушка Юрия Гагарина". И отправят вас to trupovozka.





Но как говорил самый популярный в СССР человек - мы пойдем другим путем! Благодаря мрачному, но разговорчивому бармену, который жалуется на падение заработка и развал страны, выясняется, что Клуб Прогрессивных Энтузиастов - на втором этаже. Туда можно зайти с черного входа и добиться членства за приличные деньги. Итак, прогуляемся по окрестностям. Окрестности выглядят хмуро и бедно - потертые стены, облупленная краска и здания, похожие не на архитектуру советской Москвы, а на провинциальную загнивающую Америку. По улицам в случайном порядке ходят прохожие, одетые в августе в ушанки и пальто, которые при попытке заговорить с ними отругиваются, жалуются, что сейчас даже водку могут позволить себе только богачи - и внаглую требуют за ответы доллары. Особенно запоминается малолетняя проститутка Nadiezhda, которая выгуливает собачку с нежной кличкой Surikov.







Нашей задачей является обойти здание и зайти в дом с главного входа. Но перед этим надо зайти через черный вход в бар. Там в каморке валяются деревянные бочки с пивом (!!!), а на втором этаже - ящики с надписью "КНИ[ГИ?]", в которых опять-таки водка! Но водки тут много, так что стырить надо только планшет из шкафчика - и валить. Все равно дальше через дверь в клуб не пройти, там незваных гостей не любят. Планшет понадобится, чтобы в самом доме выдать себя перед жильцами за сотрудника, проводящего социологические опросы. Сам дом тоже хорош - называется по советской привычке "Shining Future" accomodation complex. Пираты это перевели как "ЖСК "Светлое будущее"".







Опрашивать можно практически всех жильцов. Среди них есть прикольные типажи типа четы честных пенсионеров и какой-то полусумасшедший бухгалтер Yakasev, который живет с православными иконами по всем стенкам и боится темной печати и мирового заговора. Но нам интересны не они. Надо выполнить следующую цепочку. Опрашиваем двух симпатичных девушек - Жанну Чижову и Клаву Пономареву. Они посоветуют нам по поводу окопавшейся вокруг мафии обратиться к их соседу по фамилии Belussov, который в свое время отсидел в Лефортово (пираты опять-таки заменили на Бутырку) и стал стукачом ментов. Белуссов, осознав, что мы ему дадим zvezduli и плакала его московская прописка, перепугался и сдал с потрохами соседа снизу, Эдуарда Рюмина, который при сталинизме отсидел на острове Врангеля. Сварливый старикан Рюмин сначала ничего не хотел слушать, но услышав про остров Врангеля, обделался и признался, что отсидел строгач за то, что читал и распространял контрреволюционную литературу - Библию. Ничего о мафии не знает, но уверен, что с ней связан сосед сверху Анатолий Ситенко. Он торговец мясом, у которого нет мяса, жена схватила приступ, но у него откуда-то есть деньги, а вокруг его квартиры шныряют подозрительные личности.









Казалось бы, логично было бы обыскать магазин или установить за ним наблюдение. Но нет! Магазин заперт и вместо этого надо пойти в клуб этих Прогрессивных Энтузасранцев и заплатить 30 баксов за членство (не забудьте выкинуть планшет!!!). Выглядит клуб как захудалый притон, в котором подают только водку (как будто ин Совьет Раша есть еще что-нибудь). Трутся тут панки в кожанках, какие-то женщины легкого поведения и бандиты. Панки барыжат кокаином из Сибири и пиратскими видеофильмами. У одного можно даже прикупить кассету, на которую записан "Мальтийский сокол". Потому что, если до вас еще не дошло, местный сюжет тупо списан с любого псевдонуарного триллера, в чем вы еще убедитесь. Долго болтать с обитателями, кстати, наказуемо - могут что-то заподозрить, избить, обоссать и выкинуть в канаву со с сломанными ребрами, и тогда вы опять отправитесь в Sиbиrь. Так что надо поговорить с двумя конкретными персонажами - мордоворотами по имени Petka and Lyonka. Туса говно, пошли на нашу вечеринку! - говорят они в каждом втором диалоге. Ок - говорит Руков и без стеснения идет за ними. Ну или можно сразу сказать о Голливуде, тогда отведут сами куда следует.







Как оказалось, ведут нас по старинному приколу Дракулы, завалить в мясном магазине. Либо в нем, либо прямо у выхода из клуба надо атаковать наш конвой - причем обязательно Леньку, у которого заточка, и тогда Петька убежит. В этом случае у дохлого Леньки будет отмычка, которой можно вскрыть запертый магазин... почему-то с надписью "МОРОЖЕ ОЕ" на вывеске. Внутри есть холодильник, который охраняется такой навороченной сигнализацией, что ее можно тупо отключить, если заглянуть под стол. Кстати, ОЧЕНЬ важный момент - надо будет перед выходом обязательно включить ее обратно. Внутри в холодильнике висят мешки с трупами - охренеть, тут окопались кто-то типа каннибалов, такого даже в нуаре не встретишь! Под гнетом доказательств Ситенко раскалывается и, размазав слезы по мордасам, рассказывает типичный сюжет трэшевого криминального боевика. Дескать, на него надавила тру совьет мафия, которой надо хранить где-то трупы до уничтожения. Поэтому они похитили и изнасиловали его дочь, подкинули ему кассету с этим, и один там был в форме полиции Нью-Йорка КГБ, так что в полицию милицию он пойти побоялся. Жена схватила приступ, а он с тех пор вынужденно работает на советских гангстеров-потрошителей, хнык-хнык. И за что только несчастный гражданин платит налоги!







Ситенко разболтал, что явка мафии - вот прям напротив, в квартире безобидной старушки Шевченковой, которая регулярно кормит кошечек... угадайте, ЧЕМ, мваха-ха-ха-ха-ХА-ХА-ХА-ХААААА!!! Она как раз отправилась на кормежку посреди ночи, так что есть повод забраться к ней в квартиру. Квартира как квартира, они тут у авторов игры получились даже красивее, чем в жизни, хотя в целом антураж в СССР унылый, убогий и загаженный, как в сериале "Чернобыль". Предсказуемо нас хватают при осмотре территории бандиты - уже знакомые нам Глебка и Олежка и одноглазый главарь по кличке Верто, подручный Голливуда. Они нас сажают под арест в грязной каморке с одним столом и стульями, где, тем не менее, обязательный плакат с Лениным. Напоследок бандиты обещают снять про нас кино утром, которое будет последним нашим документальным фильмом перед похоронами. Потом пытаются что-то выведать, подогнав сначала под видом пленницы панкершу Риту - подружку-наркоманку Голливуда. А потом швыряют к нам довольно злобного американца, который следил за нами еще со времен обыска конторы Голицына. Нас он тоже подозревает в работе на Голливуда, но если показать ему сломанный нами жучок, очень хитро спрятанный бандитами... прямо на столе - успокоится.







Побег из этой каморки - это отдельный, очень тяжелый геморрой, потому что надо соблюсти сразу несколько условий, причем задолго до попадания. Во-первых, прикинуться шлангом перед Ритой, чтобы та не сдала - во-вторых, заранее активировать сигнализацию в холодильнике, чтобы покопавшийся в электроцепи над дверью американец получил возможность выманить Голливуда в магазин - в-третьих, надо подслушать разговор Голливуда, который распустил всех бандитов, а Рита ноет и требует у него дозу кокса - а также ОБЯЗАТЕЛЬНО надо САМОМУ лишить ее дозы кокса, заранее вытащив ее из мусорки в туалете клуба и уничтожив! И только ТОГДА удастся выманить дуру-Риту на обещание наркоты и прибить. Американец схватил ее пистолет - и был таков. Ну, а нам остается еще и борьба с вернувшимся в итоге Верто! (Голливуд какого-то хрена не захочет возвращаться с инспекции магазина и это никак не объясняется) Надо еще и понять, КАК его убить, спрятавшись за дверью в каморке! - и только тогда можно будет спокойно осмотреть квартиру.









Итак, обычная любительская видеостудия с портретом Ленина на стенке. Здесь можно позырить ту самую кассету с "Мальтийском соколом" (как по мне, унылое говно), но на самом деле тут лежат кассеты с совсем другим кино. В нем наши бандюки насилуют, пытают и убивают ножом пленных девок, чтобы выполнить социалистический план по снафф-порно. А крышует это дело наш одноглазый бандит Верто, бывший КГБшник, который вернулся из Афгана, явно привыкнув там таким заниматься. Что самое смешное, это явно Верто заказал расследование у Голицына, видимо, сам не подозревая, куда идет его товар. Неожиданно мы находим у него и фотку наших родителей, с которыми он явно был знаком. А также - странные разноцветные бумажки, которые, если их сфоткать, проявляют набор бессмысленных букв и цифр. Кстати, важно их именно сфоткать, а не забирать с собой - иначе мафия поймет, что ее могут спалить, и это будет провал. Только с помощью прохождения или постфактум, подобрав правильный ответ начальству, становится понятно, что там зашифровано время будущей встречи Голливуда с покупателями кассет - это Ленинград, Ladoga Park, 16 августа, 15:00. На этом весь этот кошмарный ад текстовых квестов заканчивается. На следующий день, выслушав нас, Галушкин хвалит за работу и отправляет в Ленинград на встречу Голливуда с перевозчиком.









Нам, как настоящему агенту, выдают даже аппаратуру - фотоаппарат с увеличением и магнитофон для дистанционной записи с тайным микромикрофоном. Заведует этим снаряжением колоритный комрад Гузенко (фамилия известного советского перебежчика) с лицом хохла-алкоголика (внимание на бутылку водки на полке), который знал наших родителей по Афгану, и они там ему помогли. Вообще, создается впечатление, что каждый пятый в СССР побывал в Афганистане - так часто он тут поминается. Ну да ладно - мы выезжаем в Ленинград, который вроде бы уже как год как переименован в Санкт-Петербург, но это неважно.







Итак, на этом конец первой главы - и далее будут еще три, которые вместе немногим длиннее первой. Продолжение следует.

2) Бутафорская клюква, е) Игры, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up