Товарищ детектив / Comrade Detective / Tovarășul milițian (2017). Серии 4-6

Sep 01, 2019 11:01

Итак, товарищ, продолжаем наш экскурс в историю доблестных работников милиции Социалистической Республики Румыния в 1980-е, в горячие дни холодной войны, что отразил сериал "Товарищ Детектив".



4-я серия начинается с ужасов капитализма, которые всплывают в мозгу госпитализированного Йозефа... Это было давно, в 60-е... Он с Никитой поехал в Нью-Йорк на соревнования. Их тренер произнес перед ними целую речь в духе Крестного отца о том, что они попали из самой лучшей страны на свете, где всем им завидуют, в столицу мировой преступности и ужасов. И во имя их национальных цветов призвал не выходить из номера - ведь они могут не вернуться...



Разумеется, пораженный этой длинной речью Никита... тут же побежал на улицу, чтобы оторваться с девчонками. Растерянный этим поступком маленький Йозеф помчался за ним... И ТУТ-ТО ОН ПОЗНАЛ ВСЕ УЖАСЫ МИРА!!! Сначала за ним под зловещую музыку увязался какой-то очередной персонаж книг Стивена Книга - хромой ненормальный. Потом он оказался в холле гостиницы, забитой проститутками, неграми и педофилами. Но самое страшное ждало его на улице...





Там был хаос. Там был рев. Поистине это был Город желтого дьявола. Крякают автомобили, щелкают бичи, густо поют электрические провода, гремят вагоны. Вероятно, где-нибудь играет музыка. Толпы нищих, воров, безработных, проституток и зараженных СПИДом стирают в кровь ноги о брусчастку этого города. Все больше и больше вспыхивает желтых огней - целые стены сверкают пламенными словами о пиве, о виски, о мыле, новой бритве, шляпах, сигарах, о театрах. Хитрое сверкание полно острой жажды вытянуть из карманов людей ничтожные крупицы их заработка, - оно слагает свои подмигивания в огненные слова и этими словами молча зовет к дешевым удовольствиям. пока вокруг гниют заживо люди, стиснутые нищетой и преступностью...





Один из таких оглашенных нищих, опутанных жаждой удовольствия и наживы, подскочил к мальчикам, выхватил револьвер и стал требовать от них обувь. До какой же нищеты дошли американцы, раз грабят ради такого? Но тут подоспел американский полицейский, который застрелил бандита прямо на месте. Только такими жестокими методами капитализму еще удается держать свою власть в этом царстве хаоса и развала...



Da, tovaristch. Именно так и выглядит капиталистическая Америка: преступность, наркомания, убийства и расстрелы прямо на улицах. А если не веришь, посмотри любой боевик 80-х - "Робокоп", "Последний герой", "Жажда смерти-3", "Воины Бронкса", "Класс 1984", "Дикие улицы" и множество дешевых Б-муви жанра Rape'n'revenge. Как видите, даже капиталисты не могут этого скрывать!

Ночь. Темный коридор больницы. Усталая и опустошенная жена Йозефа Соня просит Грегора узнать, что так повлияло на него в Америке - может, так он станет на шаг ближе к разгадке. И Грегор вынужден окунуться в самое страшное, что с ним было. Нечто, что страшнее, чем городское дно Бухареста и провалы зачетов в Высшей партийной школе - изучение американского капитализма. Он идет в библиотеку и несколько часов в ужасе впивает познание о его преступлениях - геноцид индейцев, рабство, нищета, подавление протестов чернокожих, война во Вьетнаме, Уотергейт... и главное - ПРОПАГАНДА. Пропаганда капитализма. Она никогда не меняется...



Йозефу же снятся ужасы капитализма... Его семья повторят слова про MTV и Уолл-Стрит... Боже, неужели он их потерял! Неужели теперь они будут есть вонючие гамбургеры, пить тухлую кока-колу и читать финансовые сводки с биржи?! Но наконец он приходит в себя... Перед ним его семья в поношенной румынской одежде и пионерских галстуках... Слава богу, все хорошо, все позади... А Грегор, погрузившийся в тему американских зверств, учит своих товарищей в милиции постигать образ мышления врага для чего пьет виски, курит сигары и смотрит Рэмбо. Итак, Иван Благо владел подпольным казино и приучал румынских граждан к ограблению ближнего и погоне за наживой - с помощью Монополии, как учат американцы. Но чьим именем освещают они весь этот несправедливый порядок? Бога! Это было уже задачей священника... Тут все понятно. Но как с этим связана девушка-чирлидерша? Скорее всего она, как и Рейган - актриса! И последнее звено в линии заговора по разложению румынского народа.



Это оказалась Татьяна Попеску - студентка театрального вуза. Грегор с выздоровевшим Йозефом отправляется к ней на работу в кинотеатр, где уже долгие годы показывают "Броненосец Потемкин"...



Подождите, здесь что, ничего, кроме "Броненосца" не показывают? Да это поистине рай на земле! Не то, что Восточный Берлин из "Взрывной блондинки", где в 1989 г. показывали ТОЛЬКО "Сталкера"!



Детективы прошли внутрь и сели в полупустой зал... Как приятно посмотреть в тиши и покое социалистическое искусство... Однако на середине фильм неожиданно сменился на что-то непонятное... Внезапно на экране возник мужчина в дорогом костюме, к которому прошла разукрашенная блондинка в розовой блузке. Это была Татьяна! Они стали говорить о выгодном контракте, о большой прибыли, которая позволяет их сотрудникам отдыхать в Майами, поэтому они не прочь поработать в выходной... А потом они договорились о новом слиянии и прыгнули в постель... Это же Американская Пропаганда!!! - в ужасе поняли детективы и помчались пулей в кинорубку предупредить очередную трагедию!



Киномеханик сначала ушел в отказ, но плохой милиционер Йозеф уговорил его, полоснув ножичком по артерии - методы румынской милиции требуют крови в натуральном смысле. Тогда тот признался... добровольно, между прочим, да... что фильмы с Татьяной снимает румынский сутенер Бубеску, который живет в особняке на бухарестских холмах - и устраивает там дорогие вечеринки. Как оказалось, Бубеску считал себя гениальным режиссером и делал полупорнографические фильмы в духе Запада. К нему на совещании в штабе милиции решено подобраться под видом иностранных продавцов газировки.



Итак, детективы с киномехаником прибывают в загородный румынский особняк, где припаркованы жигули и та самая фура. Внутри, окруженный шлюхами, мажорами и охранниками с Узи, отдыхал Бубеску - скромный румынский социалистический капиталист и большой любитель прожигать жизнь: "У меня стояк размером с Дворец парламента!" (с) Детективы, маскируясь под иностранцев, дарят ему такую роскошь, которую даже Бубеску, который возит пальмы из Ирака, редко видит - НЕФИЛЬТРОВАННУЮ ПЕПСИ-КОЛУ С НАТУРАЛЬНЫМ КОФЕИНОМ!!!!



Обрадованный вкусу Свободы Бубеску послал Йозефа наверх с девушкой - к Татьяне. А сам отвел дорогих гостей - Грегора и киномеханика - к себе в кабинет, где открыл собственный зловещий план. Внимайте его коварству, товарищи - Бубеску хочет уничтожить социализм не оружием и не ядерными бомбами. Холодная война - это война идей. Поэтому он изготовляет подпольные фильмы с пропагандой капитализма и распространяет их на видеокассетах по всей стране - до тех пор пока Восток не превратится в Запад. Вздрогни от ужаса этого живодерского замысла, товаристч - вот какая идеологическая зараза распространяется в видеосалонах...



Коварство капиталистических преступников не знает пределов. Заманившая Йозефа якобы к Татьяне проститутка тут же разделась и стала соблазнять героя-детектива. Увы, тот не успел поступить как Семен Семеныч Горбунков из другого легендарного социалистического детектива - проклятые капиталисты чем-то опоили его, и он потерял волю к сопротивлению. К бессознательному детективу, на которого насела продажная прислужница империалистических кругов, тут же подбежали оператор и звуковик и стали снимать на него компромат.



Дорогая, это не то, что ты думаешь, я просто был на оперативном задании!

Оказывается, Бубеску все сразу понял! Его просветил убийца, который сам в маске наблюдает за компрометацией героя милиции. А сам Бубеску внизу убивает киномеханика-предателя и вытаскивает ствол. Одновременно на засаду Секуритате на Дачиях вдалеке нападает засада контрабандистов, которая устраивает с ней перестрелку из румынских калашей! Это провал, товаристч!



Но Грегору удается выжить! Под песню какой-то местной румынской Пугачевой он лихо сражается с охраной, выносит всех вокруг и прорывается к Йозефу. Представляете, какое лицо он сделал, когда увидел, чем тот занимается... Друг спасает репутацию друга, пристрелив гнусных порнодельцов, и вытаскивает его на улицу. Но тут подбегает разгневанный Бубеску, который единственный, кто может сказать "Стоп" этому фильму! Выстрел!!! Это... Убит Бубеску - подмога верных товарищей из Секуритате поспела вовремя...

Но несмотря на это, шеф недоволен - в доме целая бойня, десяток погибших! Вы думаете, тут вам Америка, чтобы безнаказанно убивать людей! - в ярости кричит он. Дело провалено, а убийца не найден, поэтому он отстраняет их от задания. Но самый страшный удар братья детективы получают на следующий день... Йозефа с постели поднимает лично Шеф с конвоем - под половицей у него найдены контрабандные товары: костюмы, "Монополии", кока-кола. Его выдал собственный сын, воспитанный в духе информирования органов о преступниках и врага народа... Йозеф может гордиться потомством...



А Грегора арестовывают за убийство Татьяны Попеску, чей труп необъяснимым образом оказался в его комнате. Меня подставили! - кричит Ангел, аки Лесли Нильсен в "Без вины виноватый" - но поздно. Преступник - опять на шаг впереди!



В начале 5-й серии Ронсон спрашивает у Татума, зачем надо было озвучивать сериал - не лучше ли тупо пустить субтитры? Татум признался, что все просто: попил продюсеры отказались - никто не читает в этой стране, даже субтитры. Румынские товарищи правы - американцы слишком ленивы даже чтобы читать субтитры у фильмов!!!

Итак, в начале серии добрых пять минут семья Бачу, которая еще на воле, уходит из музея домой, обсуждая, что если Йозеф виноват, гнить ему в тюрьме, но они уверены, что он честен. По пути Соня замечает слежку того самого загадочного убийцы, и семья в наприженииииии долго бежит в родную квартиру через саспенсовые планы под страшную музыку! Дети вбегают в дом, прячутся под кровать, мать берет домашний ППШ тесак... Ручка запертой двери медленно поворачивается... ключи выпадают из замка... дверь медленно открывается... На пороге стоит!..

МОНТАААААААЖ!!! Итак, наши герои стали жертвами собственного правосудия, прямо как в "Малыш 44", кто бы мог подумать. Их дела поручили их завистливым конкурентам в милиции, которые прямо говорят, что посадят друзей за решетку на долгие годы. И вот Грегор Ангел в тюремной полосатой робе отправляется в тюрьму на типичном румынском автобусе для заключенных...



Ну вы знаете, эти знаменитые советские тюремные ЛИАЗы MAN 750... Или что это вообще?





По пути ожидаемо происходит очередная пародия на "Беглеца" с Харрисоном Фордом - Грегору удается скрепкой взломать наручники и спровоцировать драку в салоне. Стрельба, пальба, кутерьма! Водитель ранен, автобус теряет управление и летит по дороге прямо на стоящую посреди пути Дачию с капустой, которую пытаются завести мирные румынские крестьяне в papakha.



Бедные румынские крестьяне едва успели отбежать перед тем, как автобус влетел в лучший автомобиль во Вселенной, и тот взорвался как сверхновая звезда!



МУХОХАХАХАХААААА!!!!



Серая мгла сочится сквозь зияющие щели, автобус 410 закрывает двери! Если ты попал сюда, ты сам виноват, держись покрепче - наш автобус отправляется в ад!!!

Итак, автобус, объятый пламенем, скатывается на обочину, детективы бегут, не обращая внимания на взрыв за кадром - все равно там сидели сплошь враги народа, а охранники... Ну, они застрахованы.

Узнав о побеге преступников, Шеф объявляет общую тревогу. Весь наличный состав милицейского управления Бухарест-Сити поднят по тревоге. Милиционеры надевают форму, разбирают автоматы, бросаются по Дачиям и отправляются на поиски беглецов. Приказ - стрелять на поражение!



Нелегко будет лучшим в мире детективам противостоять лучшей в мире милиции...



После напряженного побега по Бухаресту друзья выбегают к американскому посольству. Йозеф в шоке! Нет! Только не к капиталистам! Они же подделали высадку на Луну и жульничают на Олимпиаде! Но это наш единственный шанс! - уговаривает его Грегор, и они бросаются на колени перед охраной, умоляя о политическом убежище. Охранники с криками: "куски румынского дерьма!", "мы отправим ваши задницы на тот свет" тычут в них автоматами - но, к счастью, мимо проходила Джейн, которая спасла наших героев в последний момент от Шефа, который нагрянул к посольству на Волге ГАЗ-21. Тогда Шеф решил давить на самое важное для американцев - на демократию! И натравил на посольство митинг разгневанных румынских граждан.



Разъяренные прислужники американского бесчеловечного капитала - охранники посольства - в ярости отпихивают митингующих женщин прикладами. Румынское правительство негодует. Бачу, который даже после побега остается патриотом, поддерживает генеральную линию своего правительства: "Почему вы, американцы, такие кровожадные?" Джейн опечалена: "Попробуй пожить в мире, где небезопасно и нет социальной справедливости. И тогда поговорим, как не поддаться варварской натуре человека..." (с)

Но тут события принимают неожиданный поворот! Милиционер Драгос, который только что хотел засадить друзей и угрожал Грегору в КПЗ, внезапно понимает, что ошибался. Пройдя безо всякой мотивировки домой к Йозефу, он обнаружил, что его жена похищена! И действительно, в посольство неизвестный кидает видеокассету, на которой румынский Майк Майерс держит Соню в заложниках!!!



Разъяренный Йозеф хочет броситься в бар Константина, где явно была сделана съемка. Но тут неожиданно трезвомыслие показывает Грегор - ведь не мог же убийца оставить настолько очевидную подсказку! Итс э трэп!!1 Убийца - кто-то из их знакомых! Выбор невелик, а напарник Драгоса, который уже добился от шефа объявить Соню в розыск, - некий Стэн - начинает вести с ним подозрительные разговоры. Мол, мы столько лет на такой тяжелой работе, а в Америке один капиталист строит личные небоскребы с золотыми унитазами вывесками. Знал бы Стэн, что этот человек теперь стал президентом... Драгос возмущен - здания строят не отдельные люди, а коллективы трудящихся! Увы, это последнее, что успел он сказать перед тем как пасть от отравленной тлетворным влиянием водки напарника...



А детективы тем временем решают бежать через толпу, замаскировавшись с помощью Джейн под обычных непримечательных американских капиталистов...



- Учитывая, как одеваются мужчины у тебя в стране, удивлен, что у вас прирост населения! (с)

Получив на память по пистолету (хоть что-то есть хорошее во Второй поправке капиталистов), детективы уходят огородами в город и добираются до бара, забыв про ловушку. Там оказался окровавленный Константин, а в подсобке - тело Драгоса с... БОМБОЙ!!! Бежим! - успел крикнуть Йозеф, и они на последних минутах спасаются из здания. ВЗРЫЫЫЫЫЫЫВВВВ!!! Проклятый маньяк и тут поспел и с интересом подглядывал... хорошо хоть только подглядывал. Детективы бросаются за ним! Погоня! Какой детективный сюжет обходится без нее!



Убийца в маске убегает в заброшенную многоэтажку (черт, сколько же их в благословенной Румынии?), где устроена... подпольная дискотека! Детективы бросаются туда с пистолетами наперевес и видят, что... там все в масках Рейгана! Следствие. Зашло. В тупик.

6-я серия. Финал. В начале нам показывают начало первой серии со стороны убийцы. Да, это наш детектив Стэн. Именно он провел всю эту схему, спровадив напарника с помощью пургена. И убийство он разыграл с помощью контрабандиста в такой же маске.



И вообще, он тайный американский патриот и каждый день дает присягу американскому флагу. Так-то, товарищ! Враг коварен! Присмотрись, не рисует ли твой сосед по ночам портрет Статуи Свободы?!



Но вернемся к дискотеке. Врага все же удалось заметить. Он устремляется на склад. Детективы бегут за ним. Напряжение! Саспенс! Бой! Ему удается захватить в плен Йозефа, но Грегор после долгих колебаний все-таки убивает негодяя и срывает с него маску. Детективы поражены - вот кто за всем стоял!



Но где же Соня - вот вопрос! Вместе с шефом детективы обыскивают дом Стэна, но там ничего нет. Лишь в почтовом ящике находится загадочное письмо с предложением посетить Трансильванию. Детективы понимают - Стэн действовал не один! Но кто же второй? После долгих размышлений совершенно неожиданно им помогает представитель Секуритате, над которым они до этого издевались. Он понимает, что письмо зашифровано на самый очевидный американский пароль - 741776: дата американского Дня независимости. В записке было приглашение посетить убийцу, иначе он отрежет пальцы Соне. Важно - никакого хвоста! Напарникам ничего не остается, как переодеться, взять пистолеты и отправиться в путь - одним...



По указанным координатам в глухом лесу был только столик с привешенной сверху лампой и две банки Пепси-Колы с надписью "Выпей меня". После колебаний детективы молча пьют капиталистический напиток и вполне ожидаемо дохнут, конец теряют сознание... В себя они приходят связанные и где-то в удивительно знакомом месте...



У Йозефа всплывают в голове нью-йоркские флэшбэки... Нет, - шепчет он, - невозможно, я уже был тут! Этого не может быть! Их окружает толпа румын, одетых в американские шмотки, включая Священника и Проститутку. Но кто же главный злодей? Кто же стоит за всем этим? Кто автор этой запутанной и сложной схемы? Кто Мориарти этой преступной рейганомики? Кто он?



И наконец он показывает свое лицо. Это... Никита.



Да, Никита наконец все объясняет. С интонациями и истеричными жестами типичного киносумасшедшего злодея он рассказывает, что давно собрался бежать в Америку, начитавшись Адама Смита и его теорий про невидимую руку рынка. Но однажды он подумал, что гораздо легче и удобнее... превратить Румынию в Америку и 51-й штат! И что, он псих? Нет, он не псих! Кто считает его психом - поднимите руку! Что и требовалось доказать - демократия в действии, коммуняки!



А-а-а-а, я Никита, люблю убивать людей ради денег и американской мечты...

Да уж, друг-коммуняка, который корешился с товарищем по движу много лет, умер, а потом воскрес с другой идеологией, да еще и тусовочку перетянул на свою сторону? Все прямо как в сообществах в соцсетях, да.... Я даже знаю одного такого красного перца... И вот теперь Никита - ультрарыночник и мегалиберал, в котором воплотился дух величайших бепощадных либертарианцев - Ильи Варламова, Алексея Шерстнёва, Веры Кичановой, Михаила Пожарского, Миши Вербицкого, Михаила Светова и многих других! И вот он пленил наших румынских Гоблина и Тубуса.

Зачем он же спрятал их тут, в собственноручно отгроханных декорациях Нью-Йорка? Неужели, чтобы забанить IRL? Нет, оказывается, он любит своих друзей... даже поганых коммуняк... И хочет дать им шанс. Но капитализм учит - выживает сильнейший. Поэтому они должны драться друг с другом на ножах!!! Во славу рынка!!! Иначе он убьет Соню, разодетую под Мерилин Монро, му-ха-ха-ха-ха - хахашеньки!



Жестокость капиталистов беспримерна. Друзья вынуждены бороться на ножах ради прихоти кровожадного буржуа, ослепленного идеями владычества сильных. После долгой схватки побеждает Йозеф. Грегор падает оземь с ножом в груди... Йозеф получил свое - но кто вернет теперь ему друга... Присоединишься к нам? - спрашивает его Никита. - Ведь за нами правда, за нами сила, рыночек порешает и капитализм победит неэффективную плановую экономику! Но, конечно, честный коммунист-чаушесковец Йозеф не может пойти на поклон к этому капиталистическому отродью. И теперь он будет беспощадно раздавлен невидимой рукой рынка и демократии за ослушание...

Но что это? Где труп Грегора? Куда он делся? А ВОТ И ОН! Грегор выходит с невесть откуда вытащенным пистолетом из-за угла. Его спас Коммунистический манифест друга, который он все это время верно носил у сердца, как настоящий коммунист. И стойкий сын пролетариата, верный делу партии, делу Ленина, Социалистической Румынии и строительству коммунизма - совершает то, что должен: уничтожает зловредную руку рынка из пистолета.



НОООООООУУУУУ! Как я теперь буду фапать на свободу предпринимательства!

Испуганные капиталистические прислужники трусливо разбегаются. Помогите! - визжит Никита, но тщетно: закон капитализма - каждый сам за себя в каменных джунглях. Никита понимает, что он побежден. Он просит добить его, чтобы он не сгнил в коммунистической тюрячке, питаясь фасолевым супом с мамалыгой! Грегор колеблется. Ты же коммунист, Грегор! - удерживает его от ошибки друг. - Ты должен быть выше этого! И Грегор понимает, что не может пойти по пути людоедских принципов капиталистического социального расиста. Он не может убить беззащитного человека, даже капиталиста. Он оставляет его в живых.

И только на память отстреливает и вторую руку.



Хэппи-энд!!!

Все закончилось хорошо. Друзья реабилитированы, преступник наказан, дело окончено. Лишь в конце Грегор возвращает шмотки Джейн, которая назначена послом. Увы, они не могут быть вместе - но их период разрядки со стыковкой Союза-Аполлона в постели Грегора они запомнят надолго... Грегор выходит из посольства, садится в машину к напарнику, и они вместе... слушают разговоры в посольстве о свержении социализма через внесенный со шмотками жучок. Ведь холодная война продолжается - и Румыния в ней обязательно победит капиталистического монстра!



"Я уверен, мы выиграем в холодной войне еще до конца этого десятилетия..."

Скрипит рация. Шеф сообщает, что двое заключенных сбежали, похитив копии контрабандной книги "Атлант расправил плечи". Очевидно, Америке придется подождать, пока ее сокрушат. А пока детективам надо работать. Наша служба и опасна, и трудна... И они отправляются на очередное дело под мелодичные звуки "Plopi impari" женского дуэта Grupul Stereo. Вперед! Товарищ милиционер!

ОБЪЕМИСТОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Итак, как вы уже, скорее всего, поняли, "Товарищ Милиционер" вовсе не сделан в Социалистической Республике Румыния в 1980-е, и вся история с его нахождением и озвучкой - мистификация. Это исключительно плод сотрудничества самого Ронсона и Татума, которые заскучали по 1980-м и решили немного поиграть на тему пропаганды времен холодной войны. Получившийся результат крайне мало схож с реальными детективами, которые выходили в соцблоке: "Следствие ведут знатоки", "Телефон полиции 110" (ГДР), "Тридцать случаев из жизни майора Земана" (ЧССР), "Капитан Сова идёт по следу" (ПНР) и польский же аналог "Джеймса Бонда" и "Агента Макгайвера" - "Zycie na goraco" (1978) (который, судя по синопсису, в миллиард раз круче канадского высера), серия про офицера милиции Тибора Этвоша (ВНР), неонуарные экранизации Богомила Райнова и т.д. И это не потому что американцы не знали обо всем этом - знали, они даже честно отсмотрели "Майора Земана", да и влияние фильмов Николаеску кое-где в сериале чувствуется. Просто задача у них была совершенно другая. Весь сериал от начала до конца является повторением утрированного полицейского боевика США 80-х, т.н. "бадди-муви", как если бы это снимали карикатурные коммуняки соцблока. Именно поэтому там идентичный сюжет, ситуации, диалоги, штампы, много мата, секса, драк и насилия и даже американские реалии. Даже первое название было - "Железный фистинг" (видимо, намек на "Железный занавес").



Сценарий поэтому заточен скорее под СССР с ее шахматами и водкой, чем другие страны ОВД со своими, местными особенностями. Но почему для съемок была выбрана именно Румыния? А все просто - это было дешево. Как и в других разоренных стран соцблока, типа Чехии, Болгарии и Венгрии, в Румынии есть своя киностудия для клепания американского кино - студия Castle Films. Основана продюсером прорвы малобюджетных трэшаков Чарльзом Бэндом в 1991 г., который вместе с местным продюсером Владом Паунеску создал ее на клочке земли под Бухарестом и сразу снял там серию "Подвиды", а также уже разобранную тут дилогию "Мэндроид". Ныне на Castle Films снимают почти все румыно-американские проекты, включая всю румынскую фильмографию Сигала, Ван Дамма, Лундгрена, "Холодную гору" с Николь Кидман, последние части "Анаконды", "Восставшего из Ада", "Тыквоголового" и многое-многое другое. Как и у студии Бояна в Болгарии, там есть выстроенные в полный рост декорации: замок, средневековая деревня, американский даун-таун и улицы американского города. Именно они и играют улицы румынского Нью-Йорка, безо всякого обоснования вставленных в сюжет. Так что сериал снимали в Румынии, с румынскими актерами и командой, а потом переозвучили на английский, причем намеренно с дефектами, подделкой под видеопрокат 80-х, и с русским акцентом у румын.



Сначала у меня впечатление было неоднозначное. Первые две серии я смотрел не без труда, так как клюква была на удивление небольшая и штампованная и в основном не румынская. Сюжет тоже не особенно захватывал и заключался в примитивной склейке самых штампованных штампов полицейских сериалов 80-х. Но дальше, когда сюжет дошел до заговора капиталистов в Румынии, стало реально весело, а уж концовка и вовсе оказалась непредсказуемой - я-то до последнего грешил на Шефа. По части юмора, экшна и сюжета сериал в целом реабилитировался. Но, как это ни странно, идея с деконструкцией пропаганды сработала далеко не всегда. Даже если отвлечься от того, что абсолютное большинство хронометража уделено адаптации типичного бадди-муви, что урезает время для шуток - многие намеренные преувеличения так и не смогли потягаться с реальной пропагандой и клюквой, которая живет до сих пор! Мы уже видели и видим в зарубежном кино про соцблок постоянные плакаты, портреты лидеров, отрицание любых проблем, "в Советском Союзе нет убийств" из "Номера 44", разваленные нищие города, поголовное поощряемое стукачество и многое другое. Получается, что антисоветская пропаганда настолько клиническая в своем абсурде, что ее тяжело переплюнуть даже в рамках пародии.



Более того - авторы, кажется, не поняли, что и советскую-то пропаганду они далеко не всегда смогли превзойти. Мир загнивающего в показной роскоши капитализма она обличала именно в похожем духе, хотя и не так грубо и прямолинейно, конечно, но совпадение "клюквенной" пропаганды с реальной местами поражает. В качестве примера можно назвать реальный румынский фильм "Украли бомбу" (1961), где неназванная страна, срисованная с США, показана очень похоже: жестокая держава, проводящая атомные испытания, где группа карикатурных гангстеров в ковбойских шляпах похищает миниатюрную ядерную бомбу, город представлял типичные европейские улицы, забитые Волгами и Мерседесами, а также нарисованный задний план в виде небоскребов, окруженных морем убогих лачуг. И были показаны воровство, обман, стриптиз, фильмы ужасов, намеки на расизм и т.д. Правда, все это в форме фарсовой комедии с гэгами и без слов. Сюжет же со злобными зарубежными контрабандистами, которые через криминальные элементы провозят за железный занавес дефицитные товары - был излюбленнейшим у всех детективщиков соцблока. Даже в Албании был свой аналог с такими карикатурными иностранцами - "Кто убийца" (1989)! В итоге весь "пародийный" сюжет с перебежчиками и дипломатами, которые ввозят в соцблок видеокассеты, жвачку и джинсы для разложения морального духа строителей коммунизма, был совершенно серьезно показан в советском фильме "Двойной капкан" (1985), лидере проката 1986 года! Более того - несмотря на свой якобы пропагандистский заряд, он был, по сути, старательным переложением всех штампов криминальных американских фильмов, этаким американизированным масскультом. Потому что его снимали опытные в деле экранизаций зарубежных реалий прибалты - даже режиссер был тот же, что у знаменитой советской экранизации Д.Чейза "Мираж". Реальность, как видите, круче вымысла!



Более того, вы будете смеяться, но идею о развале коммунизма импортным добром авторы сериала не сами придумали, а тоже почерпнули из антисоветской пропаганды, а конкретнее - из фильма "Чак Норрис против коммунизма" (2015). Якобы документальный фильм рассказывает о том, как в Румынии при Чаушеску подпольно распространяли видеокассеты с боевиками типа Рэмбо. По сюжету некий безымянный чиновник, близкий к власти, провозит контрабандой через границу видеокассеты и переводит их у себя в комнате, обклеенной плакатами с Чаком Норрисом, с помощью нанятой на телевидении старушки-переводчицы. Потом куча румын слезно вспоминает, как тайком, рискуя свободой и жизнью, смотрела эти фильмы, борясь с рейдами милиции и репрессиями Секуритате, что параллельно показано в виде инсценировок в нищей убитой многоэтажке. Уровень правдоподобия всех этих сцен ничем не отличается от как бы пародийного "Товарища Милиционера". И все тоже выдается авторами за борьбу за свободу слова и свержение румынского социализма. Того самого, наиболее политически и экономически близкого в ОВД к реальному Западу - до такой степени, что Чаушеску, набравший кредитов у западных предприятий и МВФ, влез в долги и был вынужден все 80-е проводить режим максимальной экономии всего, включая свет, воду и еду и даже увеличивать экспорт и урезать социалку в духе "шоковой терапии", в масштабах, невиданных ни в одной стране соцблока. По иронии судьбы, долги он выплатил аккурат к моменту "революции" 1989 года, после которой вся Восточная Европа, скинувшая бремя коммунизма... тоже стала должником МВФ - теперь уже бесповоротно. Еще одно доказательство того, что переплюнуть бредовость любой пропаганды - надо постараться.



И тем не менее, сериал все равно в целом интересен и ценен для тех, кто любит эксперименты по ретроэстетике, переносу западных реалий на советскую почву, скрещению жанров и забавного стеба над пропагандой и детективами. Все это по отдельности было и раньше, и я знаю много примеров и получше. Но вот сразу вместе - это, кажется, впервые, и получилось вполне весело. Техническое качество сериала, конечно, далеко не выдающееся, но все же немногочисленные экшн-сцены сделаны вполне сносно (а взрывы и вовсе шикарны), актерская игра, музыка и операторская работа мне тоже вполне понравились - уж всяко лучше безбрежного уныния в "Американцах".



Сотрудничество с Румынией пошло на пользу - улицы обнищавшего Бухареста действительно как будто застряли в 80-х, костюмы и реквизит набраны почти целиком оригинальные, кроме некоторых современных элементов типа пластиковых окон или проводок, да еще неаутентичного транспорта. Но это неудивительно, просто те же румынские микроавтобусы 80-х TV в Румынии давно порезаны на металл, и их пришлось заменять американскими. Зато несмотря на попытку русификации клюквы многие румынские культурные и исторические реалии показаны вполне точно, что позволяет познакомиться с ними и американцам, и нам. Румынская Секуритате не против!



Ну, и самое главное - это то, как тут показана квазикоммунистическая пропаганда. Вместо того, чтобы изображать мир социализма раем на земле, как это делали обычно, тут намеренно оправдывают нищету, отсталость и жестокость правосудия - так, как если бы мир антисоветских боевичков 80-х типа "Красного рассвета" и "Красного скорпиона" показан был со стороны Восточного блока. В итоге это редкий случай, когда в клюкве жестокие "красные" показаны с положительной стороны! Как в Red Alert или той же "Красной жаре". Такой толстый троллинг, который выворачивает типичную американскую пропаганду наизнанку, очень порадовал, потому что наши доблестные обзорщики делают ровным счетом то же самое! Как тут не пожать руку американским киноделам за то, что они пошли по нашим стопам - мало кто из них на такое способен! А уже вполне реальная, а не клюквенная коммунистическая пропаганда, которая возникает в сюжете - заставляет подозревать, что авторы под маской пародии пощекотали немного и нервы консервативного американского избирателя. В целом и общем это довольно хороший повод не только посмеяться, но и подумать о более серьезных вещах: например, о реальном влиянии и значении пропаганды и сложностях взаимовлияния двух политически-экономических систем в реальности, а не в кино. Короче, наше НИИ клюквоведения - в целом одобряет, хотя не обошлось без партийной дискуссии...



Так что, товаристч, поздравляю тебя с очередным сериалом, который рассказывает PRAVDУ о строительстве социализма и борьбе с вражескими капиталистическими диверсантами в братской Румынии! Со своей стороны мы всем Советским Союзом поможем румынским братьям в борьбе с американским развращающим капитализмом. Мы поставим в следующую пятилетку целью увеличение объемов экспорта водки, балетных групп и ушанок. Мы поможем братской Румынии в строительстве тюрем в Трансильвании и перевыполнении плана по расстрелу распространителей западного образа жизни. Мы наладим новый рынок сбыта для поставки из Румынии Дачей, калашей, мамалыги и фильмов Серджиу Николаеску! И на групповой румынский гимн мы ответим нашим великим лозунгом - Ленин, водка, балалайка - и выпьем вместе водки наздоровье во славу дружбы и победы двух сверхдержав в холодной войне. Ura!



image Click to view


а) Кино, 5) Клюквоведение, 2) Бутафорская клюква, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up