Кинопропаганда времен холодной войны

Nov 17, 2008 18:40



Напишу о паре просмотренных фильмов:
"Вторжение в США" (1952) - антикоммунистическая фантазия, забавный артефакт времен обострения холодной войны.
"Красный кошмар" (1962) - просветительская короткометражка об ужасах коммунизма.


"Вторжение в США" (1952)
Несколько человек встречаются в баре, выпивают, смотрят тревожные новости по большому телевизору с плоским экраном (обращаю на это внимание, поскольку эта явно футуристическая деталь - пожалуй, единственная в фильме, указывающая на то, что действие происходит в недалеком будущем). Один из присутствующих, мистер Охмэн, ведет себя крайне таинственно, он явно себе на уме... (Кстати, забавно, исполнявший его роль актер Дэн О'Хёрлихи позднее утверждал в интервью, что к концу эпохи маккартизма стал убежденным социалистом, хотя и не уважал тоталитарный СССР.) Внезапно передают сообщение о том, что русские войска вторглись на территорию США. (На самом деле, не могу с уверенностью сказать, назывался ли враг по имени в фильме, но никаких сомнений у зрителя не возникает.) Советские самолеты бомбят американские города, военные базы, аэропорты... Растут атомные грибы. По словам репортера, бомбы используются более мощные, чем те, что были сброшены Штатами на Японию. А американские военные обещают на каждый советский ядерный удар отвечать тремя аналогичными ядерными ударами по вражеской территории. Персонажи, сидевшие в баре, чувствуют прилив патриотизма и бросаются кто куда по мере сил помогать родине. Но все тщетно - страна не была готова, русские уже всюду, герои гибнут один за другим в неравной борьбе с подлыми советскими негодяями, лишенными чести, совести и представлений о частной собственности. (Женщина выбрасывается из окна, когда толстый усатый коммунистический солдат, нахлебавшись виски, пытается ее неуклюже изнасиловать; владелец тракторного завода отказывается подчиниться захватившим его военным и предателям, и патриотично бросается под советские пули...) Но внезапно герои приходят в себя, оказывается, таинственный мистер Охман их всех загипнотизировал, они живы-здоровы, а страна в безопасности... Пока в безопасности. Герои понимают (и мы вместе с ними), что лучший способ сохранения мира - подготовка к войне загодя, постоянная боеготовность всего населения. Ну а кто-то из них даже нашел любовь...

Эта бэшка - один из самых известных представителей фильмов о "красной угрозе" маккартистской эпохи. Дешевый вклад Голливуда в нагнетение антикоммунистической травли и атомной паранойи. Фильм в самом деле дешевый, длится около 70 минут, большой процент которых занимают архивные кадры военных действий. Малоизвестные актеры играют в целом так себе, порой смешно переигрывая, особенно хорош в этом плане журналист, этакий натужный хамфрибогарт. Я в военной технике и атрибутике совершенно не разбираюсь, так что особого внимания на нее не обращал, но спецы при просмотре должны посмеяться. Например, я читал, что за неимением чего-либо похожего на русскую технику (и за неимением достаточного бюджета) кинематографисты просто зеркально разворачивали кадры с техникой американской, чтобы надписи казались на первый взгляд иностранными. Советских костюмов тоже в наличии не было, так что внешний вид интервентов пришлось объяснять совсем уж искусственно - дескать, они для маскировки переодевались в американскую форму. Короче говоря, фильм не шибко интересный, но довольно забавный, и сейчас воспринимается скорее как антимаккартистский китч. Отдельные сцены подсказывают мне, что кубриковский "Доктор Стрейнджлав" - в некотором смысле пародия на такие вот агитки. Впрочем, на целевую аудиторию фильм должен был производить почти шоковое впечатление, мотивируя ура-патриотические настроения в массах. Все-таки ядерный гриб посреди Нью-Йорка - достаточно сильный образ для простого американского патриота 50-х годов.
В 1985-м был снят одноименный фильм - смехотворный боевик с Чаком Норрисом. Это не вполне римейк, в сюжете общим является лишь вторжение вооруженных коммунистов на территорию США. Путать эти картины не надо.

Сеанс гипноза начинается


Начинаем бомбежки


Плазменная панель?


Советские офицеры


Романтическая линия


Уничтожение Нью-Йорка


Хитроумные русские пытаются без боя проникнуть в Белый дом, но американский солдат на чеку


Вообще, интересно, как свободолюбивый, в общем-то, Голливуд в 30-х сковал себя кодексом Хейса, в 50-х - прогнулся под давлением маккартизма... В условиях жесткого политического прессинга Голливуд вынужден был играть по правилам, и в результате появлялись такие вот страшилки-побрехушки. Однако некоторые крупные голливудские функционеры относились к делу антикоммунистической пропаганды с полной серьезностью. Одним из таких озабоченных был Джек Уорнер, некогда создавший с братом студию Уорнер Бразерс. После Второй Мировой он начал сотрудничать с печально известной Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC), и даже подал список с фамилиями 12 сценаристов, которых он подозревал в сочувствии коммунистам. Все они лишились работы. В 1962 году под его личным контролем была снята получасовая короткометражка "Красный кошмар" (рабочее название "Свобода и ты", на видео позднее выпускалась под названием "Коммуняки наступают, коммуняки наступают"). Этот презабавный ужастик рассказывает добропорядочным американцам о тех кошмарах, которые их ждут, если к власти в стране придут коммунисты. Уорнер хотел, чтобы фильм произвел как можно более сильное впечатление на зрителей, так что бюджет был необычайно высок для правительственных образовательных короткометражек тех лет, а к производству были привлечены не последние в индустрии люди. (Так, рассказ ведет Джек Уэбб, весьма популярный актер, продюсер и режиссер.) Главный герой этой истории - простой американский обыватель, заводской рабочий, у него есть собственный коттедж, жена, дети, старшая дочка уже хочет замуж. И вот волей создателей фильма в его городке к власти приходят коммунисты. На улицах тут же появляются блокпосты с колючей проволокой и пулеметами, люди превращаются в лишенных эмоций эгоистичных злыдней, обращающихся друг к другу исключительно "товарищ". Что самое ужасное - собственная семья отворачивается от протагониста. Дочка проникается коммунистическими идеями и по собственному желанию уезжает работать в колхоз почему-то под конвоем комсомольцев в военной форме. Младшие дети готовятся к отъезду в пионерлагерь, но отец силой тащит их в воскресную школу, дабы им раскрыли глаза на истину. Но там уже открыт "Музей русских изобретений". Когда ошеломленный герой видит в числе экспонатов телефон, который, по его убеждению, изобрел американец (на самом деле до Белла вроде бы были немец и итальянец), у него начинается истерика, он устраивает дестрой и в результате неминуемо оказывается в суде, где его обвиняют непонятно в чем, не дают возможности оправдаться и приговаривают к расстрелу. К счастью, это всего лишь сон. Далее пафосно разъясняется, что коммунизм - это абсолютное зло, противостоящее настоящей американской Свободе.
Снято все добротно, смотрится сейчас весело. Помню, видел где-то в сети сканы комикса того же периода с очень похожим сюжетом - подробно описывались метаморфозы, которые претерпит образ жизни американцев, если США станут коммунистическими. Жаль, не знаю, как это называлось...

Так выглядит улица типичного советского города


Офицер воодушевляет собравшихся товарищей


Это комсомольцы


Расстрел


а) Кино, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up