☆
★ Саврименае рускае праизнашэние слоф давольна сильна атличяеца ат арфаграфии, принятава опщива написания, неизбежна устаривающива са временем. Эта естественый працэс в любых языках.
☆ Тот же английский несёт через века совершенно дикую сейчас орфографию, отражающую язык 16 века, в которой почти ни одно слово уже не звучит так, как звучало во времена Шекспира.
★ И то, што я пишу сичяс, эта вофси не нарачитый "олбанский", а риальнае, звук в звук атражэние сиводняшнива звучяния рускай речи. Па научьнаму эта называеца транскрипцыя.
Но какой из вариантов древнерусского языка когда-то звучал так, как пишется и сейчас, то есть с "оканьем" вместо "маскофскава аканья"?
То есть что можно считать классическим "русским языком"?
И тут такие соображения.
Практически все русские грамоты и летописи домонгольского периода, на 90%+, написанные на древнерусском языке найдены в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и других новгородских землях.
Небольшая часть найдена в Полоцке и Витебске, в Москве ни одной, и в Киеве всего две - обрывки Ярославова Евангелия и "Киевский Патерик".
И та же ситуация с берестяными грамотами, частными письмами, отражающими реальный разговорный язык того времени.
Из общего их количества в 1140+ берестяных грамот, найденных на данный момент, буквально только пара процентов происходят из других мест, полдесятка найдено в Киеве, 14 в Москве. Остальные все происходят из новгородских земель.
То есть можно говорить, что письменный русский язык отражает северное "оканье", новгородский диалект.
И позднейшие переписчики из других мест, той же Москвы, просто переписывали эти новгородские летописи, хотя в быту говорили на своих диалектах, "а́кая" или "и́кая", как в Киеве, "ничь", "мисяць", кот-"кит".
✔ Единственная русская республика вольный ганзейский город "Господин Великий Новгород" в этом плане был конечно на две головы выше полуазиатской "Московии".
В нём даже рядовые граждане писали друг другу письма и записки.
А "на Москве" вплоть до Петровских времён даже бояре были почти поголовно неграмотны, не говоря уже о простых горожанах или крестьянах.
"Пусть дьячковы дети грамоте учатся. А мы, как и деды наши, и без неё проживём."
Вспоминается, как спустя почти век после изобретения книгопечатания открыл обучавшийся "в литовских землях" дьячков сын Иван Фёдоров типографию на Никольской, отпечатал на пробу тиражом то ли 15, то ли 25 экземпляров книжку молитв "Апостол" в 16 страниц, да не пошло дело и опять заглохло почти на полвека. Некому было читати...
Запись сделана с помощью
m.livejournal.com.