Просьба аксакала (к событиям в Жанаозене: уроки прошлого)

Dec 19, 2011 00:06

А. К. Гейнс. Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан.

Разговаривали сегодня только в присутствии переводчика Бигулова с адаевским старшиной Баембетем. ( ... )

19 век, Воспоминания, Средняя Азия, Россия

Leave a comment

bogenbai December 19 2011, 09:11:11 UTC
Ну, понятно. Если нечем гордиться в настоящем, если империю, которую в крови и поту строили предки, просрали потомки - хоть поностальгировать, почуствовать себя хотя бы в ЖЖ уберменшем...

Дикий Запад тешит чувства WASPов, которые потом нагнули весь мир, включая и Россию. Когда твой брат, который в нищете и дикости своей недалеко ушел, пытается показать, что он, мол, цивилизатор, а не обычный колонизатор и захватчик - обидно это как-то...
Еще раз говорю - для понимания моих чувств почитайте мемуары иностранцев о России. Да даже вот прочтите художественное произведение - 4 книга из цикла Фрейзера о Флешмене, который попал в плен во время Крымской войны и его впечатления о России.
Вот кусок просто навскидку:
"мы постоянно видели стоявших по обочинам крестьян как мужского, так и женского пола в подвязанных кушаком рубахах и драных обмотках. Молчаливые, неподвижные, они пристально глядели на нас. Это тупое назойливое внимание действовало мне на нервы, особенно на почтовых станциях, где у них была привычка сбиваться в группы и, не произнося ни слова, глазеть на нас. Они очень отличались от виденных мной крымских татар, бывших живыми, высокими, хорошо сложенными людьми, хотя женщины у них и уродки. По сравнению с татарами степные русские - народ мелкий, напоминающий обезьян.
Естественно, мне тогда было невдомек, что все эти люди - рабы. Да, самые настоящие белые рабы-европейцы - в это не так-то просто поверить, пока не увидишь собственными глазами...
Крепостные все равно как негры в Штатах - даже хуже, потому что они, похоже, даже не догадываются о своем рабстве. Они рассматривают себя как людей, прикрепленных к земле, - «мы - ваши, а земля - наша» ходит у них поговорка, - и по традиции имеют свой кусок пашни, на котором могут работать три дня в неделю...
Вам покажется невероятным, что каких-нибудь сорок лет назад в Европе могли обращаться так с белыми людьми: бить палками и плетью по десять раз в день, а то и кнутом (что гораздо страшнее), или отправлять на годы в Сибирь по капризу хозяина, от которого требовалось только оплатить из своего кармана расходы на пересылку. Им могли надеть на шею колодки; помещик забирал их женщин к себе в гарем, а мужчин отправлял в солдаты, чтобы без помех попользоваться их женами; их детей продавали на сторону - и при этом считалось, что крестьяне должны быть благодарны своему господину, и в буквальном смысле обязаны простираться перед ним ниц, называть «отцом», биться лбами об пол и целовать ему сапоги. Я видел, как они это делают - прямо как наши кандидаты в парламент. В свое время мне пришлось повидать множество человеческих бед и лишений, но судьба русских крепостных поразила меня больше всего.
Сейчас, конечно, все изменилось: в шестьдесят первом году, буквально несколько лет спустя после моего там пребывания, они освободили крепостных, и теперь, как я слышал, все стало еще хуже, чем раньше. Понимаете ли, Россия зависела от крепостничества, и освобождение нарушило равновесие - кругом жуткая нищета, экономика полетела в тартарары. Еще бы, в прежние времена помещики, хоть из личной корысти, были заинтересованы, чтобы их крестьяне не подохли с голоду, но после освобождения какой им в том прок? Впрочем, все это чепуха - русские всегда хотели быть рабами - так же, как большая часть остального человечества, просто у русских это желание выражено более ярко.
К слову сказать, вид у них был чертовски рабский. Помню, как я первый раз увидел крепостных, в первый день после выезда из Таганрога. Дело было на крошечной почтовой станции: какой-то чиновник наказывал крестьянина - не известно за что - и тот здоровенный детина просто стоял и беспрекословно сносил удары тростью от человека, вдвое меньше его ростом, не смея даже пошевелиться. Вокруг собралась маленькая толпа из крепостных - уродливых, грязных оборванцев в грубых полотняных рубахах и штанах, их жен и нескольких растрепанных ребятишек. И они просто глядели, и всё: словно тупые, безмозглые скоты. А когда коротышка-чиновник сломал трость, он пнул крестьянина и велел ему проваливать, и детина покорно заковылял прочь, а прочие потащились следом. Создавалось ощущение, что они вообще ничего не чувствуют."

Ну и так далее. Приятно такое читать о своих предках, пусть даже это и было правдой?

Reply

rus_turk December 19 2011, 09:18:41 UTC
Так я ведь уже ответил про ностальгию чуть выше:
http://ru-history.livejournal.com/3254968.html?thread=50279864#t50279864
>>в отличие от времен, по которым Вы ностальгируете,
Не ностальгирую, а лишь испытываю к ним интерес. Времена царизма - не подарок.

И про путевые записки про иностранцев о России тоже ответил:
http://ru-history.livejournal.com/3254968.html?thread=50279352#t50279352
>>ЗЫ Кстати, когда читаю Ваши посты, хочется создать журнал Тюркская Русь (turk_rus), с историями, как русские князья ездили за ярлыком к своим хозяевам в Орду и с цитатами из мемуаров иностранцев о Российской империи... Просто, для объективности;)

Разумеется, я в своем журнале охватываю лишь довольно узкий временной промежуток. И не отрицаю роли Орды в российской истории, а также подмеченных иностранцами русских проблем. Если заведете такой журнал, было бы интересно его читать!

Мой журнал ведется в определенных тематических рамках, только и всего! )))

Reply

bogenbai December 19 2011, 09:31:33 UTC
Вы мне ответьте - приятно читать такие отрывки о своих предках, как я привел? Да/нет?

Reply

rus_turk December 19 2011, 09:41:55 UTC
Мне читать приятно. И не из-за какого-то мазохизма, а потому, что это история моей страны и моего народа. И все эти истории еще более подчеркивают силу русского народа, который, несмотря на все эти ужасы, добился многого.

Reply

bogenbai December 19 2011, 10:10:25 UTC
То есть, читать, что Ваши предки были дикарями и рабами 150 лет назад - приятно? Осознавать, что сейчас их потомки недалеко ушли, коль сжигают людей на Вечном огне - видимо, тоже?
У Вас странное представление о том, что приятно. Мне читать это неприятно, ни о своих предках, ни о Ваших. Могу я Вас попросить эти посты в сообщество не постить?

Reply

rus_turk December 19 2011, 10:26:07 UTC
>>Осознавать, что сейчас их потомки недалеко ушли, коль сжигают людей на Вечном огне - видимо, тоже?
Тут Вы, конечно, перегибаете. Мерзавцы и подонки были и есть в любом обществе. Потомки этих рабов добились Победы, а потомки добившихся Победы, в подавляющем большинстве своем, чтут Вечный огонь.

>>Мне читать это неприятно, ни о своих предках, ни о Ваших. Могу я Вас попросить эти посты в сообщество не постить?
Сообщество посвящено истории, и почти любой пост на историческую тему будет кому-то да неприятен. Либо русским, либо немцам, либо евреям, либо казахам. Либо потомкам крепостных, либи потомкам помещиков. Либо большевиков, либо дворян. Либо красноармейцев, либо белогвардейцев. Либо советских солдат, либо фашистов и власовцев. Либо палачей, либо репрессированных. И так далее.

В рамках сообщества (да и в своем журнале) я стараюсь сохранять корректность. Экстремистские материалы не цитирую. Рознь не разжигаю. Более того, считаю свои посты наполненными духом гуманизма. )))
Модераторских выговоров тоже не имею, кстати.

Reply

bogenbai December 19 2011, 10:57:15 UTC
Ну, что ж, позиция понятна, а демагогия, призванная ее замаскировать, смешна;)
Продолжайте фапать на былое величие и на те ушедшие уже времена, когда Средняя Азия была русской. Продолжайте писать в location название империи, которую лузеры-потомки, такие как Вы, сохранить не сумели, равно как и несуществующие уже географические понятия типа Семиреченской области и Лепсинского уезда.
Лузеры часто гордятся прошлым, поскольку настоящим гордиться достаточно трудно. Желаю Вам осознать, что времена изменились и строить будущее, постоянно оглядываясь на колониальное прошлое уже нецелесообразно...

Reply

rus_turk December 19 2011, 11:08:33 UTC
Напрасно Вы думаете, что я горжусь лишь прошлым моей страны. Настоящим тоже горжусь. Да, времена непростые. Но страна остается великой. И в ней живет много замечательных людей, далеко не все из которых жарят себе подобных на Вечном огне.

Кстати, в "location" написано просто: Россия. А никакая не империя.

А вообще, поменьше комплексов! История - это история.

Reply

bogenbai December 19 2011, 11:25:44 UTC
Да, с империей ошибся, сорри.
Но территория уже не принадлежит России.
Нет ни села, ни уезда, ни области.
Есть географический пункт в независимом государстве Казахстан. Такова реальность, как бы не сладко фапалось на прошлое...

Что касается последней фразы - спасибо, посмешили;) Это у меня комплексы или у человека, изо всех сил пытающегося себя почуствовать "цивилизатором" на основании материалов полуторавековой давности? Очень смешно, спасибо;)

Reply

al_lex_ey January 21 2012, 15:02:04 UTC
у вас комплексы так и прут, уж извините. что вы хотите тут доказать? что не умеете разговаривать без оскорблений и переходов на личности? что вы великий потомок Тамерлана? что русские - колонизаторы и лузеры? что тогда вы делаете на лузерском блоге? не общайтесь с неполноценными, это не красит вашу высшую расу.

Reply

bogenbai January 21 2012, 16:09:50 UTC
Забавно.
То, что русские были колонизаторами - это исторический факт и об этом постоянно пишет рус_турк, ко мне какие претензии?
То, что русские были лузерами - говорите вы. Я так не говорю, я считаю русских братьями казахам. Не старшими, не младшими - а народами, которые живут бок о бок не одну сотню лет и которые кое-чему друг-друга научили и добро друг другу делали и пакости - тоже.
Кстати, если бы вы читали тренд внимательно, вы бы увидели, что я как раз призываю рассматривать факты, которые подтверждают дружбу и воспевают совместную созидательную деятельность наших народов. А не концентрироваться на пакостях - накопать-то можно много чего;)
Но рус_турк предпочитает выбирать факты, которые призваны подчеркнуть "цивилизаторскую" миссию. Это очень смешно смотрится на фоне нынешней ситуации, когда Запад со Штатами во главе небезуспешно пытается "цивилизовать", то есть навязать свои ценности России и прочим странам СНГ. .
Ну и, конечно, очень смешно выглядит претензия "не умеете разговаривать без оскорблений и переходов на личность" от человека, который общение начинает с фразы "у вас комплексы так и прут" ;) Я уж не говорю про смешные попытки приписать мне то, чего я не говорил и не имел в виду. Напомнить про бревно и соломинку?;)
Пишите еще, вы такой забавный;)

Reply

al_lex_ey January 21 2012, 14:58:24 UTC
неприятие фактов истории своего народа выдает нецивилизованность. культурный человек выше субъективных оценок. в этом плане русские историки намного культурнее коллег из так называемых "малых" народов, которые исповедуют принцип "о нас и нашей истории - только хорошо и отлично".

Reply

geomart January 24 2012, 16:06:11 UTC
тут об однобокости постов полемика.
насчет культуры и субъективности вы загнули )
вам интересно будет читать журнал, целиком составленный из таких постов о русских, которые привел выше богенбай?
такие источники всегда будут однобокими, потому что в них освещается только одна сторона происходящих в то время событий.
это тоже интересно. но реальная жизнь казахов в них не показана: бедняки, разбойники, дикие нравы...

Reply

al_lex_ey January 24 2012, 16:43:46 UTC
реальную жизнь очень трудно описать, как ни странно. После распада СССР прошло всего-то 20 лет, сохранилась масса литературы, фильмов, артефактов, да самих очевидцев в конце концов. А попробуйте описать реальную жизнь в 1977 году в городе Самарканде? Или Баку, или Волгограде...Не получится. Половина скажет, что вы все врете, четверть скажет, что приукрасили, еще четверть скажет, что очерняете.

Reply

geomart January 25 2012, 02:55:18 UTC
сам жанр таких очерков подразумевает однобокость. взгляд на происходящее глазами цивилизаторов.
они похожи на заметки туристов, критически настроенных к окружающему.
там масса интересных деталей, не спорю

Reply

rus_turk January 25 2012, 03:34:24 UTC
Да, к сожалению, текстов, описывающих завоевание и колонизацию глазами коренных жителей, мало. И значительная их часть представлена в форме стихов.

Буду благодарен, если укажете на интересные, с Вашей точки зрения, тексты, отрывки из которых стоило бы опубликовать, чтобы уменьшить однобокость журнала.

Reply


Leave a comment

Up