(no subject)

Sep 14, 2013 17:17



Все знают как надо медитировать, никто не знает как этого делать не надо. Попробую на пальцах объяснить в чем суть этого процесса в рамках цели обретения окончательного просветления.
Сразу выбрасываю все ссылки на авторитеты и то за что Будда ругал Магаллану.

Первый момент, который не должен сбивать неофита. Эффект от медитации и эффект от дыхательных упражнений для человека, который оные ранее не практиковал - в первые две недели обязательно будет положительным.
Т.е. совершенно не важно практикуете вы быстрое дыхание, медленное, поверхностное, глубокое - вы почувствуете улучшение самочувствия. Почему это так? Потому что зона мозга отвечающая за дыхание находится там же где все другие зоны, отвечающие за автоматические отправления вашего организма. Сам факт, что эта зона находится в центре внимания, активизирует работу нервных клеток, стимулирует их подвижность и деление.
Эта активность захватывает и периферию, потому все другие системы тоже стимулируются, улучшается работа сердца, печени, почек, гладкой мускулатуры кишечника, т.е. возникает целый каскад оздоровительных эффектов.
Это только от дыхания. От медитации, опять же проведенной как угодно, динамической, сидячей, сухой и пр. такой же каскад возникает в психике, обнажая и сглаживая поверхностные напряжения, страхи, неврозы, желания, просто за счет изменения динамики восприятия с привычной на непривычную. Если этого эффекта достаточно, можно объединять дыхательные упражнения и медитацию предаваясь им раз в год на пару недель.

Однако, если всё-таки речь идет о пути, о достижении просветления, то ставки и расклады другие. Объясню на примере двух знакомых каждому состояний "сон" и "бодрствование".
И сон и бодрствование это два состояния, в котором есть некоторый поток восприятия совершенно полно и достаточно задающий сознающему субъекту формы и принципы существования в этом потоке.
Человек и бодрствуя и во сне ощущает себя как некоторое тело, имеющее потребности и возможности их удовлетворения опираясь на ограниченное знание законов окружающего мира.

Тем не менее сон воспринимается как вариант иллюзии, в отличии от бодрствования. Что это значит? Это значит, что пребывая во сне и ощущая себя частью сна, человек поглощенный потоком восприятия производит бессмысленные действия, преследуя цели, которые не имеет смысла преследовать. Не имеет смысла с точки зрения человека бодрствующего. Почему это так? Наиболее простой ответ: потому что мир сновидений не дает той связности, предсказуемости и устойчивости бытия, которая ПРИВЫЧНА человеку по состоянию бодрствования. Важный момент - самого признания факта того, что сон всего лишь иллюзия, совершенно не достаточно для того, чтобы пребывая во сне перестать ощущать ТАМ его полноценной реальностью.

Если человек имеет желание и намерение пребывая во сне, определить своё состояние "Я сплю и вижу сон", ему это периодически удается. Если это желание сильно и устойчиво, то он развивает навыки и совершенствуется в определении своих снов именно как иллюзий. Это позволяет ему выйти за рамки форм, принципов и законов навязываемых иллюзорной реальностью сна и изменить её, либо прекратить вовсе. Каким же образом происходит это отделение состояния сна от бодрствования?

Это происходит по причине того, что человек обладает памятью.

Память человека в состоянии бодрствования содержит некоторый набор устойчивых воспоминаний и представления о себе, реальности, своих отношениях с реальностью. Во сне у человека может быть свой набор воспоминаний и представлений, но он менее устойчив, ярок, менее проработан чтобы СВЯЗАТЬ ЧЕЛОВЕКА столь же крепко, как и набор бодрствующего. Поэтому возможна ситуация, когда более устойчивый набор памяти входит в противоречие с потоком восприятия и другим набором памяти. Что происходит далее.

Ситуация противоречия требует объяснения.
Объяснение разыскивается в ОБОИХ НАБОРАХ наличествующей памяти.
То объяснение, котрое является наиболее убедительным принимается за истинное.

В нашем случае в наборе бодрствующего человека есть объяснение "Я сплю и вижу сон, всё происходящее ложно, моя вторая память о том кто я, что я здесь делаю также ложна", и оно доминирует. Так сон распознается как сон.
Однако, это не срабатывает если нарушено хотя бы одно из условий.

Человек может быть так поглощен, связан формами сна, что память бодрствующего в нем совершенно подавлена, к ней нет доступа, он не помнит о себе ничего, кроме навязанного сном.
Человек может иметь два набора воспоминаний, но само течение сна(и само качество его памяти) может происходить таким образом, что наборы не входят в противоречие.
Наборы воспоминаний могут войти в противоречие, но человек будет слишком поглощен течением сна, чтобы придать значение наличию этого противоречия и найти время его разрешения.
Человек может практиковать ту или иную форму принятия при которой противоречия не вызывают в нем дискомфорта и не требуют объяснений, они просто есть.
Наконец набор воспоминаний созданных тканью сна может оказаться ярче и устойчивей обычной памяти и содержать объяснение противоречия более убедительное, чем "Я сплю и вижу сон.."

Для устойчивого различения сна и бодрствования необходимо, чтобы все эти препятствия были устранены. Совершенно необходимым условием их устранения должна быть заинтересованность человека в состоянии бодрствования, как в более привлекательном состоянии. Если сон для человека с его потоком впечатлений, событий, задач является более привлекательным, чем его же скучная унылая реальность - распознавание сна возможно, но никогда не станет устойчиво.

Здесь и таится ответ на вопрос о том, какая медитация будет вредна, а какая полезна в части практики направленной на достижение состояния просветления.
Состояние просветления соотносится с состоянием бодрствования точно также как состояния бодрствования соотносится с состоянием сна.

Точно также происходит технический переход - человек обнаруживает противоречие, недостоверность в потоке восприятия своего бодрствующего сознания.

Это возможно только потому, что просветленное состояние для него доступно и у него есть устойчивый набор памяти состояния просветленного сознания. Но откуда возьмется это состояние?
Один из источников и есть практика медитации, которая очищает сознание от наслоений ложной памяти, отодвигает её в сторону со всеми омрачениями и позволяет побыть в пустоте. Пребывая в пустоте, в созерцании себя, форм, сознание нарабатывает тот самый опыт, который образует слой памяти должный предоставить убедительное объяснения тому моменту, когда недостоверность восприятия бодрствования и памяти бодрствующего проявит себя.

Чтобы это произошло ровно так- необходимо, чтобы медитационное состояние было более желанным, ярким, убедительным, чем обычное бодрствующее состояние. Уровень внимания, уровень активности, уровень наслаждения бытием, уровень глубины переживаний, уровень осознанности, а в медитационном состоянии должен быть выше, чем в ЛЮБОЙ ИЗ СИТУАЦИЙ которыми наполнено течение жизни бодрствующего человека. В этом случае - медитация полезна, она работает на создание слоя памяти, слоя реальности с которого обычное бодрствование может быть различен как поток иллюзий, подобный сну.

Если же медитация работает таким образом, что активность сознания наоборот заглушается, переживания растворяются в нигде, самосознание сливается с ничто, внимание сжимается либо отсутствует, наслаждение бытием не ощущается за отсутствием способности к ощущениям - это совершенно не та медитация, если она медитация. Это просто одно из состояний между сном и бодрствованием, а в отдельных случаях и ниже уровня сна. В этом случае "медитация" может решать какие-то другие задачи в направлении дать сознанию отдых, возможно более качественный чем сон, отстроиться от бодрствующего состояния в пользу приглушения потока восприятия, мучительных переживаний, эмоций, чувств и т.д. но в части работы над обретением просветления такая медитация вредна.

Previous post Next post
Up