Это продолжение моей серии статей о
Музее королевских ВВС в Лондоне (RAF Museum London). В этой части я хочу представить вам истребители, принявшие участие в боях Второй мировой войны. Эти самолёты расположились в третьем, четвёртом и пятом корпусах этого музея
(
Read more... )
Война в воздухе, по большей части, не на востоке, а на востоке вместе этими вот. Итальянские и немецкие wunderwaffe тоже не против СССР.
Хейнкель He 162... при запланированных темпах производства в 4000 самолётов в месяц, ...получили лишь 120. Да и пилотов на тот момент у немцев уже практически не было.
Летчики даже летали на востоке. Но союзные бомбардировщики уничтожали He 162 до поступления в части, а собирали их по лесам. Производство или импорт горючего пресекли союзники с воздуха и моря.
Известно, что большую часть времени основные силы истребительной авиации германских Люфтваффе провели в боях на Западе, будучи скованными там авиацией союзников. В принципе, это ещё одно свидетельство реальной помощи наших союзников по антигитлеровской коалиции (кроме всем известного Ленд-лиза).
Кроме господства в воздухе и Ленд-лиза, было господство на море за счет союзников. "Мелочи" всякие: война с 1939, Норвегия, Африка, Италия, Франция, большая часть Германии, Балканы.
Republic P-47... Благодаря турбонаддуву двигателя, его скоростные характеристики проявлялись на большой высоте. Но на небольших и средних высотах самолёт показывал скорее средние результаты.
На всех высотах выдающийся самолет.
...Republic P-47 так же мог "работать" штурмовиком и лёгким бомбардировщиком.
И перехватчиком, истребителем сопровождения, разведчиком. Тяжелые скоростные самолеты делали многоцелевыми.
...Supermarine Spitfire - был, среди прочего, учтен опыт немецких конструкторов Хейнкеля и Мессершмитта, а залогом успеха стало использование мощного британского рядного авиадвигателя Rolls-Royce-Merlin...
Spitfire полетел в марте 1936, Bf 109 в мае 1935, но о немце никто не знал. Эскизный проект Supermarine 300 утвержден в 1934. В его основе - тип 224 1932 года. О работе Heinkel было известно в мире больше, но крыло именно Supermarine уникально. Оно, а не двигатель, выделяет Spitfire, "залог успеха". Bf 109 основан на частных спортивных проектах Мессершимтта.
С горечью отметим, что именно авиадвигатели были главной проблемой отечественной авиации того времени - при том, что удачных конструкций самолётов у нас хватало с лихвой.
С конструкций как раз оказалось хуже, даже двигатели некуда ставить было до 1942. Настоящая проектная лихорадка с 1938, когда осознали, что отстают во всем. Особенно и до конца войны - в оборудовании и технологиях.
...Но за счёт того, что в немецких моторах Daimler-Benz DB-601A осуществлялся прямой впрыск топлива в цилиндры, Messerschmitt Bf 109 мог совершать практические любые манёвры без опасений, что двигатель заглохнет в самый неподходящий момент.
Схематично. Bf 109E-4 - лето 1940. Дальность и продолжительность полета Bf 109 - притча. В целом, немцы оказались не готовы технически к тем задачам, что им поставили - проиграли воздушную Битву за Англию к осени. Хотя имели превосходство в силах.
...Но, с началом массового поступления новых советских машин "Харрикейны" перестали применяться в боях с вражескими истребителями и были переквалифицированы в истребители ПВО.
Потому что высотнее советских и лучше оборудованы. ПВО - не пустяки. Доля новых самолетов от союзников в ПВО нарастала, в конце войны все они шли в ПВО, про запас. Накапливать тряпочные советские истребители смысла не было.
До конца 1942 фронт и ПВО почти совпадали. С лета 1941 там Hurricane.
Как это обычно случается с устаревшими истребителями, на закате своей службы "Харрикейны" в королевских ВВС освоили множество других "профессий" - ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика, штурмовика, разведчика...
Для особых назначений, например, для полетов ночью или разведки, подходили только освоенные и оснащенные самолеты. Небоевые потери особенно велики.
Интересно, как бережно англичане относились к своим не очень удачным проектам истребителей - они просто переводили их в разряд штурмовиков!
Разница высотности. Mustang тоже штурмовик. Высотные шли в истребители. Но штурмовка и разведка - самые важные задачи ВВС.
Reply
"...Норвегия, Африка, Италия, Франция, большая часть Германии, Балканы" - конечно, настоящую мировую войну вели США и англичане. Но это даже не так важно. Важно то, что без их борьбы не было бы нашей Победы, а был бы сепаратный мир, как в 1918 г. (если бы они просто были бы нейтральны, и немцы могли бы все силы бросить против СССР). Часто это забывают. Или не понимают. Или стесняются признать.
По поводу ПВО - более тихоходные цели логично отдавать менее скоростным истребителям (учитивая высотность, конечно).
Reply
Я не возражаю, когда о неоднозначностях молчат, хотя... Но когда есть наезд на союзников, тогда молчать в ответ мне стыдно. Надо все-таки помнить, кто моим предкам помогал выжить и выйти из самого крутого кризиса. Даже с честью выйти.
Высотность - ключевое для ПВО. Немцы, скажем, страдали, что никак не могут предотвратить высокие полеты Mosquito. А это разведка, самая важная часть в нанесении удара. И бомбы могли нести тяжелые. Тысячный строй тяжелых бомбардировщиков тоже на высотах, которые трудно было достичь с поршневыми двигателями. Турбокомпрессоров у них не было. А у P-47 был.
Наибольшая скорость горизонтального полета стала фетишем мурзилок. Судя по всему, наш заказчик похожим страдал. P-47 в пикировании сохранял управляемость и достигал самой большой скорости вообще. Мог Me 262 догнать. Высотность позволяла начать сверху, дальность - до аэродрома противника. Дальность достигалась выше высоты полета B-17 - 7.5 км и выше.
Всюду высотность, даже в маневренности, потому что снижаясь можно было запасти энергию для очень резких доворотов.
Reply
Reply
Столь же многочисленный только P-38. Еще есть намного более легкие машины, которые могли что-то так же высоко. Легкость - не обязательно хорошо, за счет чего смотря. P-47 мог быть многоцелевым, оставаясь высотным, прекрасно оснащен, разнообразно вооружен, в валовом производстве.
К тому же, высотность к концу войны стала нишей для ТРД - тоже ведь турбонаддув, продолженный дальше. Потому P-47 исчез раньше некоторых проектов-сверстников. P-47 обгонял в горизонтальном полете первые P-80, но через полгода уступил ему почти во всем.
Забавно, что лучшим в своей нише в США он был в 1944-1945, но не в начале 1943 и не в 1946. Об этом есть отчеты. Вот такой, например:
http://www.wwiiaircraftperformance.org/p-38/p-38f-tactical-trials.html
Там можно подглядеть критерии. И не стоит, конечно, любой такой отчет превозносить слишком. На каждое мнение командования есть мнения других институтов. По поводу F/A-18E, F-35 или F-22, например, нет единого вывода, вроде "гениальный". Повоевал - это мой критерий. Кто мог, тот имел и применял в достатке.
Reply
Leave a comment