В поездке по Северу Италии на меня произвели большое впечатление две ротонды в Брешии. Не знаю почему.
На русском языке про Брешию и ее архитектуру написано очень мало и довольно поверхностно (во всяком случае, я не нашла полноценной информации). Нет истории древних сооружений и поэтому читать архитектуру здания очень сложно.
А тут две постройки романского периода, да и еще и в редкой для романики круглой форме.
Общая политическая ситуация в городе, во время постройки была такая:
В это время Брешия пережила владение франков и стала центром одного из герцогств королевства лангобардов. Брешианская городская община сформировала собственные управленческие органы - по крайней мере, к 1127 году в Брешии уже были свои выборные консулы. Постепенно комунна отстранила своих феодальных правителей от власти, чтобы стать коллективным феодалом.
Любопытно себе представить, что люди пережили нашествие варваров-франков. А после того как их влияние ослабло - стали вспоминать и строить римскую архитектуру. Трудно восстановить, где смотрели образец.
Расположу их в тексте в порядке "старшинства".
1. Старый кафедральный собор или Ротонда (Duomo Vecchio, на Piazza Paolo VI), построенный в конце XI веке.
Известно, что собор построен на руинах древней базилики 6 в.. И ее части сохранились до сих пор в нижнем склепе. ИНтересно, что колонны этой базилики привезены из разных римских заброшенных зданий, что видно по их отличающимся капителям.
1.1. (Фото крипты отсюда:
http://itineraribrescia.it/cultura/il-duomo-vecchio/)
1.2.
На фотографии 1.2 Старый собор показан в ряду древних сооружений площади Павла VI (старое название Пьяцца Дуомо).
1.3.
Снаружи читается структура романской базилики: Каменная плоская стена; полуциркульные окна и входной портал (правда, поздний); повышенный центральный
неф и пониженный боковой (в данном случае - обходной); снаружи видна скатная крыша, на фото1.4 видно, что внутри - свод). ПОлусферический купол покоится на 8-ми крупных арках, опирающихся на столбы, расположенные вокруг центрального пространства.
Фото с другой стороны.
1.4.
Пыталась понять в итальянской Википедии, какие именно окна растесаны, но этого сделать не удалось.
Центральный цилиндр украшен тонкими пилястрами, расположенными через равные промежутки. А также -
антаблементом с кирпичными арочками по верху цилиндра. Сначала у Ротонды было 2 входа: северный и южный. А тот, что на фото (восточный) растесали в 1571 году (это видно по плану реконструкции старого вида собора), чтобы дать доступ в собор с современного уровня площади.
План Duomo Vecchio
Если я правильно поняла, рядом с собором изначально была 4-х-угольная башня-колокольня, которая разрушилась в 1708г. Внутри до сих пор сохранились две лестницы, ведущие на уже несуществующую башню. Современный вход оформлен уже в барочное время.
Внутрь попасть не удалось, поэтому показываю фото из сети
http://en.wikipedia.org/wiki/Old_Cathedral,_Brescia:
1.5.
Вот, что находится внутри: Саркофаг епископа Брешии Берардо Маджи, изготовленный из красного веронского мрамора. В крипте, которая составляла часть древнего собора, сохранились остатки мозаики.
В Старом соборе находится несколько знаменитых произведений брешианского художника Моретто, среди которых «Евангелисты Лука и Марк», «Илия и Ангел» и проч. Также следует обратить внимание на грандиозный орган 1536 г. работы Антеньяти.
Используемые источники:
1.
http://it.wikipedia.org/wiki/Duomo_vecchio#cite_note-allegri-12.
http://www.bresciainvetrina.it/bresciaarte/duomovecchio.htm3.
http://it.wikipedia.org/wiki/Brescia#I_Santi_Faustino_e_Giovita_difensori_di_Brescia4.
http://it.wikipedia.org/wiki/Rotonda_(architettura)
5.
http://itineraribrescia.it/cultura/il-duomo-vecchio/ 2. Ротонда маленькая. Сан Фаустино ин Рипозо ((Chiesa di S. Faustino in Riposo)
Если я все правильно поняла, то этот храмик до пожара 1184 года бы часовней и этим объясняется маленький размер (на глаз диаметр ротонды около 2,5- метров). В 1184 г произошла перестройка, хотя там не возможно предположить, где находится алтарь. Внутрь попасть не удалось. Очень зантересовала крыша, состоящая как бы из двух конусов: нижнего урезанного и вернего полноценного, покрытых черепицей. С ними церковь похожа на гномика. Не потому ли ее трудно найти)
Здание необычной конусовидной внешности , было построено в двенадцатом веке, по обету, на месте, где, по традиции, останавливались, "отдыхали" останки святых покровителей Faustino и Jovita во время их удаления из кладбище церкви Сан Фаустино. По преданию, здесь из тела двух святых бы сочилась кровь, убеждая неверующих изменить свои взгляды. Интерьер святилища был полностью перестроен в восемнадцатом и девятнадцатом веках. В 8-9 веках, здесь была оригинальная часовня. В двенадцатом веке, здание было уничтожено пожаром, а затем приступил к строительству существующего на сегодгяшний день святилища . Внешне оно состоит из цилиндрического корпуса,
который увенчан крышей усеченного конуса с приготовленной "клетью" для колоколов (что-то типа барабана)
и сверху завершает сооружение полноценный конус, похожий на колпачек гномика). В "барабане" есть четыре сдвоенных полуциркульных окна с полукруглыми арками. Все здание крайне зажаты средневековыми жилыми зданиями на востоке и севере.
Интерьер из Вики:
Правда, мне совсем не понятно, что за окно видно на фото.... Разве что с одной из сторон, к которой снаружи не подойти.
Источник:
http://it.wikipedia.org/wiki/Chiesa_di_San_Faustino_in_Riposo Обобщу предположения о происхождении общего у обоих храмов центричного круглого плана основной части.
гробница теодориха в равенне, VI
Примеры более ранних романских и близких географически ротонд - гробница Теодориха в Равенне (526-530), церковные здания поздней эпохи Каролингов - придворная капелла Карла Великого в Аахене (795-805). И все источники по центричным сооружениям, в итоге, всегда отправляют к центричному Храму Воскресения Христова (храм Гроба Господня) в Иерусалиме, основанного в 325/326 годы.
План ротонды храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Ну вот, разложила все по полочкам и стало легче)