Первый день Нового года по лунному календарю в тайваньских храмах

Feb 17, 2018 19:32

В первые дни Нового года по лунному календарю в тайваньских храмах царит оживление, а в некоторых, самых популярных, оживление доходит до столпотворения. Моление о счастье - вот главный смысл новогоднего ритуала, потому и спешат жители Формозы возжечь благовония и поставить ароматические палочки в огромные бронзовые курильницы на территории храмов.

В этом году погода в Тайбэе выдалась что надо, и я стал свидетелем, как сотни пожилых и молодых тайваньцев утром стекались в храм Баоцзан-янь («Храм у холма сокровищ»). Видимо, каких-нибудь 300 с лишним лет назад - храм основан в 1661 году - с наступлением очередного Праздника весны всё было точно так же: построившие храм переселенцы из города Цюаньчжоу в провинции Фуцзянь, откуда они привезли с собой статую богини милосердия Гуаньинь, у неё же и просили благополучия в грядущем году и успеха во всех начинаниях.





Гул голосов смешивается с пением буддийских сутр...



Единственный минус подобного массового ритуала, который я осознал в первую же минуту посещения этого храма, состоял в том, что сгорание большого количества фимиама в виде ароматных палочек сильно затрудняет дыхание и вначале даже немного затемняет зрение. Впрочем, привыкнуть к этому не так сложно, но всё-таки до конца дня у меня было несколько неприятное ощущение в лёгких.



Больше всего мне понравилась другая замечательная традиция, которая существует в тайваньских храмах в большие праздники - бесплатная раздача еды. Приготовленная с минимальным количеством ингредиентов, но очень вкусная лапша, а также разноцветные крахмальные шарики на десерт, вот так кормят прихожан волонтёры, помогающие при храме. Культ еды на Тайване, в общем-то, проявляется во всём, поэтому ничего удивительного в храмовых трапезах нет, скорее это данность, которую нужно признать частью религиозных обычаев.



Подношения в виде различных продуктов освещаются на больших столах прямо в храме.



В чань-буддийском храме Байюнь-сы (или храм «Белых облаков») в первый день Нового года было совсем не так многолюдно. Правда, это связано с местонахождением храма в пригороде Тайбэя, по пути в горное селение Улай. Это живописное место было выбрано не случайно - покой и тишина способствуют медитации и размышлениям о смысле жизни. К тому же здесь приобрести землю для храма было проще, чем в Тайбэе.



По случаю Нового года в храме весь день проводились службы, но содержание этих церемоний значительно отличается от храмовых молитв народной религии. Вот что рассказал учитель Чжи И (буквально «Мудрый и праведный»):

- Обычно в буддизме в первый день первого лунного месяца мы отмечаем день рождения бодхисаттвы Майтрея. В нашей китайской культуре привычны молитвы в начале года, когда люди идут в даосский или буддийский храм и просят, чтобы в этом году жизнь была лучше. Но настоящий буддизм состоит в другом: на службах верующие учатся почитать Будду, учатся его мудрости, лучше понимая суть его учения. Таким образом они воспевают Будду и становятся ближе к нему. В то же время, посредством покаяния они становятся лучше. Именно покаяние в совершённых плохих поступках и злых деяниях помогает человеку изменить себя. В буддизме мы учимся тому, как изменить себя, а не других.





В этом храме также имеется столовая, где все желающие могут отведать вегетарианские блюда. Во время обеда - на Тайване это полдень - пообедать приглашают всех желающих, даже если они заходят в храм впервые. Именно так случилось и со мной.

Хотя разнообразие религиозных традиций на Тайване просто поражает, все течения, будь то буддизм, даосизм или христианство, вполне мирно уживаются между собой, а многие тайваньцы посещают храмы сразу нескольких религий. И это тоже в порядке вещей, тем более в первые дни нового года.



Автор поста и фотографий - Виталий Самойлов,
специально для Международного радио Тайваня

праздники

Previous post Next post
Up