11 февраля в Тайбэе стало одной художественной студией больше. Открытие места, где любой желающий может приступить к изучению основ живописи, состоялось благодаря усилиям молодого тайваньского художника по имени Цзян Гуань-дэ. В прошлом году он вернулся из России после годовой стажировки в Санкт-Петербургском Государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Ведущий Виталий Самойлов пообщался с Гуань-дэ в его студии под названием «Своевременный дождь» (кит. шиюй 時雨).
Цзян начал заниматься живописью 7 лет назад у тайваньского учителя Чжун Цинь-и. Ему понравилась масляная техника живописи, поэтому Цзян перешёл к ней сразу, не занимаясь акварелью или рисунком. Вначале его привлекли сами краски, а потом он увидел картины Моне, благодаря им захотел изучать масляную живопись. Учитель Чжун сказал, что для этого требуется выбирать особенные темы картин, которые отличаются от объектов для рисунка, например. Не случайно на его картинах можно увидеть зеленеющие луга, тёмно-зелёные горы, водные пространства рек или океана, а также небеса, отражение которых в воде создаёт особое напряжение и привлекает своим способом визуального отображения. Пару лет назад ему представилась возможность отправиться в Санкт-Петербург, и эта поездка оказала на него серьёзное влияние:
- Перед тем, как я поехал за границу, я только воображал, что из себя представляет европейская культура, или русская культура. Когда я отправился туда, то постоянно проверял свои догадки, так ли обстоит дело на самом деле. К примеру, действительно ли так выглядит Храм Спаса-на-Крови, или правда ли, что фасад Зимнего дворца имеет такой отличительный зелёный цвет? Действительно ли русские горячо любят искусство? Кроме вопроса о соответствии действительности моим представлениям, я также окунулся в эту культуру, в её повседневную реальность. Каждый день просыпаешься и видишь прекрасную архитектуру, каждый день слышишь русскую речь, всё это стало для меня серьёзным стимулом. Я прожил в Санкт-Петерурге один год, за это время трижды побывал в Москве.
Взглянув на русскую природу глазами художника, он увидел огромный новый мир, так непохожий на природу Тайваня:
- Огромные различия! Трава необыкновенно зелёная, осенью всё преображается золотым цветом. На Тайване ведь практически круглый год мы видим зелень. А в России зима - белая, осень - жёлтая, а весной и летом видишь изумрудный зелёный цвет. А небо, небо лазурное, особенно на фоне белых облаков. Цвет неба очень чистый, словно сапфир.
Картины самого Цзян Гуань-дэ отличает любовь к пейзажам - на его полотнах преобладают зелёные или синие оттенки.
Во время учёбы в Санкт-Петербурге Цзян Гуань-дэ занимался живописью у русских преподавателей. Возвращаясь на Тайвань, он также привёз с собой их работы, которые теперь украшают новую студию:
- В Санкт-Петербурге я познакомился с Артёмом Носовым, он портретист. В России художники очень любят рисовать портреты, они считают, что человек - самый сложный объект для изображения, который сложнее всего выразить кистью. К примеру, они очень подробно изучают анатомию, а также классические позы моделей. Артёму Носову исполнилось чуть больше 30 лет, при этом он очень внимательно относится к каждому мазку кисти, тщательно подходит к каждой своей работе, требуя от самого себя стопроцентной отдачи, как будто каждая картина, которую он рисует - последняя картина в его жизни. Именно это мне больше всего нравится в его работах, в них можно увидеть его усердие и эмоции.
В буквальном переводе название студии, которая открылась в тайбэйском районе Чжунчжэн, означает «Своевременный дождь». Вот как ответил Цзян Гуань-дэ на вопрос о том, какой смысл он вкладывает в эти слова:
- Я побывал во всех странах Европы, за исключением Италии, а также бывал в США. В этих странах меня часто спрашивали, заметив мою любовь к западной живописи, мне задавали вопрос: а есть ли у вас великие художники, представители китайской традиции? Меня поначалу этот вопрос поставил в тупик, потому что я не мог найти кого-то, кто из наших художников мог бы сравниться с русскими или европейскими мастерами живописи. То есть, я вначале не мог назвать имена наших известных художников. Потом до меня дошло, что у нас рисуют тушью, а не маслом, у нас есть также каллиграфия. Это меня сразу успокоило - на самом деле, у нас очень много известных художников, но мы работаем в разных техниках, у нас другой стиль живописи. Потом я стал искать литературу и начал разбираться в этом. И так в одной книге мне попалось это название - «своевременный дождь». В нашей традиции живописи или другого вида искусства этот образ символизирует роль учителя, который оказывает благотворное влияние на ученика в плане техники, мастерства, либо даёт ценностные ориентиры в жизни, во всех отношениях. Именно поэтому я выбрал это название.
В будущем в студии «Своевременный дождь» будут проводится курсы живописи для всех желающих. По замыслу Цзян Гуань-дэ, эта студия будет заниматься не только сугубо художественной, но и просветительской деятельностью:
- Да, мы будем регулярно проводить мастер-классы по живописи, чтобы искусство стало ближе к людям. Мы будем обучать учеников академической живописи, а также живописи в духе импрессионизма. То есть здесь будут представлены и русская, и американская школы живописи. Хотя главнее, всё-таки, будет импрессионизм. Надеюсь, отличающие эту школу прекрасные цвета и оттенки сделают жизнь людей более красочной.
Интервью провёл Виталий Самойлов, специально для передачи «
Воскресное шоу с Русской службой МРТ»
Авторы фотографий Виталий Самойлов и Линь Цзин-сэнь.