Студия деревообработки “OUI design” в новом квартале «Светокопия» в самом центре Тайнаня начала работу в декабря 2015 года и уже стала знаменитой. Её основатель Чжун Ли-кай не просто творит миниатюрные произведения искусства из дерева, он ещё и использует беспроводные технологии. Мы продолжаем серию передач о возникшем в Тайнане, древней столице Формозы, пространстве локальной культуры и безбашенного креатива.
Чтобы настроить вас на тайнаньскую волну, предлагаю вначале прослушать звуковую открытку студии звукового ландшафта “Vivo” - на 9-й день первого лунного месяца жители Тайнаня празднуют день рождения Яшмового императора Юй-ди. Это звуки новогодней атмосферы у Храма Неба на второй секции улицы Чжунсяо, время - 8 часов 15 минут утра. (Прослушать аудиоверсию передачи можно
по ссылке)
А теперь - слово Чжун Ли-каю, мастеру по деревообработке.
- У нас в Тайнане есть традиционное искусство деревообработки, мы называем его «превращение вечнозелёного дерева в каменную иву». Это, по сути, один из видов деревянной инкрустации. Вообще в Тайнане много видов традиционного деревянного ремесла, но все они требуют времени и постоянных утомительных занятий от мастера, поэтому мало кто берётся за них. А современным молодым людям как-то не хватает терпения этим заниматься. Вот я и подумал, раз это старое тайнаньское ремесло, которое достойно развития, то надо бы изучить, как раньше делали наши мастера, например, столы для алтарей в храмы, или сами алтари. Это крайне трудная технология, которой нужно много учиться. Она предполагает использование различных пород дерева, которые неоднородны по цвету, по структуре, и соединение их в инкрустированные объёмные формы. На мой взгляд, это очень классное традиционное мастерство, и было бы жаль, если оно пропадёт. Так что я занялся его продолжением.
Расскажите, а откуда вы черпали вдохновение для своих нынешних работ, представленных в этой студии? Возможно, сыграла роль ваша учёба во Франции?
- Да, конечно! Когда я учился в Париже, мне этот город показался очень интересным местом, где есть и седая старина, и модные суперсовременные вещи. Вот поэтому мне и пришло в голову соединить традиционное ремесло с современными веяниями, наверное, это неплохая работа, а если её ещё и делать с удовольствием, то вообще здорово получается!
Студия деревообработки “OUI design” полна необычными зверьками и предметами, которые вдруг рождают целый ворох ассоциаций. Есть здесь и лампочки, которые загораются от приближения к источнику сигнала по технологии Bluetooth. Всё это создаётся Ли-каем отчасти из местных, отчасти из импортных материалов:
- Мы используем и те, и другие источники. Правда, на Тайване выбубку деревьев на древесину запретили уже давно, пару десятилетий назад, так что местного материала маловато. В основном мы используем вторичную древесину, например, от старых разобранных деревянных зданий, или, например, берём её у мебельных мастерских, в которых много древесины остаётся в качестве отходов от производства, на выброс. А мы её берём и делаем разные вещи. Ещё, к примеру, бывают у нас профилактические вырубки деревьев перед наступлением тайфуна, и такую древесину мы тоже используем. Но есть и импортные материалы, которые поступают более стабильно. В любом случае мы покупаем древесину, выращенную в лесных хозяйствах, а не полученную в результате вырубки естестественного леса.
Что касается тематики деревянных произведений, которые продаются в этой студии, не все из них созданы Чжун Ли-каем, некоторые выполнены по заказу других авторов. Тем не менее, именно здесь они собраны под одной крышей:
- Мы не только собственные работы продаём, но и помогаем изготавливать работы наших друзей на основе их дизайна. У нас название студии по-китайски переводится как «Небольшой лес», поэтому посетители могут почувствовать, что они попали в такой лес, очень естественное пространство, где они могут увидеть каждое произведение и улыбнуться.
Как рассказал мне Чжун Ли-кай, совы и бегемоты пользуются у посетителей студии большой популярностью. Светильники в виде барашков и овец, загорающиеся от беспроводного соединения, также привлекают интерес покупателей. Но совершенно необязательно рассматривать эту студию лишь как магазин, на самом деле это выставочное пространство вроде галереи, где традиционное тайнаньское мастерство предстаёт в новом свете.
Автор репортажа и фотографий
Виталий Самойлов