Aug 12, 2012 08:59
О "гуризме" и ревности.
В свое время в юности в период неофитства, столкнувшись с властным и авторитарным священником, я переживала немало неприятных моментов, обид и всякого рода нехристианской природы бурных чувств. Поэтому даже сейчас с удовольствием читаю статьи, посвященные этой проблеме, которая, к сожалению еще не изжита, хотя немало пишется о том, что духовник должен приводить пасомого не к себе, а к Христу , осуждаются священники, чьи приходы напоминают секты, где пресекаются здравые мысли, хотя сам "гуру" может быть и вполне разумным, весьма талантливым и даровитым человеком. Видимо, эта проблема вечная, вследствие греховности человеческой природы, и , слава Богу, что о ней говорят, не то, что в Советское время, в период моей юности.
Но не та же ли самая проблема сейчас царит и в иконописной среде? И об этом все стыдливо умалчивают, потому что почти каждый мало-мальски талантливый художник если не всегда , то изредка вдруг возомнит себя непревзойденным "гуру" и "мастером".
Среда, где более или менее подобные трудности держатся под контролем - это известные иконописные учебные заведения уже с традицией и опытом. Хотя даже там присутствует вполне возможно простительный снобизм учащегося престижного ВУЗа, который как правило быстро проходит при вступлении во взрослую жизнь, если студент не остается работать в своем привычном коллективе.
И сейчас наиболее болезненно этот процесс протекает именно в церковной художественной среде. Многочисленные мастерские имени одного мастера абсолютно равнодушны к таланту и потребностям вновь приходящих художников. А если во главе стоит не мастер, а администратор, который вообще ничего не понимает в иконописи, то случаются абсолютно нелепые конфузы. Например, старый известный уважаемый иконописец, который не вписался в коммерческие потребности мастерской, пишет там буквы, т.к. ему надо как-то выживать. Его талант, опыт оказываются невостребованными. Что же тогда светит талантливой молодежи? Ничего. Ей остается только сжимать зубы и доказывать всем, что я тоже не "верблюд", ругая напропалую конкурентов, как и все делают).
Когда волей обстоятельств, отнюдь меня тогда не обрадовавших, мне дали зеленый свет в административной деятельности мастерской " Собор", я некоторое время разрылась между коммерческой необходимостью выживания и принципами - художественными и христианскими. Но, слава Богу, недолго. Нет ничего приятнее, чем рекламировать замечательных мастеров и настоящее церковное искусство. Так как с проблемами "гуризма" в иконописи очень хорошо знакома, я сразу заявила, что мастерская "Собор" никогда не будет мастерской одного мастера. Понадобилось какое-то время, чтобы с нами начали сотрудничать замечательные художники. Изначально нас поддерживали такие известные иконописцы, как Александр Соколов, Сергей Черный. Сейчас с нами активно сотрудничают талантливейший художник Алексей Кошевой, тончайший колорист Екатерина Мыц, перпективная молодежь Екатерина Луканина, Александр Голышев. И я перечислила далеко не всех. Кто-то сейчас занят на своих собственных заказах. И мы только рады этому, лишь бы эти художники не скатывались в коммерческое болото. И ревность, что "наши" иконописцы работают в стороне, нам, к счастью, глубоко чужда. Это чувство вовсе не христианское, как и не христианскими являются тщеславие, зависть, так часто бытующие сейчас в иконописной среде, несмотря на банальность и очевидность того, что это плохо. Ведь мастерские имени Меня Любимого сейчас множатся как грибы, хотя во главе часто очень неплохие люди. Мне скажут, это традиционно. Думаю нет. Не в настоящей христианской среде. Ведь даже у светских русских художников 19 века существовала идея взаимовыручки и поддержки, которая в основном и обеспечивала под'ем тогдашней живописи не менее меценатов.
Основная причина такой неблагоприятной для творчества обстановки в церковно-художественной среде, думаю в том, что об этом сейчас очень мало говорят и пишут. Моя заметка - это конечно капля в море. Надеюсь, что это только начало.
Церковное искусство,
мастерская Собор,
о гуризме