О дружбе

Mar 24, 2012 14:27

В последнее время в ФБ , ЖЖ, да на Арт-соборе тоже, мне пришлось принимать участие в спорах, без которых наверное никогда не обходится интернет-пространство, но как показывает опыт, часто бывают бессмысленными, эмоциональными и непродуктивными, т.к. люди все равно не слышат друг друга. Я не хочу никого обвинять, я сама в этих спорах часто не на высоте. Поэтому хочу подытожить в частности и свою позицию, и разобраться в чужом мнении, и призвать более не спорить, а уважать друг друга.
Эмоциональноть споров понятна. Мы, все живем за счет своей профессии, от нее зависим материально, и не только. Поэтому желание задавить конкурента или просто инакомыслящего многим знакомо ( во избежании обид и недоразумений, подчеркну, что это относится также и ко мне). Желание отнюдь не христианское, и поэтому даже не стоит об этом говорить. Быть доброжелательным друг к другу, не враждовать , не бояться потерять работу , искренне радоваться успехам друг друга - эти элементарные требования необходимы для нашего развития.
Итак, моя профессиональная позиция такова: я против стилизации, против копирования, за высокий художественный уровень в иконе. Именно тех иконописцев, которые сознательно или бессознательно придерживаются этой позиции и достигли высокого художественного уровня (я его к сожалению пока не достигла) мы с искусствоведом Ириной Языковой стараемся выставлять на главных страницах Арт-собора. По- моему мнению, копия - это величайшее недоразумение в современном церковном искусстве. К счастью, за почти 20-летний период иконописного опыта я наблюдаю, что многие талантливые иконописцы, виртуозно освоившие копию, тем не менее рано или поздно приходят к самостоятельности в творчестве. Со своей стороны я своей задачей считаю этот процесс форсировать.
Что касается технического уровня, я к нему очень стремлюсь, но не в ущерб художественности иконы. Однако тех иконописцев, которые совмещают высочайшую технику и художественность, очень уважаю. Также уважаю и тех иконописцев, у которых техничность превалирует над художественностью, но тем не менее очень желала бы видеть их дальнейший рост в художественном отношении. И в обучении прежде всего именно художественные требования призываю ставить на первое место, то есть цвет, рисунок, композицию. В искусстве, как говорил известный его теоретик, должна присутствовать тайна. В иконе это - художественная глубина, открывающая внутренний мир иконописца. Но это не значит конечно, что являюсь авторитетом, и все сразу бросятся эти требования выполнять)
В этих своих взглядах в лице искусствоведа и богослова Ирины Языковой я нашла союзника и единомышленника. От нее за немалые годы дружбы я научилась уважительному отношению к творчеству коллег, переросла детскую болезнь эгоцентризма. Никогда не видела, чтобы Ирина Константиновна давила на иконописцев, навязывала свое мнение. Наоборот, она всегда призывала иконописцев мыслить и работать самостоятельно, не следуя штампам, в т. ч. и богословским.
Искуствоведов-художников, выступающих против богословия в иконе, я понимаю. Мне известны причины развития этих взглядов. Но полностью согласиться с ними не могу, однако не отрицаю их пользу.
Есть среди искусствоведов и те, которые относятся к художникам свысока, как к исполнителям и людям второго сорта. Но любой хороший и опытный иконописец всегда поставит их на место. Поэтому опасность их существования, на мой взгляд, преувеличена.
Так что давайте дружить! Думаю, что комментарии бессмысленны.

о профессиональной дружбе

Previous post Next post
Up