Вот уже два года как умер Ким Чен Ир и все на свете (и в Северной Корее и за её пределами) ждали от молодого лидера страны Ким Чен Ына перемен. И вот наконец перемены наступили, но не в сторону либерализации режима и модернизации экономики, а наоборот. Мы стали свидетелями закручивания гаек в масштабах не виданных в КНДР с конца 1950-х годов. Я бы назвал декабрьские события 2013 г. в КНДР «перестройкой наоборот». В свете этих событий, я полагаю, ни у кого уже не возникнет желания связывать с Ким Чен Ыном надежд на перемены в стране.
Скорее всего, ликвидация Чан Сон Тхэка была спецоперацией задуманной семьёй Кимов в предыдущие два года. К ней без сомнения подключили и силовиков, и элиту ТПК, но наверняка обошлись без участия самых экономически-образованных и либерально-ориентированных. У всех у кого были свои причины расчитаться с Чаном, который ассоциировался с властью, деньгами и привилегиями, теперь есть повод продемонстрировать свой гнев к «предателю» и зафиксировать свою лояльность к Любимому Руководителю.
Само смещение Чан Сон Тхэка с должности Заместителя Председателя Национального совета обороны КНДР уже было неожиданностью для всех кто следит за внутренней ситуацией в Северной Корее. Публичный арест, военный трибунал и спешная казнь второго по влиятельности человека в стране стали сенсацией для КНДР и за её пределами. Но сказать, что произошло что-то немыслимое или неукладывающееся в голове, было бы неправдой. Ведь в Северной Корее на протяжении шести с лишним десятилетий происходили и ежедневно происходят самые ужасные преступления...
Зачем понадобилось устранять Чан Сон Тхэка с таким шумом и гамом? Почему нельзя было его ликвидировать по-тихому, как это было принято в КНДР уже несколько десятилетий? Во-первых, как мы уже могли убедиться, Ким Чен Ын любит «спецэффекты». Запуски космических кораблей, подземные атомные взрывы, скрипачки в миниюбках на центральном ТВ и растатуированные заморские гости на первых страницах партийной прессы - всё это очень типично для Молодого Маршала Кима. Вот и чистку в высших эшелонах власти он решил провести с размахом, так чтобы запомнилось всем и на долго.
Во-вторых, сместив Чан Сон Тхэка со всех должностей, но оставив его в живых, Ким нажил бы себе не только серьёзного врага, но и показал бы всем вокруг свою «мягкотелость», а значит и уязвимость для будущих, настоящих анти-режимных выступлений или покушений. В-третьих, семейная ссора между Чаном, его бывшей женой Ким Кён Хи и остальными членами клана Кимов, по всей видимости достигла такой стадии, где что убить Чана хотелось очень многим. Вот молодой Маршал Ким и решил совместить приятное с полезным, сделав из тривиального смещения Чана показательный процесс в лучших сталинско-маоистских традициях.
Ким Чен Ын был и остаётся единственным и всесильным диктатором северокорейского королевства. Расправа с Чан Сон Тхэком никаких перемен во внутреннюю политику КНДР не внесёт за исключением ещё большего рвения, с которым местные элиты будут демонстрировать свою лояльность Любимому Руководителю. Усилится Чхве Рён Хэ или кто-то другой, значения не имеет, потому что и Чхве и любая другая фигура окружающая Ким Чен Ына является временной и легко заменимой. Если Киму или его родственникам нужно будет найти нового «козла отпущения» им может стать и Чхве и, вообще, кто угодно, до кого Ким сможет дотянуться.
Скорее всего масштабных чисток не будет и всех, кого собирались ликвидировать в этот раз, уже ликвидировали. Элиты и так уже запуганы и готовы верно служить. Простым гражданам КНДР совсем не обязательно каждый день рассказывать о том, кто и как хотел устроить государственный переворот. Поэтому жизнь в царстве Кимов будет продолжаться без изменений до следующих чисток и публичных казней, причину которым и кандидатов для которых подберут по мере надобности. Вместо Чана и его людей уже работают другие функционеры, более послушные и менее уверенные в своих силах, чем их предшественники. Кто это будет, не имеет никакого значения.
Казнь Чана никак не должна повлиять и на работу «свободных экономических зон» в КНДР. Как показала практика, они не имеют никакого легального статуса и могут быть открыты и закрыты по желанию Ким Чен Ына и его ближайшего окружения. Никаких «реформ» руководство КНДР проводить никогда не собиралось, и поэтому ликвидация Чана здесь также никакого эффекта иметь не может. Семье Кимов реформы принесут лишь неудобства, а партийная и военная элиты живут комфортно и без реформ. Ни Чан ни Ким реформаторами никогда не были, ведь экономические реформы в Северной Корее не могут быть успешными без дипломатического признания Пхеньяна Вашингтоном и Сеулом и, соответственно, без прекращения экономических санкций (т.е. без окончания Корейской войны). Пока династия Кимов стоит у власти, эти два условия выполнены не будут, а любая попытка реформы без них приведёт к социальному взрыву и экономическому коллапсу КНДР.
Нет причин ожидать, что и без того замороженные отношения между Пхеньяном и Сеулом могут испортиться. Вопреки опасениям правительства Южной Кореи, семейный конфликт в клане Кимов ещё большего ухудшения межкорейских отношений не вызовет. Ким Чен Ын остаётся во главе государства, которое провзогласило себя ядерной державой. КНДР нечего опасаться и нападать ни на кого она не собирается. Также не должны внутренние дела КНДР повлиять на её отношения с КНР. Пекин будет продолжать во что бы то ни было поддерживать Пхеньян экономически, политически и морально. Что касается отношений КНДР с США, то они находятся в тупике и ликвидация Чана никакого отношения к ним также не имеет.
Зато всем, кто имеет какие-либо экономические отношения с КНДР или её представителями стоит проявлять максимальную острожность и быть готовыми к любым неожиданностям. Пока Чан Сон Тхэк был ответственнен за внешнеэкономическую деятельность, Россия и Китай арендовали на 50 лет морские причалы в Специальной торгово-экономической зоне Рачжин-Сонбон. Приватизация в КНДР не проходила и не планируется. Любая собственность (будь-то государственная или кооперативная) фактически принадлежит династии Кимов. Поэтому, до поры до времени, государственные гарантии будут обеспечиваться, но лишь в той мере пока это выгодно высшему руководству страны. В случае смены режима в стране, никаих гарантий собственности никто обеспечить не сможет. А в случае объединения страны, и земли и постройки на ней станут собственностью того режима, который будет преемником КНДР.
Что же касается будущего династии Кимов, то как и было известно о нём ранее, Ким Чен Ын является амбициозным, жестоким и своенравным человеком. Именно по этой причине его отец, Ким Чен Ир, выбрал его в качестве наследника. История с ликвидацией Чан Сон Тхэка в принципе ничем не отличается от прошлогодней истории с вице-маршалом Ри Ён Хо, с артистами группы «Ынхасу», и другими публичными расправами, которые чинятся в Северной Корее. Ким Чен Ын является самой подходящей фигурой на должность северокорейского диктатора, с обязанностями которого он прекрасно справляется. Публичнаяа расправа с собственным дядей, как это было характерно для средневековых династий, обеспечила молодому императору 20-30 лет беззаботного существования, а народу Северной Кореи столько же лет страха и унизительного прозябания.
(Канберра-Сидней, 15 декабря 2013 г.)
--
Интервью на на Би-Би-Си о семейной распре в семье Кимов и казне Чан Сон Тхэка в передаче "Новости с человеческим лицом" с Севой Новгородцевым...
http://downloads.bbc.co.uk/podcasts/worldservice/bbseva/bbseva_20131216-1541a.mp3--
Интервью на Радио "The Voice of Russia" на эту же тему на английском...
http://voiceofrussia.com/radio_broadcast/25298789/255956205/--