Преступление без наказания - в Сиднее открылся Фестиваль русского кино

Sep 03, 2011 06:11


Сегодня, 7 сентября, в Канберре открывается Фестиваль русского кино «Русское возрождение 2011». Каждый год он становится ярким событием в жизни русской Австралии.

Благодаря щедрости спонсоров и находчивости организаторов, австралийские зрители имеют возможность встретиться с мастерам российского кинематографа, а русская водка (в буквальном смысле слова) льётся рекой. Ведь по доброй традиции церемония открытия и показ первого фильма сопровождается хлебосольным фуршетом с традиционным горячительным напитком.

В Сиднее фестиваль открылся ещё в прошлый четверг и за два первых дня мне удалось увидеть три фильма. Они оказались наредкость разными по качеству и удивительным образом связанными тематически.

Показ ленты режиссёра Андрея Звягинцева «Елена» в день открытия фестиваля оставило тяжелое впечатление у русской части зрительного зала, но, как ни странно, заворожило австралийцев.  Людям знакомым с реалиями современной России этот фильм мучительно тяжело смотреть по причине его затянутости и нарочитого смакования режиссёром ничего не значащих деталей (шуршание тапочек, каркание ворон за окном, гудок пригородной электрички).

Незатейливость сюжета и летаргическая игра актёров дополняет ощущение скуки от увиденного. Подкованный знанием русской классики зритель до самого финального кадра предполагает, что за преступлением всё-таки последует наказание. Однако даже этого в фильме «Елена» не предусмотрено. Разочарованным и недоумевающим любителям кино обязательно потребуется «Русский стандарт» (один из официальных спонсоров Фестиваля), чтобы быстро поднять себе настроение после увиденного.

Что нашли в «Елене» члены жюри Каннского фестиваля, отметившие эту работу свом «специальным призом», я поинтересовался у гостя «Русского возрождения», режиссёра Армена Адилханяна, специально приехавшего из Москвы для участия в церемонии открытия. Вот что он сказал:

«Я считаю, что фильм сам по себе - это хорошая режиссёрская работа. Кино - это вещь индивидуальная. Каждый имеет право на своё видение и  свою трактовку истории. Но как рассказанная история, это похоже на историю рассказанную у костра. Когда человек рассказывает, что у меня есть знакомая женщина, с ней случилась такая история. Ну хорошо, мы услышали. Собственно и всё. Это полноценное кино, там есть драмматургия, все законы кинематографа, есть мнение и позиция создателей этого фильма начиная от сценариста заканчивая продюссером, который выбрал и решил снять это кино.»

Совершенно иное впечатление оставляет лента «Бабло» режиссёра К.Буслова. Жанр этого фильма обозначен как «black comedy» и до боли напоминает погоню за 12-ти стульями в известном романе Ильфа и Петрова. Динамизм сюжета, великолепная актёрская игра и поистине «чёрный» юмор приковывают зрителя к экрану на все 124 минуты. Как и в вышеупомянутом фильме «Елена», речь в картине идёт о нравах и реалиях жизни новой России, где братва и менты пируют за одним столом, насилие и агрессия становятся нормой, а звучащая в кадре русская речь малоотличима от площадной брани.

Однако фильм «Бабло» вовсе не претендует на титул заумного «арт-хауза», а наоборот расчитан на широкого зрителя, который, не смотря ни на что, способен сопереживаеть и надеяться что справедливость когда-нибудь восторжествует. Вот что рассказал о работе над своим фильмом Константин Буслов, сценарист и режиссёр:

«Да, это жанровая история. Она незамысловатая, я этого не скрываю. Но в нашей российской действительности я хотел попытаться сделать такую жанровую конструкцию про деньги... Я сознательно не уходил в гротеск и специально не пользовался приёмами, которые нарочито смешат. У меня было правило такое. И актёрам я ставил задачу снять серьёзно, и смеёмся мы над серьёзными вещами, это комедия положений. Действительно ли всё это так? Я вот так вижу мир, мы живём в такой России. Надеюсь, когда-нибудь переживём это время.»

В этом смысле, третий показанный на Фестивале в Сиднее фильм «ПираМММида» режиссёра Э.Салаватова вызывает смешанные чувства. Главный анти-герой Мамонтов (прототип мошенника века, основателя финансовой пирамиды МММ, Сергея Мавроди) с одной стороны стремиться властвовать миром и его пороками, а с другой не в силах преодалеть даже собственные комплексы. Эта лента представляет собой попытку документального исследования событий 1994 г., когда старые язвы советского общества стали обнажаться в новых условиях. Прекрасная операторская работа и удачный подбор актёров убедительно воссоздают дух пост-перестроечной эпохи и первых разочарований в победе добра над злом. Однако похоже и самому автору картины осталось непонятным, является ли Мамонтов-Мавроди злым гением или просто жуликом.

Интересно, что все три фильма в один голос говорят о нездоровом состоянии российского общества. Будь то в семье («Елена»), в государственных органах («Бабло») или экономической жизни («ПираМММида»), люди поставлены перед незавидным выбором: либо мириться с несправедливостью, либо идти на откровенное преступление. Третьего, как явствует из картин, просто нет. Печально то, что для знакомых с реалиями российской жизни соотечественников в этом нет ничего нового, а для привыкших к вегетарианским правилам жизни австралийцам, «загадочная русская душа» так и остаётся непостигнутой.

Леонид Петров (3 сентября 2011 г.)
http://www.unification.net.au/articles/read/1106

sydney, australia, films, Австралия, русские в Австралии, кино, Сидней, russians in australia

Previous post Next post
Up