Стрельба по движущимся мишеням продолжается

Jun 08, 2010 22:09


Сегодня Китай заявил, что северокорейский пограничник застрелил трех и ранил одного гражданина КНР на китайской стороне границы с КНДР. Инцидент, судя по всему, произошел в прошлую пятницу, 4 июня, в приграничном городе Дандонг на северо-востоке Китая, однако известно о нем стало только сейчас.

Пресс-секретарь Министерства иностранных дел КНР г-н Цинь Ган сообщил, что Китай направил "строгое представление" Северной Корее. "Китай придаёт этому инциденту большое значение и немедленно дал об этом знать КНДР", сказал Цинь. Он также сообщил, что этот инцидент сейчас расследуется и урегулируется, но отказался углубляться в детали. Пострадавшие "подозревались в незаконном переходе границы с целью контрабанды", уточнил он. Официальный Пхеньян до сих пор пока никак не отреагировал на эту информацию.

В приграничной провинции Ляонин подобных инцидентов до сих пор не случалось. Активная контрабандная торговля через китайско-северокорейскую границу обычно активизируется в периоды ухудшения экономической ситуации в КНДР. В такие моменты острова на реке Ялу (кор. Амнок), разделяющей два братских государства, становятся местом нелегальной встречи и спешной бартерной торговли. Обычно северокорейские пограничники были склонны брать взятки и смотреть в другую сторону.

Однако в марте прошлого года на реке Ялу пограничниками КНДР были арестованы на китайской территории две американские журналистки Ына Ли и Лора Лин. Тогда удалось избежать жертв, но арестованных амеприканок осудили на 12 лет каторжных работ за шпионаж и помиловали лишь после визита в Пхеньян бывшего президента США Билла Клинтона. В начале этого года ещё два американских правозащитника были задержаны пограничной службой КНДР в этом районе.

В этом году мы наблюдаем уже второй крупный приграничный инцидент. 26 марта от северокорейской торпеды в спорных водах Западного (Жёлтого) моря затонул южнокорейский корвет "Чхонан". В результате трагедии погибло 46 моряков ВМФ Республики Корея, однако Китай отказался однозначно осудить Северную Корею, как главного виновника инцидента. Сегодня КНР выступает в качестве пострадавшей стороны и наверняка будет настаивать на детальном совместном расследовании.


В июле 2008 г., когда северокорейский часовой застрелил южнокорейскую туристку в курортной зоне Кымгансан, Пхеньян отказался сотрудничасть с Сеулом в совместном расследовании. Как результат, международный туризм в Кымгансан был закрыт, а в этом году Северная Корея конфисковала там всё южнокорейское имущество. Учитывая традиционные добрососедские связи КНР и КНДР, Пхеньян врядли пойдёт на подобные шаги в отношениях с Пекином.

Остаётся невыясненным лишь то, является ли данный инцидент трагической случайностью или отражением новой политики северокорейского руководства. Скорее всего причиной случившегося стала растущая нетерпимость режима к несанкционированным контактам своих граждан с внешним миром, и ужесточение наказаний за экономические преступления (включая взяточничество среди военных). Публичные казни арестованных за коррупцию чиновников в самой Северной Корее теперь сопровождаются отстрелом нелегалов вблизи её государственной границы.

После 12 лет торжества "Политики приоритета Армии", военные в КНДР стали настоящими хозяевами жизни. Винтовка, как известно, рождает власть, и военная элита страны уже не собирается делиться ей с гражданскими и партийными чиновниками. Лояльность армии Ким Чен Иру долгое время объяснялась теми привилегиями, которыми военные пользовались в измученной голодом стране. Однако за последние годы продовольственная проблема в КНДР перестала быть такой острой и военная элита перешла в наступление. Внутренней борьбой кланов за влияние на Ким Чен Ира и объясняются самые чудовищные несуразности действий в экономике, политике и обороне.

Леонид Петров для Русской службы Радио Би-Би-Си (8 июня 2010 г.)

КНДР, politics, china, политика, north korea, dprk, Китай, Северная Корея

Previous post Next post
Up