Кто разжигает войну на Корейском полуострове? (2)

Jun 01, 2010 11:35

События последних недель, происходящие на Корейском полуострове и вокруг него, заставляют всех нас, серьёзно задуматься над тем, какова вероятность войны в этом регионе и не превратится ли она случайно в Третью мировую. За последние несколько дней, этот вопрос мне задавали самые разные люди - журналисты, студенты, туристы и инвесторы - так что сегодня хотелось бы обобщить некоторые мысли по этому поводу и сфомулировать нечто похожее на прогноз.


Как известно, 26 марта этого года в Западном (Жёлтом) море Кореи после сильного взрыва затонул патрульный корабль южнокорейских Военно-мосрских сил «Чхонан». В тот день корвет водоизмещением 1200 т. с командой из 104 человек на борту участвовал в совместных с США военных учениях южнокорейского ВМФ “Foal Eagle”. Находясь в спорных водах южнее "Линии северного предела" (NNL), которая служит эквивалентом наземной «Демилитаризованной линии» (DML), проведённой ещё в 1953 г. с целью разведения противоборствующих сторон, но не признанной КНДР, южнокорейский корабль подвергся торпедной атаке и, развалившись на две части, унёс собой жизни 46-ти моряков.

В кого стрелял в ту ночь «Чхонан» и кто выпустил в него торпеду до сих пор остаётся предметом споров. Уже через несколько часов после случившегося Президент Республики Корея Ли Мён Бак провёл экстренное заседание кабинета министров и совещание руководителей силовых ведомств, где вся инфомация касающаяся этого инцидента была засекречена. И хотя подозрение немедленно пало на Северную Корею, официальный Сеул сначала активно отказывался обвинять Пхеньян в чём либо до обнародования материалов расследования. Всем было ясно, что от южан потребуется решительный ответ, который они не были в состоянии обеспечить без предварительных консультаций с союзниками...

Каждую весну, с началом совместных южнокорейско-американских военных учений, которые КНДР воспринимает крайне болезненно, как открытую подготовку к новой войне, ситуация на Корейском полуострове обостряется и грозит выйти из под контроля. Тем не менее 10 лет «Политики солнечного тепла», проводившейся Югом по отношеню к Северу с 1998 по 2007 гг., не позволяла этим морским столкновениям серьёзно нарушать экономическое и культурное сотрудничество. В те годы президенты Южной Кореи посещали Пхеньян и встречались с Ким Чениром, Северную Корею также посетило более 2 миллионов южан, разделённые войной семьи впервые получили возможность встречи с родственниками, а деловые люди открывали новые совместные предприятия.

Однако уже в 2008 году, когда к власти в Сеуле пришло право-консервативное правительство, отношения между Югом и Севером резко ухудшились. Предвыборные обещания кандидата от консервативной партии Кореи Ли Мёнбака заморозить «дорогостоящие» проекты и прекратить безвозмездную помощь Северу, не оказались пустыми словами. С его избранием в президенты, Сеул стал требовать от Пхеньяна чтобы КНДР немедленно демократизировалась и разоружилась, при этом никаких гарантий безопасности со стороны США, военного союзника Сеула, Северной Корее предоставлено не было. Как результат, преподнявшийся было в последние годы железный занавес, снова с грохотом захлопнулся, а отношения между двумя Кореями превратились из стабильно-натянутых в агрессивно-непредсказуемые.


Так что же стало причиной гибели 46 моряков с южнокорейского корвета «Чхонан»? Только что обнародованные результаты расследования международной комиссии (состоявшей преимущественно из военных экспертов стран-союзников Южной Кореи, Австралии, Великобритании, Канады, США и Швеции) говорят о том, что корабль был подбит торпедой северокорейского производства. Ржавые остатки её двигателя с лопастями были обнаружены на морском дне и прилагались комиссией в качестве вещественного доказательства. Кто выпустил эту торпеду, когда и с какой целью остаётся невыясненым. Однако этих результатов оказалось достаточно для всплеска новой волны напряженности и взаимных угроз.

Южная Корея ввела новые санкции против Севера, заморозив и без того скудную межкорейскую торговлю, закрыв свои воды для северокорейских кораблей, и объявив о начале новой пропагандистской войны, от которой воздерживались обе стороны в течение целого десятилетия. На это Северная Корея немедленно ответила закрытием своего воздушного пространства для южкорейских воздушных судов, полным разрывом политических отношений с Югом (по крайней мере до тех пор пока там у власти находится президент Ли Мёнбак), и пообещав уничтожать точечными ударами любые средства агитации и пропаганды, если таковые будут обнаружены в окрестностях Демилитаризованной зоны. Означает ли это, что один неверный шаг может привести к возобновлению военных действий в Корее?

Отвечая на этот вопрос, мы не должны забывать о том, что Корея уже шесть десятилетий живёт в состоянии постоянного ожидания нового кровопролития. Во время Холодной войны разговоры о заключении мирного соглашения не рассматривались всерьёз, так как это было неприемлимо для могущественных покровителей - СССР и Китая с одной стороны и США и Японии с другой. Однако после развала мировой системы социализма, когда Китай и США превратились из недругов в партнёров, то Пхеньян и Сеул также начали сближаться и активно сотрудничать. Появилась реальная перспектива если не мирного объединения Кореи, то мирного сосуществования двух корейских государств, как это, например, происходит в отношениях между Китаем и Тайванем.

Однако трагедия Кореи заключается в том, что любое изменение баланса сил или нарушения статуса кво на полуострове немедленно грозит её соседям по региону крупными неприятностями. Так было и во время японо-китайской войны (1894-1895 гг.) и во время русско-японской войны (1904-1905 гг.), да и во время самой Корейской войны (1950-1953 гг.), в которой принимало участие 16 стран-членов ООН. Каждый раз конфликт внутри Кореи побуждал соседей вступать в войну друг с другом за контроль над полуостровом. Нечто похожее происходит и сейчас, когда интересы Китая и США, России и Японии снова входят в противоречие из-за возможного изменения баланса в Корее, где каждая из сторон искренне опасается упустить в этой игре амбиций. 

Не нужно забывать и о том, что между Россией и Японией до сих пор не подписан мирный договор. А китайско-американские отношения могут в любой момет быть омрачены разногласиями о судьбе Тайваня. Ни одна из сторон не желает оказаться в убытке в случае возможных перемен в Корее, которая здесь представляется не столько яблоком раздора, сколько спичкой в пороховом погребе. Именно по этой причине Пекин до сих пор отказывается признать Северную Корею виновником конфликта с южнокорейским корветом, а Москва на прошлой неделе направила в Корею свою собственную экспертную комиссию. О том, что Китай и Россия присоединятся к осуждающей резолюции Совета Безопасности ООН не может быть и речи.

В этих условиях также невозможно говорить ни об успехе шестисторонних переговоров по вопросу ядерного разоружения, ни о мирном сотрудничестве между недавними торговыми партнёрами. Холодная война вновь вернулась в регион, а характерные для неё недоверие и подозрительность снова заставляют нас просчитывать оставшиеся ходы до реальной катастрофы. Нежели чем заниматься выяснением того, кто виноват и что сделать с зачинщиком отдельного инцидента, гораздо продуктивнее было бы подумать о том, как восстановить диалог и доверие между бывшими соперниками, врагами и целыми военными блоками.

А для этого всем соседям по региону нужно, прежде всего договориться о полном нейтралитете Кореи. Без этого старые конфликты никогда не будут преодалены, и нынешнее обострение ситуации есть этому лучшее подтверждение.

Леонид Петров для Русской редакции Радио SBS (1 июля 2010 г.)
Слушать в формате МР3

--
О других версиях случившегося, читайте журналистское расследование Ивана Захарченко (РИА-Новости) здесь...
--

Южная Корея, КНДР, politics, политика, north korea, dprk, south korea, Северная Корея

Previous post Next post
Up