Dec 15, 2010 02:53
Посмотрела "Догвиль", чтобы разобраться с чувствами пришлось написать рецензию) лучше не стало, но хотя бы часть задания на мастерство выполнена.
***
«Есть город, без которого мир станет лучше - и это Догвилль»
Нет ничего реальнее, чем Догвилль, потому что Догвилль - это мы. В этом городе практически нет настоящих вещей - ни домов, ни предметов быта, только самое необходимое - пара стен, кровати, старое бюро, самая суть существования этих людей. Каждый на виду у каждого. Все знают про всех абсолютно все, вплоть до того, на какое время приходится посещение борделя.
Девиз этого фильма - «тихий маленький городок, недалеко отсюда». Это фильм о людях, милосердии и высокомерии. Фильм о таких вещах, на счет которых нельзя быть стопроцентно уверенным. У каждого своя правда и Ланс Фон Триер показывает нам это и чем такая ситуация страшна - не только для «жертвы» и жителей городка, но и для зрителей. Фон Триер приводит чувства в полное смятение, показывая нам нас такими какие мы есть. Фильм вызывает отвращение и вешает камень на душу. Становится тяжело, после того как тебе предъявили художественно оформленную гадость твоей души, о которой стараешься не думать, и заставили проглотить все это, тщательно пережевывая.
Он ставит человека в такую ситуацию, где тот проявляет худшую стороны из всей человеческой сущности, сущности предательской и алчной. Сам Фон Триер говорит, что это фильм о том, что нельзя отдавать другим власть над собой, о том, что власть делает их отвратительными тварями, достойными самого жестокого наказания.
После «Догвилля» возникает вопрос - а где грань? Где грань между милосердием и высокомерием? Между добром и злом? Нужно ли прощать людей, или прощая мы наделяем их властью над собой?
Фильм Ланса Фон Триера полон знаков и символов. Городок расположен недалеко от скалистых гор где-то в Америке, и он нарисован мелом на черном полу. Кроме пары стен и обозначенных скал в городе нет практически ничего. Только люди и их жизни, которые, словно оголенные провода, бьют нас током своей реальности. Этот прием удивительно напоминает пьесу Торнтона Уальдера «Наш городок», в которой тоже отсутствуют декорации, а главная мысль, которая практически перерастает в крик, состоит в том, что люди не ценят жизни, пока живут. Нельзя сказать, что это главная линия в «Догвилле», но она может быть одной из причин такого поведения людей. Они не ценят жизнь, поэтому считают необходимым при возможности погружаться в грязь.
Вот они все эти герои - это наши соседи, коллеги по работе, те, кто ездит с нами по утрам в автобусе. Вот они мы. Все пороки, привычки, тайные желания нарисованы мелом на наших душах, режиссер только срисовал их в свой фильм. Вот пришла в маленький городок, окруженный прекрасными горами, такая милая и красивая Грейс (в переводе, кстати, милосердие) и жители решили, что если они укрывают ее от полиции, то значит она им чем-то обязана. Чем-то таким, за что дешевым трудом не расплатишься. Труд-то кстати, ее никому не нужен - она только обуза для этого городка. Но даже в таком случае они хотят, чтобы Грейс осталась и выполняла работу, которую можно и не делать. Они хотят иметь собственную ручную рабыню, насиловать ее когда хочется, приковать ее к огромному колесу цепью, издеваться что есть сил. Люди, ожесточенно и, будто забывшись, терзают ту, которая прощает их за их.. греховность? Ничего не напоминает?
Этот городок действительно маленький - и жителей там всего-ничего, 15 человек, не считая детей и одной собаки по имени Моисей. По сути, только собака в этом фильме не скрывает своей сущности - она то, кто она есть. Не зря у нее такое громкое имя. У нее только один недостаток - она нарисована мелом. И только в самом конце, после прозрения героини, собака оживает - реальность становится еще реальнее.
Эта история рассказана в форме притчи. Режиссер четко ведет нас к своей цели - безумно долгое развитие событий, насыщенное огромным количеством деталей, на которые насильно обращают наше внимание, заканчивается безумной силы ударом, последняя сцена находится буквально на грани фарса. Я не думаю, что финал можно назвать катарсисом - очищения все-таки не произошло. Скорее наоборот. Грейс прошла свой обряд инициации в «гангстеры», это некий элемент взросления. Мир подростка столкнулся с миром взрослых - и был полностью разрушен, сожжен. Убит собственноручно.
Том, в которого Грейс была влюблена, оказался последним элементом паззла. В этом фильме нет ни одного привлекательного героя, и даже этот молодой человек, называющий себя писателем и не написавший ни строчки, который вроде бы помогает Грейс, вызывает отвращение - мелкая душонка, без желания даже попробовать быть милосердным. А Грейс? Разве она не привлекательна? Она безумна красива по сравнению со всеми жителями этого городка - тонкие аристократические черты лица выгодно отличают ее от остальных, но постоянно чувствуешь подвох, все время пытаешься понять, что с ней не так. Почему она не может уйти так же как пришла, когда ей причиняют столько боли эти люди?
Когда в конце фильма она понимает, что с людьми надо обращаться по-людски и за зло платить соответственно. Она говорит, что «наконец-то боль и печаль заняли в моей душе надлежащее место». Грейс больше не милосердие. Она готова жить среди людей без вреда для себя. Больше никто не сядет ей на шею.
Триер нарочно преувеличивает события. Конечно, все так и есть, все это наша жизнь, где нет места тем, кто отличается от массы, но он насильно выделяет каждую мелочь - раздувает ее до размеров слона. Он показывает это любыми доступными средствами, в самых неприглядных моментах неприглядные ракурсы - даже камера будто ненавидит этих людей. Они уродливы и души у них искорежены. Триер пишет, что они были хорошими, обычными людьми, до того как пришла Грейс и она сама сделала их такими. Но они были готовы стать чудовищами. С невыносимой легкостью отказались они от того, что мы называем человеческой сущностью, и стали людьми в том смысле, в котором употребляет это слово Фон Триер. Эта же мысль высказана Кирой Муратовой в фильме «Три истории»: «Этой планете я поставила бы ноль».
Античеловеческий крик оформлен в безумную пародию на реальную жизнь, которая, по сути, и есть реальная жизнь. Есть город, без которого мир станет лучше - и это Догвилль. Но возможен ли человек без Догвилля?
хаос тв