Выступление на Форуме «Россия многодетная»

May 23, 2013 02:46


16 мая 2013 г. Государственная Дума РФ, Форум «Россия многодетная»

Ожегова Марина,
руководитель «Ассоциации в защиту семьи,родителей и детей»

Выступление на Форуме «Россия многодетная» (полный текст)

Эти предложения являются своеобразной «суммой» опыта и рпедложений трех просемейных родительских организаций:»За права семьи»,»Ассоциации в защиту семьи,родителей и детей»,»Московский городской родительский комитет».

..что сегодня жизненно необходимо нашей стране - так это обеспечение целостности семейной политики. К сожалению, сейчас она часто становится искусственной суммой совершенно противоречивых решений и подходов, за которыми стоят совершенно разные, иногда попросту несовместимые подходы и идеологические основания. В лучшем случае это ослабляет эффект позитивных мер, в худшем - ведет к тяжелым негативным последствиям.

Разработка семейной политики государства должна вести к тому, чтобы, как сказал Президент В. Путин, традиционная многодетная семья могла действительно «вновь стать символом России». Это требует создания таких условий, чтобы как можно больше российских семей сами хотели и стремились стать многодетными. Радикальной ошибкой тут было бы сосредоточиться исключительно на поддержке уже существующих многодетных семей, хотя и это очень важно. Работать нужно «на перспективу».

Вопрос демографии «стоит … для нас буквально так: либо мы будем, либо нас не будет». Второй - относительно семейной политики государства - «наши активные целеустремлённые шаги по поддержке семьи - это именно то, чего сегодня ждут от нас наши граждане». Эти два момента тесно взаимосвязаны. Россия сегодня стоит перед необходимостью выработать совершенно новые в ее истории подходы в семейно-демографической политике.

При формировании государственной семейной политики нужно учитывать зарубежный опыт в данной области. Этот опыт, однако, не следует перенимать некритично. Его необходимо подвергать критическому анализу и переоценке, рассматривая те или иные меры семейной политики в интегральном фамилистическом контексте (с точки зрения влияния на институт семьи в государстве целом, а не на достижение локальных сиюминутных социальных целей), уделяя первоочередное внимание влиянию соответствующих мер, с учетом привнесенных факторов и исходных условий, на естественное движение населения, динамику показателей рождаемости, а также устойчивости институтов семьи и брака.

Выстраивая семейную политику Российской Федерации необходимо:

  1. оказывать институту семьи и семейным ценностям комплексную поддержку в различных сферах: правовой, социально-экономической, культурной, общественной и т.п.

  2. обеспечить приоритетную поддержку полных семей с детьми, институтов брака, здорового родства и родственности, автономного выполнения семейных функций;

  3. разделить государственную поддержку семьи как института, семей с детьми - и социальную поддержку уязвимых групп семей и граждан по выборочным признакам1;

  4. рассматривать в семейной политике семью как единый субъект, а не как механическую сумму отдельных членов семьи, направлять поддержку на этот единый субъект;

  5. не допускать «перехвата» семейных функций со стороны государства, поддерживая самостоятельное выполнение семьей этих функций (при получении, в случае необходимости, ресурсной помощи со стороны государства на добровольной основе); укрепить правовое признание этих функций и прав семьи на автономию в соответствующих сферах;

  6. оказывать приоритетную поддержку тех выборов со стороны семьи, которые отвечают задачам укрепления семьи и семейной социализации детей (семейное воспитание и обучение детей в домашних условиях, нахождение одного из родителей с детьми в целях их воспитания вместо поспешного возвращения матери на рынок труда, многодетность);

  7. пересмотр с фамилистической точки зрения как сохранившихся с советского времени, так и заимствованных подходов в области защиты детства, защиты прав и интересов женщины с целью устранить идеологически мотивированные, наносящие ущерб интересам института семьи элементы этих подходов;

  8. рассматривать с фамилистической точки зрения все решения, принимаемые на всех уровнях государственной власти - как законодательные, так и административно-исполнительные;

В центре заботы государства и общества, в центре эффективной государственной поддержки должна оказаться полная семья, добросовестно воспитывающая двух и более детей - и особенно - «семья в зоне роста». Хочется подчеркнуть: семья в зоне роста - т.е. семья, которая развивается и поэтому нуждается в дополнительных ресурсах - это не «семья в трудной жизненной ситуации». Поддержка семьи в зоне роста, растущей семьи (не надо путать их с т.н. «молодыми семьями») - это одно из наиболее выгодных долгосрочно-перспективных вложений для государства. На мой взгляд, необходимо проработать вопрос о поддержке таких семей на законодательном уровне.

Чрезвычайно важным вопросом, в том числе с демографической точки зрения, является вопрос доступности жилья, обеспечения жильем семей, особенно семей «в зоне роста».Целесообразным было бы федеральное применение подходов, опробованных в некоторых регионах - предоставление семье льготного государственного ипотечного кредитования с долевым бесплатным погашением кредита по частям при рождении каждого ребенка: например, четвертой (пятой) части суммы кредита при рождении каждого ребенка. Таким образом, при рождении четырех-пяти детей кредит полностью погашается государством.

Одним из важных направлений государственной и общественной поддержки семьи должна стать поддержка курса на реализацию просемейных подходов во всех сферах жизни - образования, здравоохранения, социальной сферы, дружественных к семье. Российское общество должно стать обществом, дружественным к семье, родительству, многодетности. Необходимы программы, поощряющие деятельности СМИ, деятельность в сфере культуры, направленную на повышение общественного престижа родительства, материнства, отцовства, многодетности. Крайне существенна реализация просемейной составляющей образования на всех уровнях - направленность на формирование семейных и нравственных ценностей в школе, включение просемейных блоков в подготовку всех специалистов социальной сферы (образование, здравоохранение и т.п.).

Необходимо разработать систему мер государственной поддержки любой семьи. Родные родители, обеспечивая и воспитывая своих детей, выполняют не менее социально значимый труд, чем родители приемные. Это все - семьи, воспитывающие детей, и все они имеют право, по Конституции РФ (ст. 39 ч. 1) «на социальное обеспечение … для воспитания детей».
http://arsd.su/?p=657

Россия семья дети

Previous post Next post
Up