Америка не поможет

Jun 15, 2011 22:54





Америка не поможет
Источник:  Газета "Трибуна" №28 от 21 июля 2011 года

Россия и США подписали соглашение по усыновлению. Долгожданный договор был заключен в ходе трехдневного визита главы российского МИД Сергея Лаврова в Вашингтон.

Борис АЛЬТШУЛЕР, председатель правления РОО «Право ребенка», член Общественной палаты РФ:

- Труднейший процесс согласования договора завершился успешно, и тем самым закончился период правового вакуума в вопросах усыновления в США. Это знаковое событие, с которым можно поздравить инициатора соглашения Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова и Минобрнауки России, которое выполнило гигантскую работу по выработке текста соглашения и его доработкам в соответствии с противоречивыми требованиями российских и американских инстанций.


Есть в этом договоре положения, которые можно приветствовать. Например, усыновление в США отныне может осуществляться только аккредитованными агентствами, исключается возможность так называемого независимого усыновления. Дело в том, что независимое усыновление в России - очень коррумпированная, по сути, бесконтрольная процедура. И большинство трагедий, случившихся в США (за 15 лет погибли 17 российских усыновленных детей), связаны со случаями независимого усыновления. Согласно Семейному кодексу, посредническая деятельность при усыновлении запрещена, т.е. усыновление должно осуществляться самими гражданами. Исключение сделано для агентств, помогающих иностранцам, их деятельность не считается посреднической. Совершенно непонятно, почему создатели действующего Семейного кодекса не предусмотрели такой помощи для российских усыновителей. Но это другой вопрос, к Америке отношения не имеющий. Тут нам надо самим разбираться. Так вот, иностранцы тоже имеют право усыновлять «независимо», без участия агентства, что на практике означает, что фактическим незаконным посредником является предлагающий свои услуги переводчик, который договаривается с кем надо, а за качество родителей-усыновителей никто ответственности не несет. Минобрнауки России в течение многих лет предлагало запретить эту деструктивную практику. Но предложения эти всегда игнорировались ключевыми фигурами, отвечающими за политику думского парламентского большинства в сфере детства. Теперь наконец вариант независимого усыновления в США исключен. Другое дело - аккредитованное агентство. Оно головой отвечает за усыновителя и всячески его проверяет, поскольку в противном случае может лишиться аккредитации.

Другие пункты соглашения, как мне представляется, хотя и важны, но не столь инновационны. Аккредитация агентств была и раньше, причем весьма жесткая. Психологическое тестирование родителей агентства, как правило, проводили. Теперь это стало нормой для всех. Что касается контроля, хорошо, что его стало больше. Но есть скепсис в отношении редких контрольных визитов в семью. Нужно другое - помощь семье специалистов: психологов и т.п. Потому что на первом этапе жизни ребенка-сироты в новой семье практически всегда возникают проблемы, с которыми родителям справиться очень трудно. А помощь семье, сопровождение семьи специалистами не предусмотрены. Отсюда у нас огромное количество, почти 10 тысяч ежегодно, возвратов детей из замещающих семей.

И тут мы подходим к самому главному, что я хотел бы сказать в связи с заключением российско-американского соглашения об усыновлении. Да, нам, кажется, удалось навести некий порядок в США в данном вопросе. Но, спрашивается, когда мы в своей стране наведем порядок? Проблемы у нас тяжелейшие - и бедность семей с детьми, и проблемы жилья семей с детьми, это и более 100 тысяч новых сирот ежегодно, и многие тысячи детей в интернатах, вырастающие в условиях социальной дезадаптации, - не попавшие в число немногих «везунчиков», усыновленных в России или за рубеж. Короче, российская социальная система нацелена на разделение детей и родителей, но не умеет помочь семье справиться с проблемами. И так же она нацелена на изоляцию детей от общества в интернатах и не умеет заниматься социализацией детей-сирот.


Необходимые для системного исправления ситуации реформы суммированы в пакете разработанных в Общественной палате РФ законодательных предложений, которые в конце мая с.г. председатель Комиссии ОП РФ по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева направила в правительство РФ, в Госдуму, главам всех субъектов Российской Федерации.

Суть этих предложений:

- во-первых, в том, что закон о социальном обслуживании должен установить: работа в социальной среде, оказание помощи по месту жительства семьи, «на дому» должны быть приоритетным, обеспеченным кадрами и финансированием направлением работы социальных служб России;

- во-вторых, любые меры в отношении семьи (лишение родительских прав и т.п.) должны в обязательном порядке сопровождаться помощью, социально-восстановительной работой с семьей;

- и, в-третьих: если мы действительно хотим кардинально реформировать, разукрупнить наши «детохранилища», вывести из интернатов в социальную среду почти всех воспитанников, абсолютно необходимо законодательно установить институт профессионального семейного воспитания (патронатная семья, семейная воспитательная группа). Такой опыт стал активно развиваться в регионах в последние годы, но этим пилотным начинаниям положил конец Закон «Об опеке и попечительстве» 2008 года, определивший понятие «патроната» в отрыве от сопровождающей семью социальной службы; что сделало невозможным применение этой формы на региональном уровне.

Будут ли услышаны эти предложения Общественной палаты РФ? Ответ зависит от руководства Минздравсоцразвития и парламентского большинства в Госдуме, которые до сих пор были глухи к такого рода предложениям.

Возвращаясь к обсуждаемому соглашению с США, скажу лишь, что решить указанные проблемы Америка нам точно не поможет. Порядок у себя дома мы можем навести только сами.

Автор:  Борис АЛЬТШУЛЕР, председатель правления РОО «Право ребенка», член Общественной палаты РФ
Previous post Next post
Up