Верховный комиссар ООН посетила Общественную Палату РФ.

Feb 23, 2011 22:07

Верховный комиссар ООН посетила Общественную Палату РФ. Правозащитники пожаловались Верховному комиссару ООН по правам человека
19.02.2011 год, Пресс-служба Общественной палаты

17 февраля в Общественной палате РФ состоялась встреча членов ОП с Верховным комиссаром ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй. Члены ОП рассказали Верховному комиссару о деятельности палаты, состоянии гражданского общества, а также обсудили социальные проблемы и проблемы защиты прав человека в России.
«У нас достаточно бурная жизнь здесь проходит. ОП занимается самым широким спектром проблем: и общественным контролем, и содействием гражданским инициативам и многим другим», - отметил заместитель Секретаря ОП Михаил Островский. «Сегодня, например, в Общественной палате проходит форум общественных наблюдательных комиссий по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания», - рассказал он. «Эти люди - истинные подвижники. Они отрывают себя от семьи, отдают много времени, отдают свое здоровье защите прав людей», - подчеркнул замсекретаря.

Член Общественной палаты Александр Брод передал госпоже Пиллэй документы, в которых описывается ситуация с положением русскоязычного населения в странах Балтии. «К нам обращаются наши соотечественники с жалобами на дискриминацию в профессиональной деятельности, сужение роли русского языка и русской культуры в странах Балтии. Вы знаете, Националистическая партия Латвии готовит законопроект о сокращении русского языка в школе. Мы бы хотели, чтобы права русскоязычного населения, которые составляют большой пласт, были защищены », - заявил Брод. Также он затронул вопрос о судьбах советского ветерана Василия Кононова, которого латвийские власти обвиняют в пособничестве военным преступлениям, и россиянина Сулеймана Барбакадзе, председателя Международного общества турок-месхетинцев, который летом 2010 года был арестован в Грузии. «Кононов - человек уже в возрасте, подвергается серьезной травле в СМИ... Барбакадзе нуждается в серьезном лечении, которое ему не оказывается. Мы бы очень хотели, чтобы Вы посмотрели эти документы», - подчеркнул Брод.

Член ОП Владислав Гриб рассказал собравшимся о готовящемся докладе «О соблюдении прав человека в России» в 2011, который будет передан и офису ООН. «Такой доклад уже несколько лет готовят около ста правозащитных организаций в России, а в этом году их уже сто двадцать. Доклад готовится с учетом специфики каждого субъекта России», - сообщил он. «Помимо этого, одна из наших главных задач - создание правозащитной инфраструктуры в каждом субъекте. Мы стараемся, чтобы во всех регионах были уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, комиссии по защите прав», - сказал Владислав Гриб.


Член Общественной палаты Борис Альтшулер затронул проблему защиты прав детей (текст выступления). «Сейчас мы готовим доклад о правах ребенка в России, но ситуация с 1999 года, когда я встречался в Женеве с одной из Ваших предшественников Мэри Робинсон и мы готовили доклад, и с 2005 года, когда тоже был представлен доклад, не изменилась», - отметил член ОП.
«Ситуация с правами детей в России остается страшной. Во-первых, в интернатах проживает почти полмиллиона детей, из них - сто тысяч сироты. Остальных сдают родители», - обрисовал он удручающую картину.
«Во-вторых, у нас страшный, огромный демографический кризис, которого никогда не было в истории России. 12 лет назад у нас было 22 млн. школьников, а в этом году - 9 млн. Не рожают, потому что негде жить, не на что кормить!» - заявил Альтшулер.

Тем не менее, есть и положительные моменты, и маленькие победы. «К нам недавно обратился ветеран Великой отечественной войны, который последние годы жил в автомобиле. И вот вчера мы узнали, что постановлением Правительства Москвы ему выдадут квартиру», - рассказал Михаил Островский. «Впервые, в прошлом году законопроекты стали выноситься на общественное обсуждение. Например, закон о полиции. Недавно был вынесен закон об образовании и был сразу опровергнут общественниками, его стали снова перерабатывать», - добавил он.

В свою очередь Верховный комиссар ООН по правам человека выразила поддержку деятельности Общественной палаты. «На меня произвело большое впечатление разнообразие работы Общественной палаты», - сказала она. «Организации, подобно вашей, должны иметь достаточное публичное пространство, чтобы ваш голос был услышан. Мой призыв властям - чтобы они претворяли в жизнь рекомендации вашей организации и организаций, подобных вам», - пожелала Наванетхем Пиллэй членам ОП.

Также она рассказала о встрече с руководителями министерств, в которых затронула проблему реализации ратификаций ООН. «Я подчеркивала, что Россия заслужила высокой оценки в ратификации многих документов, но остается проблема их претворения в жизнь. И, к сожалению, Россия пока не ратифицировала некоторые международные конвенции, например, конвенцию по правам трудовых мигрантов и правам инвалидов», - отметила Пиллэй.

Озабоченность вызывает и ситуация с недостаточной защищенностью журналистов, адвокатов и правозащитников. «У меня вызывает обеспокоенность ситуация жестокого обращения с адвокатами, журналистами и правозащитниками. На встрече с руководителями министерств я обратилась с призывом усилить их защиту, а также пересмотреть законодательство, которое ограничивает их деятельность», - сказала Пиллэй.

Верховный комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй посетила 18 февраля Петербург.

Представители правозащитных организаций рассказали ей о ситуации с правами человека в городе. Она приняла участие в заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, которое состоялось 18 февраля в Мариинском дворце. Вечером Пиллэй встретилась с представителями правозащитных организаций города, сообщает АСИ.

Рассказывая о том, как обстоит ситуация с правами человека в городе, ответственный секретарь Правозащитного Совета Петербурга Наталия Евдокимова рассказала, что почти 50% гражданских акций фактически запрещается властями. Находятся различные "объективные" причины - от прокладки дорог в местах предполагаемых акций до уборки снега. "Статья действующего с 2004 года в России ФЗ "О собраниях и митингах" фактически поставила конституционное право граждан на свободу собраний в  зависимость от решения исполнительной власти", - констатировала правозащитница.

Она подчеркнула, что ее тревожит проблема подмены гражданского общества институтами государства. Принятая на уровне правительства города концепция взаимодействия власти и негосударственных организаций (НГО) не работает и фактически осталась на бумаге.
В Петербурге, также как и по всей России, НГО можно разделить на три части: те, что проводят в жизнь социально-значимые программы и активно пытаются в связи с этим сотрудничать с властями, те, кого власти сами выдумали - организовали для имитации гражданского общества и откровенно оппозиционные, рассказала Наталия Евдокимова.

Элла Полякова, председатель общественной правозащитной организации "Солдатские матери" передала Пиллэй "Черную книгу", где собраны сведения о пытках и убийствах в армии, рассказала о том, как правоохранительные органы устраивают облавы на призывников. Директор Ресурсного правозащитного центра, глава Федеральной прямой линии по правовой поддержке НГО Мария Каневская сообщила о дискриминационном отношении к НГО законодательства - иностранные гранты облагаются налогами по ставке от 6 до 20%, невероятно жесткая отчетность и проверки.

Представители целого ряда НГО рассказали о непрекращающихся угрозах в адрес правозащитников. "Сотрудники получают угрозы по СМС, наши адреса и телефоны с глумливыми замечаниями размещаются на разных сайтах", - заявила руководитель программ Антидискриминационного центра "Мемориал" Стефания Кулаева.

Выступая накануне в Общественной палате в Москве, Пиллэй выразила обеспокоенность недостаточной защищенностью журналистов, адвокатов и правозащитников в России. "На встрече с министрами РФ я обратилась к ним с просьбой пересмотреть некоторые положения российского законодательства, чтобы усилить их защиту", - сказала Пиллай. Она заявила, что ООН будет внимательно следить за тем, как в России расследуются наиболее резонансные преступления против правозащитников и журналистов.

Верховному комиссару ООН по правам человека был задан вопрос о деле Ходорковского. Она сказала, что не поднимала этого вопроса во время встречи с Дмитрием Медведевым, но считает, что "ведущее лицо в государстве не должно делать заявления  в отношении дела, которое не завершено…. Придет день, когда этот вопрос разрешится на уровне Верховного суда. Я вернусь в Женеву и буду думать, как побудить Верховный суд инициировать рассмотрение этого вопроса".
письмо  Верховному комиссару ООН г-же Наванетхем Пиллэй передано Б.Л. Альтшулером, Председателем РОО «Право ребенка».
Участник правозащитного движения в СССР с 1970-х годов, почти 20 лет в тесном контакте в Андреем Дмитриевичем Сахаровым, в новой России вместе с коллегами из РОО «Право ребенка» вот уже 14 лет занимаюсь защитой прав детей.
В 1999 году я встречался в Женеве с одним из Ваших Предшественников на посту Верховного Комиссара ООН по правам человека госпожой Мери Робинсон. Мы обсуждали вопросы защиты прав детей в России, т.е. те же самые тяжелые проблемы, о которых говорим и сегодня. Тогда, в 1999 году, Коалиция российских НПО представила в Комитет ООН по правам ребенка «Альтернативный доклад» - комментарии ко Второму Периодическому докладу РФ об исполнении в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка. Следующий Альтернативный доклад мы подготовили в 2005 году, а сейчас, в 2011 году, также готовим такой доклад в связи с представлением Россией своего очередного Периодического доклада в Комитет ООН по правам ребенка.

К сожалению, наш новый Альтернативный доклад, как и прежние, не может быть оптимистическим. Российская бюрократия не поддается никаким влияниям, в том числе игнорирует регулярно повторяемые рекомендации Комитета ООН по внедрению Конвенции и созданию в России эффективных механизмов защиты прав детей. Однако в последнее время появились надежды на прорыв в этой сфере. Надежды связаны с появлением такой независимой от исполнительной бюрократии структуры как Общественная палата РФ и с учреждением в сентябре 2009 года поста Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, с которым мы тесно сотрудничаем.

Скажу о некоторых острых проблемах, о которых также - в переданном Вам письме:

1. Массовая институционализация детей. В интернатных учреждениях России постоянно живут около полумиллиона детей, т.е. почти 2% детского населения страны. Из них сирот 25%, остальных родители сдают государству из-за ограниченных возможностей здоровья ребенка, из-за неблагоприятных социально-экономических условий в семье и т.п. Т.е. семья сама справиться с ситуацией не в силах, а помощи ждать неоткуда, российская социальная система не помогает «на дому», а только умеет разрушать семью.

2. Эффективный (и крайне деструктивный) механизм институционализации детей - сегрегация в сфере образования. Сейчас разрабатывается новый закон «Об образовании в Российской Федерации», однако консерваторы из Минобрнауки России пока игнорируют все поправки в законопроект, в том числе предлагаемые Общественной палатой РФ, имеющие целью преобразовать традиционный ЭКСклюзивный принцип российской системы образования в принятый в цивилизованном мире ИНКлюзивный принцип.

3. И самое страшное в указанной сегрегации детей с особыми образовательными потребностями - это избыточная диагностика умственной отсталости, когда так называемые психолого-медико-педагогические комиссии объявляют детей необучаемыми и направляют их пожизненно в интернаты органов социальной защиты. Я вот уже 2 года пытаюсь спасти из такого интерната - из Разночиновского ДДИ Астраханской области - мальчика Васю Макарова, которого хочет взять в семью легендарная приемная мама Вера Дробинская. И ничего не получается! В декабре 2010 года с этой семьей и с Васей Макаровым, которому сейчас уже более 16 лет, встречался Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, который выразил твердое убеждение, что ребенок может быть передан на воспитание в семью. И даже его мнение на сегодня проигнорировано властями Астраханской области. Конечно, для такой неуступчивости, как можно предположить, есть серьезные причины в первую очередь коррупционного характера: возвращение ребенка из этого Аида в нормальную жизнь, вероятно, может выявить злоупотребления с незаконным использованием накапливающихся на сберкнижках детей «инвалидных» денег, закрепленной за детьми жилплощади и т.п.

В письме Генеральному прокурору РФ 11.02.2011, Вера Дробинская пишет о кладбище, где хоронят воспитанников Разночиновского ДДИ, приводит фото, где видно, что никакое это не кладбище, а свальная яма. И задает простые вопросы:
«Я прошу Генеральную прокуратуру проверить:
- Почему эти дети умерли в детском доме, а не в больницах?
- Проводилось ли необходимое лечение и вскрытие после кончины ребенка?
- Почему официальная дата смерти Васи Федорова не совпадает с известной его шефу? (Контактные данные шефа при необходимости я могу предоставить).
- Те ли дети похоронены на этом кладбище, которые числятся умершими?
- А также что стало с имуществом умерших детей, которое по закону должно быть отписано государству по акту?
Беспорядок и почти полная обезличка, безымянность в захоронении воспитанников Разночиновского ДДИ внушают подозрение, что сделано это намеренно, чтобы скрыть нарушения прав детей, тяжело болеющих и умирающих в этом детском доме-интернате, а также, возможно, чтобы скрыть незаконное присвоение их имущества.
Также прошу прокуратуру проверить, как органы опеки и попечительства контролируют этот раздел работы в ДДИ и контролирует ли его вообще.».

4. И еще я хочу сказать о демографии и о труднейших ситуациях, в которых оказываются многодетные семьи. В 1998 году число школьников России составляло 22 миллиона, а в 2010 году в школы 1 сентября пошли 12,8 миллиона детей - убыль за 12 лет на 42%. Страна в прямом смысле слова вымирает. Почему? Потому что детей не на что кормить и детям негде жить. Спасение России в многодетности, но именно многодетным семьям сегодня особенно трудно.

Несколько вопиющих конкретных ситуаций: семья Божко (4 детей, один ребенок-инвалид, г. Сочи) вот уже три года бездомные, живут нелегально в гараже вблизи дачи Президента России Бочаров Ручей, и все обращения и просьбы о помощи просто игнорируются; семьи Астапенко (7 детей, 18 лет живут в Москве) и Мерекиной (6 детей, 13 лет в Москве) - без жилья, без регистрации, вне правового поля; семья Панфиловой (4 детей, один ребенок-инвалид, дер. Полубратово, Калининский района, Тверская область) - чудовищные жилищные условия, и никакой надежды. И т.п., подобных жалоб в Общественную палату поступает больше всего. Ответ властей всегда один: жилья нет, купить семье квартиру по рыночной цене никаких бюджетов не хватит, а социальное жилье не строится.

Почему не строится социальное жилье? Почему миллионам российским семьям невозможно полноценно кормить своих детей? Почему в стране очередь в детские сады 1 миллион 700 тысяч детей? Ответ простой: потому что сегодня население Российской Федерации, семьи, родители полностью отстранены от принятия решения по важнейшим для них вопросам. Основная задача Общественной палаты Российской Федерации - способствовать развитию гражданской активности, т.е. способствовать исправлению сложившейся ненормальной ситуации, когда граждане страны исключены из процесса принятия решений. Но задача эта огромной трудности.

Я снова благодарю Вас за эту встречу и выражаю надежду на сотрудничество по вопросам защиты прав детей, в том числе и в рамках механизмов Комитета ООН по правам ребенка.....

(плюс приложение письма от 14.02.2011 г)
Previous post Next post
Up