Письмо Е.Л. Николаевой Мэру Москвы С.С. Собянину: о жилье для многодетных семей

Jun 07, 2011 02:41



Письмо Е.Л. Николаевой Мэру Москвы С.С. Собянину:

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИССИЯ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Миусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел./факс: (495) 221-83-63, факс: (495) 251-60-04,

сайт: www.oprf.ru


«_25_» апреля 2011 г. № 3ОПК-8/_____

Мэру Москвы

С.С. СОБЯНИНУ

Уважаемый Сергей Семенович!

В наш адрес поступают многочисленные обращения многодетных семей Москвы, находящихся в крайне затруднительной жилищной ситуации.

К сожалению, процесс естественной убыли населения носит долгосрочный и устойчивый характер. Причем в России старение населения происходит только «снизу», т.е. за счет низкой рождаемости. Из множества факторов, определяющих рождение детей, ключевым является уровень материальной обеспеченности, включая жилищные условия.

Помощь городских властей в решении квартирного вопроса остро нуждающимся категориям населения, включая многодетные семьи, могла бы стать стимулом к повышению рождаемости.

В Москве порядка 4 000 многодетных семей, нуждающихся в жилье, из которых являются очередниками с годом постановки на учет до 01.03.2005 года 36831 семьи и примерно 700 семей с годом постановки на учет после 01.03.2005 года. (Общее количество очередников составляет 123 587 семей). При этом очень важным вопросом является срок обеспечения жильем. Срок ожидания в жилищной очереди в Москве составляет 20-25 лет.

Однако масштаб проблемы не исчерпывается очередниками. По определению, это нуждающиеся в жилых помещениях жители Москвы, которые «проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет» (статья 7 закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»). Однако в Москве есть многодетные семьи, проживающие в абсолютно неприемлемых жилищных условиях, и не имеющие требуемой согласно этому закону постоянной регистрации «не менее 10 лет», но фактически (по документам о временной регистрации, о рождении детей, их учебе, лечении, по договорам найма жилплощади) живущие в Москве более 10 лет.

Решение жилищного вопроса, очевидно, требует новых подходов. В этой связи обнадеживает недавно озвученная Вами установка на массовое строительство в Москве доходных домов. С аналогичной инициативой выступило Министерство регионального развития Российской Федерации. Однако в предлагаемом Минрегионразвития России варианте речь идет о государственном кредитовании создания частного сектора доходных домов, что заведомо не решит жилищных проблем основной массы нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мы же считаем принципиально важным создание соответствующего государственного социального жилищного арендного фонда.

Российский бизнес будет строить дома для вышеуказанной категории граждан только на выгодных для себя условиях - в этой части необходимо дорабатывать план Минрегионразвития России. На социально-значимые финансовые вложения и поддержку могут пойти только государство и руководство субъектов Российской Федерации. И такое вложение в будущее нашей страны, в развитие ее человеческого потенциала является, с учетом катастрофической убыли детского населения, необходимым условием выживания России в XXI веке.

С учетом особой важности проблемы и массовой потребности в дешевом жилье масштабный госзаказ на строительство государственных социальных доходных домов угрожает раскачать рынок, привести к взвинчиванию цен со стороны строительной индустрии. Противостоять этим рискам можно только совместными усилиями руководства субъекта Российской Федерации, ФАС России, Минрегионразвития России, ФСТ России, общественности.

В связи с этим прошу Вас рассмотреть возможность и поддержать наше предложение о создании Совета по строительству социального жилищного арендного фонда с участием представителей указанных структур и Общественной палаты Российской Федерации. Его задачами должен стать мониторинг ценообразования при строительстве такого жилья, привлечение инвестиций, совершенствование правил и процедур учета граждан, нуждающихся в получении социального арендного жилья, снятие социальной напряженности, внесение предложений по планировочным решениям и контролю качества этого жилья, взаимодействие с компаниями застройщиками.

Уважаемый Сергей Семенович, сегодня Москва может подать пример другим субъектам Российской Федерации в деле создания специализированного городского фонда социального арендного жилья. Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта страны, что позволяет городу Москве на законодательном уровне самостоятельно устанавливать собственные приоритеты в обеспечении жильем нуждающихся категорий населения, включая многодетные семьи, а также разрабатывать специальные программы для многодетных семей, учитывающие специфику большой семьи.

При этом есть немало вопросов к «унаследованным» Вами от прежнего руководства структурам «Департамент жилищной политики и жилищного фонда» Правительства Москвы и коммерческой компании ГУП «Московский городской центр арендного жилья», которые, как представляется, плохо приспособлены к решению новых задач.

Изучив эту непростую проблему, наша Комиссия подготовила ряд конкретных предложений. Прошу Вас и очень надеюсь, что в ближайшее время Вы найдете в своем плотном графике время для организации встречи и обсуждения затронутых в этом письме вопросов.

Заранее благодарна.

Приложение на 4 листах.

С уважением, председатель Комиссии Е.Л. Николаева

Исп. А.А. Логинова,

(495) 221-83-63, 32-14

ПРИЛОЖЕНИЕ

Предложения по улучшению жилищных условий многодетных семей в г. Москве

Наряду с основным, имеющим стратегический долгосрочный характер предложением по созданию в Москве социального фонда арендного жилья (государственных доходных домов), прошу Вас рассмотреть также следующие предложения, направленные на облегчение положения многодетных семей г. Москвы, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

1. Возродить и продолжить практику обеспечения жильем по социальному найму семей с 5-ю и более детьми как из числа очередников с годом постановки на учет до 01.03.2005 года (таких семей - 123 семьи, 969 человек), так и после означенной даты.

2. Предоставить приоритет многодетным семьям в обеспечении жильем по возмездным программам (безвозмездные субсидии, купля-продажа с рассрочкой платежа, социальная ипотека), а именно:

2.1. Установить безусловную первоочередность обеспечения жильем многодетных семей во всех возмездных программах и способах улучшения жилищных условий - независимо от времени постановки на учет. Такие семьи составляют около 3% от общего числа очередников, и данная мера не скажется существенно на общей очередности.

2.2. Распространить льготу о предоставлении 100% субсидии на приобретение или строительство жилья не зависимо от года постановки на учет на все многодетные семьи, т.е. на любую семью, имеющую статус многодетной семьи2, а не только на семьи, где на момент предоставлении субсидии имеется 3-е несовершеннолетних детей.

2.3. Отказаться от использования повышающего коэффициента при расчете стоимости продажной цены жилья, приобретаемого многодетной семьей в возмездной программе из жилищного фонда города Москвы. В том числе и для семей, которые встали на очередь после 01.03.2005 года. (Сохранив при этом понижающий коэффициент для тех, кто состоит на очереди более 10 лет).

3. Предусмотреть приоритет многодетных семей в обеспечении жильем в таких альтернативных способах улучшения жилищных условий как бездотационные дома и компенсация найма.

- Разрешить участие в данных способах улучшения жилищных условий многодетным семьям, вставшим на учет после 01.03.2005 года.

- Предоставлять жилье в бездотационном доме многодетным семьям для проживания без снятия с жилищного учета на срок до подхода очереди.

В настоящее время жилье в бездотационных домах предоставляется 2-мя способами:

- без снятия с жилищного учета

- со снятием с жилищного учета

В случае если жилье предоставляется без снятия с жилищного учета, то право проживать в бездотационном доме (БДД) имеется у очередника только до наступления срока, дающего право на максимальную субсидию. Т.к. многодетная семья имеет право на максимальную субсидию не зависимо от года постановки на учет, то возможность проживания в БДД без снятия с очереди у многодетной семьи отсутствует.

В бездотационном доме отсутствует возможность получения субсидии на оплату жилья и использования иных социальных льгот (например, 30% скидки на оплату коммунальных услуг), так как это противоречит идее БДД (отсутствие дотаций со стороны города Москвы на содержание дома).

4. Устранить имеющиеся нелепицы при обеспечении жильем многодетные семьи:

4.1. Жилье в Москве предоставляется 2 способами, либо взамен имеющегося, либо в дополнение к имеющемуся. В случае, когда многодетная семья обеспечивается жильем «в дополнение» к имеющемуся жилью, часто квартиры находятся в разных районах Москвы, что является существенным неудобством для многодетной семьи из-за невозможности одновременного проживания в двух квартирах на разных концах Москвы. Решение данного вопроса возможно несколькими способами:

- предоставление квартиры в дополнение к имеющейся в районе проживания многодетной семьи.

- предоставление жилой площади взамен имеющейся (блоком 2 квартиры в доме-новостройке, в случае отсутствия необходимой по площади квартиры).

Сохранение района проживания должно быть приоритетом при обеспечении жильем многодетной семьи, так как это не нарушает сложившиеся связи с поликлиниками, школами, детскими садами, бабушками и дедушками и прочее. Что для многодетной семьи имеет существенное значение, а часто и вопрос выживаемости, обеспечения надлежащего образования и медицинского обслуживания детям.

4.2. Сбор большого количества документов силами самой семьи, когда Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы имеет возможность данные документы запрашивать в госорганах самостоятельно. Некоторые из документов, например справка из Росреестра об отсутствии собственности у каждого члена семьи, является платной. Что существенно ударяет по бюджету многодетной семьи. Получение же такой же справки для государственного органа - бесплатно.

4.3. В случае, когда  дети из многодетной семьи имеют регистрацию по месту жительства по разным адресам и в связи с этим только часть многодетной семьи являются очередниками (например, мама с двумя детьми зарегистрирована  по одному адресу и являются очередниками, а папа с одним ребенком зарегистрирован по другому адресу и они очередниками не являются),  Департамент жилищной политики и жилищного фонда не предоставляет семье льгот при обеспечении жильем (100% субсидия, освобождение от оплаты стоимости 30 кв. метров (30%) при приобретении квартиры в возмездной программе), считая что статус многодетной семьи на данную семью не распространяется.

5. Установить порядок постановки на жилищный учет многодетных семей, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве более 10 лет, но фактически пребывающих в Москве более 10 лет, предусмотрев процедуры проверки подлинности документов, подтверждающих этот факт. Таких семей в Москве единицы.

Проблемы Департамента жилищной политики и жилищного фонда (ДЖПиЖФ) и ГУП «Московский городской Центр арендного жилья».

Выше говорилось о необходимости создания социального фонда доходных домов, находящихся в собственности города Москвы. Однако в течение ряда лет, начиная с 2006 года, ДЖПиЖФ не может оформить право собственности города Москвы на проданное городом Москвой очередникам жилье; бесконечные судебные споры между городом Москвой и застройщиками говорят о неспособности либо о нежелании ДЖПиЖФ решать эти вопросы.

При ДЖПиЖФ создана аффилированная коммерческая структура - компания ГУП «Московский городской центр арендного жилья» (ГУП ЦАЖ). 13.11.2009 года Решением по делу №3-25-56/09 Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве была установлена неправомерность передачи части государственных полномочий ДЖПиЖФ подведомственному ему коммерческому Государственному унитарному предприятию «Московский городской Центр арендного жилья» (ГУП ЦАЖ), а именно - заключение, оформление и сопровождение договоров купли-продажи с рассрочкой платежа, а также администрирование поступлений в бюджет города денежных средств от продажи жилья. Однако на сегодня это предписание ФАС существенно проигнорировано, и семьи продолжают платить немалые взносы (в размере 5% годовых от невыплаченной стоимости жилого помещения) этой сомнительной структуре.

Взимание указанной платы тем более недопустимо в условиях того, что, как было указано, начиная с 2006 года, на все проданное городом Москвой очередникам жилье отсутствует право собственности города Москвы, которое не оформляется годами, в том числе из-за судебных споров между городом Москвой и застройщиками.

Взимание платы за обслуживание несуществующего договора купли-продажи придает мошеннический оттенок московской жилищной социальной программе. При том что плата за «услуги ГУП ЦАЖ» наиболее больно бьет именно по многодетным семьям - участникам данного способа улучшения жилищных условий, большинство из которых это участники программы «Молодой семье - доступное жилье». Связано это с тем, что многодетные семьи из-за большого количества членов семьи приобретают самые большие по площади и соответственно по стоимости квартиры. (Ежегодный платеж составляет до 200 000 и более рублей. Это только за «услуги» ЦАЖ. Не учитывая ежегодные платежи в счет выкупной стоимости квартиры и процентов за пользование рассрочкой).

Данные платежи гарантированы ГУП ЦАЖ и необоснованным мораторием на досрочный выкуп в течение первых пяти лет действия договора и ограничением максимального первоначального взноса 40%. При том, что многодетным семьям предоставляется льгота при заключении договора - семья освобождается от уплаты 30% (ранее от 30 метров) стоимости жилого помещения. Которая всегда предоставляется за счет первоначального взноса. В случае если бы многодетная семья при наличие финансовой возможности и по своему желанию могла бы использовать данную льготу не только за счет первоначального взноса (если многодетная семя имеет собственные средства на оплату первоначального взноса, то использовать льготу можно было бы за счет основной суммы долга), то таким образом могло бы произойти снижение финансового бремени на семью, в том числе и при оплате «услуг ЦАЖ», так как они рассчитываются в процентом соотношении к невыплаченному остатку стоимости квартиры.

5% за пользование рассрочкой, поступающих в бюджет города Москвы, было установлено Постановлением Правительства Москвы №607-ПП от 22.08.2008 года (ранее Постановлением Правительства Москвы №149 от 02.03.1998 года). И никогда данный процент не превышал 5%.

В настоящее время принято Постановление Правительства Москвы №97-ПП от 29.03.2011 года, вносящее изменения в Постановление Правительства Москвы №607-ПП, которое увеличило данный процент с 5% до 10,5%, то есть более чем в два раза.

Увеличение более чем в два раза процента за пользование рассрочкой является антисоциальной городской политикой. После увеличения, процент за рассрочку платежа превысил минимальный банковский ипотечный процент (В Социальной Ипотеке процент по ипотечному кредиту составляет 9,5%. В Сбербанке минимальный ипотечный кредит также составляет 9,5%). При том что Правительство Москвы никакого кредита очередникам не предоставляет и вводит сложный, многоступенчатый разрешительный порядок получения согласия на досрочный выкуп жилого помещения.

Кроме того, указанным Постановлением Правительства Москвы фактически был увеличен мораторий на досрочный выкуп с 5 до 10 лет. Так как возможность полного выкупа квартиры до истечения срока действия договора (срок договора 10 лет), возможна только по «соглашению сторон», т.е. при согласии Департамента жилищной политики и жилищного фонда. А получить согласие Департамента ЖПиЖФ возможно только обратившись в Комиссию по жилищным вопросам Правительства Москвы и только исключительно через ГУП «Московский городской Центр арендного жилья» (пункт 3.7. Положения о Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы, утв. Постановлением ПМ №176-ПП от 20.03.2007 г).

При том что решения Комиссии носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения, а ГУП «Московский городской Центр арендного жилья», являясь коммерческим предприятием, взимает плату.

Пока еще не вступившее в законную силу Постановление Правительства Москвы от 29.03.2011 года №97-ПП не проходило антикоррупционной экспертизы в установленном порядке. На официальном сайте Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проект данного постановления не вывешивался.

Кроме того, данное постановление, формально устранив нарушения выявленные Управлением ФАС по гор. Москве (исключив взимание платы ГУП ЦАЖ за исполнение бесплатных государственных услуг), не устранило последствия нарушений. Т.е. никак не определило судьбу уже заключенных договоров. К которым руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы г-н Федосеев Н.В. относит все договоры, которые оформлены или подлежат оформлению на основании распоряжений Префектов о выделении квартиры, принятых до вступления в силу постановления ПМ №97-ПП от 29.03.2011 года. Что, безусловно, противоречит действующему законодательству, которое определяет моментом заключения договора исключительно государственную регистрацию договора купли-продажи.

Так как на большинство квартир отсутствует право собственности города Москвы, регистрация и заключение договоров - невозможна. (До оформления права собственности города Москвы).

Однако позволяет ГУП «Московский городской Центр арендного жилья» взимать плату за «заключение», «оформление», «сопровождение», «оказание содействия в реализации» договоров купли-продажи с рассрочкой платежа между городом Москвой и гражданами-очередниками. Размер такой платы составляет до 30% стоимости квартиры.

В случае если по объективным причинам право собственности города Москвы на проданные очередникам квартиры не будет оформлено, плата за «услуги ЦАЖ» не возвращается.

Кроме того, в настоящее время, какие либо полномочия ГУП «Московский городской Центр арендного жилья» на заключение договоров от имени города Москвы отсутствуют. (Все нормативные и правовые акты, не носящие нормативного характера предоставляющие такие полномочия ГУП ЦАЖ - отменены).

Тем не менее, ГУП «Московский городской Центр арендного жилья» продолжает осуществлять полномочия от имени города Москвы по всем заключенным (прошедшим государственную регистрацию договорам), а также оформленным, но не заключенным договорам, проставляя в договоре купли-продажи с рассрочкой платежа по доверенности от ДЖПиЖФ факсимильную подпись физического лица (это заместители директора ГУП ЦАЖ Горюнов, Бахвалова Т.О., Лобанов).

Просьба к Мэру города Москвы относительно договоров купли-продажи с рассрочкой платежа.

1. Не увеличивать процент за пользования рассрочкой с 5% до 10,5%.

2. Определить судьбу всех заключенных с неоконченным сроком действия договоров путем исключения из них ГУП «Московский городской Центр арендного жилья», заменив на орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с имеющимися у него полномочиями - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

3. Переоформить договоры купли-продажи с рассрочкой платежа, не прошедшие государственную регистрацию, с заменой ГУП «Московский городской Центр арендного жилья» на уполномоченный орган исполнительной власти Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

4. Снятие запрета на досрочный выкуп жилых помещений и исключение разрешительного порядка на досрочный выкуп. Предусмотреть в нормативном акте и договоре досрочный выкуп жилого помещения по заявлению очередника, без обязательного предварительного согласия ДЖПиЖФ.

Председатель Комиссии Общественной палаты

Российской Федерации по социальным вопросам

и демографической политике Е.Л. Николаева

1 Официальная статистика публикуется на сайте ДЖПиЖФ по адресу: http://housing.mos.ru/

2 В Москве многодетной является семья, имеющая 3-х и более детей, до достижения 16-ти (в случае обучения в общеобразовательном учреждении до 18-ти) лет младшему ребенку.

срочно нужна помощь!, бюджет, бедность, Россия, безпредел, Общественная палата, Президент, помощь многодетным, День Защиты детей, помощь семьям и детям, гражданское общество

Previous post Next post
Up