Благодаря большому шуму, поднятому вокруг проекта нового стандарта полного среднего образования, я ознакомился с ним (
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100).
Первые 54 страницы не содержат в себе ничего "криминального". Можно отметить, что сделан существенный акцент на формирование идентичности как гражданина России и высока роль субъектности учащегося (что выражается в требованиях формирования потребности в образовании и самообразовании; высокой доле самостоятельной творческой работы ученика).
Требования к содержанию дисциплин (я прочитал только "свои": математику и информатику; и первые представленные: русский язык и литературу) существенно не изменились.
На 55 странице начинается самое интересное: оказывается обязательная часть учебного плана включает 3 обязательных предмета для всех (физкультура, ОБЖ и Россия в мире) и не более 7 по выбору, при этом из каждой области знания (а всего их 6) должен быть хотя бы один предмет. Таким образом, из какой-то области можно выбрать всего два предмета. Для тех, кто изучает иностранный язык это проблем не вызывает, но вот для тех, кто собирается заниматься общественными науками, математикой и/или информатикой и естественными науками данный стандарт вызовет катастрофу.
Например, предметная область "математика и информатика" содержит 4 предмета: математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрию и информатику. Более или менее ясно, что ученику, который собирается специализироваться в математике/информатике нужны последние три предмета.
Еще интереснее ситуация с естественными науками, в которые входят естествознание, химия, физика, биология и экология. Если кто-то собирается стать биохимиком, то физику знать он не будет (а она нужна).
Думаю, примеры можно множить, ибо междисциплинарных предметов много и я выбрал, думаю, не самые яркие (хорошему лингвисту надо знать и русский язык с литературой и математику с информатикой).
Можно также согласиться с мнением многих людей, что необязательность предмета "русский язык" весьма спорно; хотя с необязательностью математики и даже истории (в меньшей степени) могу согласиться.
Вообще, если в данном документе несколько снизить требования к возможному выбору предметов (то, что нужно выбрать из каждой предметной области фактически по одному, а по одной - возможно два) или увеличить количество выбираемых предметов до 9 (причем если сам учащийся будет выбирать 7, 8 или 9), то, думаю, особых проблем принятие данного стандарта не вызовет.