24 сентября 2019 г. у Суворовского креста (г. Андерматт, Швейцария) в ущелье Шёлленен была торжественно открыта мемориальная доски в честь князя С.М. Голицына (1843-1915). Мемориальная доска выполнена при участии Чусовского металлургического завода.
24 сентября 2019 г. Посол России в Швейцарии Сергей Гармонин и Председатель совета директоров Объединенной металлургической компании Анатолий Седых под звуки оркестра кадетов Московского военно-музыкального училища открыли мемориальную доску князю С. М. Голицыну (1843-1915), владельцу Чусовского металлургического завода - одного из старейших предприятий Урала.
24 сентября 2019 г. торжественные мероприятия в Альпах у Суворовского креста, посвященные Суворовским дням
Памятник сподвижникам Александра Суворова в швейцарских Альпах, имя князя Сергея Михайловича Голицына и чусовских металлургов объединяют важные для России и Швейцарии исторические события 18-19 веков. Памятный 12-метровый крест «Доблестным сподвижникам генералиссимуса, фельдмаршала графа Суворова Рымникского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году» был высечен в альпийской скале в ущелье Шёлленен на средства князя С.М. Голицына и торжественно открыт в 1898 году. Его архитектором был академик А.Н. Векшинский (1859-1908) из Санкт-Петербурга.
Швейцария, ущелье Шолленен, мемориальная доски в честь князя С.М. Голицына (1843-1915)
Князь С.М. Голицын был основателем и владельцем первого на Урале предприятия с полным, непрерывным металлургическим циклом выделки металлов. Завод был построен в 1879 г. в российской глубинке, в Чусовом с применением передовых европейских технологий. Сегодня Чусовской металлургический завод, отмечающий 140-летие, является крупнейшим в Европе производителем рессор для грузовиков, ими комплектуются все сходящие с конвейеров отечественные грузовые машины.
Полутораметровая мемориальная доска изготовлена одним из потомственных скульпторов Петербурга П. П. Игнатьевым (идея Ильиной Ю.). В верхней части размещен барельеф князя С.М. Голицына, а внизу Влахернская икона Божей Матери, наиболее почитаемая в роду Голицыных. Текст молитвы и благодарность потомков нанесены на плиту на двух языках, в центре размещена надпись «От металлургов ЧМЗ основателю князю С.М. Голицыну».
Павел Игнатьев, автор мемориальной доски, поделился с RS Ticino впечатлениями об этом проекте:
- Павел, Вы бывали у Суворовского креста в ущелье Шоллен в Швейцарии, поэтому у Вас, наверное, были особые чувства, когда Вы согласились принять участие в создании и реализации этой памятной доски..
Памятник «Доблестным сподвижникам генералиссимуса, фельдмаршала графа Суворова Рымникского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году» был высечен в альпийской скале в ущелье Шёлленен на средства князя С.М. Голицына и торжественно открыт в 1898 году
- Несколько лет назад я был в Швейцарии в кантоне Тичино, во время традиционного празднования Швейцарского Суворовского похода 1799 г. По улицам солнечного Лугано маршировал оркестр молодых музыкантов-суворовцев. Множество людей, просто гуляющих, даже случайно ставших свидетелями прохода оркестра, были увлечены незнакомыми мотивами и буквально бежали за музыкантами по узким старинным улочкам. Немного позднее, когда я смотрел, как, остановившись в тени под пальмами на площади, оркестранты играли Чайковского, я подумал, что мало кто мог предполагать из армии Суворова, что ждёт их всех буквально через неделю похода. Здесь внизу - солнце, цветут розы, а чуть далее, чуть выше начинаются суровые Альпы. Каждый петербургский школьник знает картину «
Переход Суворова через Альпы», и при всём уважении к личности генералиссимуса и таланту художника Сурикова, события того времени воспринимаются как некое продолжение «Взятия снежного городка», ну немного экстремальнее. Я тоже был таким школьником был и не мог представить всей невероятности происшедшего в действительности 220 лет назад. Не понимал, пока сам не попал на перевал, когда даже в августе там было +10. Поэтому коснуться истории и сохранить память об этом событии для меня, конечно, было важно и интересно.
- Вы что-либо знали до этой работы о князе С.М. Голицыне?
- Я знал, что это древний и большой род, представители которого создали многое, чем мы пользуемся до сих пор: от дворцов, ставших музеями, до заводов, работающих до сих пор. Интересно, что одной из моих ассистентов в этом проекте была молодой скульптор Ксения, родом из Пермского края.
- А об истории иконы Влахернской Божией Матери из Кузьминок?
- Это чудесная, древняя и очень душевная икона стала открытием для меня.
Икона Влахернской Божией Матери из Кузьминок
До этого с ранними иконами я сталкивался только на Кипре, где в период арабского халифата не было иконоборчества и многие произведения раннего христианского искусства сохранились. Влахернская икона чем-то близка тем ранним, архаичным, но особенно подлинным образам. Усадьба Кузьминки, где находилась икона в
Храме Влахернской иконы Божией Матери - отдельная история и я очень ценю это место, связанное с Голицыными и со швейцарским архитектором Доменико Жилярди. Конечно, творчество Д. Жилярди в России - это отдельный разговор.
- Расскажите о Вашей работе над доской, какие возникли сложности и каковы были ваши творческие решения?
- Сложность это всегда, для меня лично, в начале почувствовать масштаб окружающего пространства. Однажды я долго просидел один в швейцарской долине. Мы с друзьями приехали на празднование 1 августа, национального дня Швейцарии, было много народа, много палаток и столов, было весело. Но мне почему-то захотелось отойти на край долины. И побродить одному, посмотреть на череду гор, уступов, равнин. Я не знаю сколько времени там провёл, но впечатление от огромного сложно устроенного пространства и от чередования осыпей, пастбищ и вершин - запомнились. Возможно, в работе мне помогали эти воспоминания. Пространство, точнее ощущение пространства, это самое главное для скульптуры, неважно небольшая статуэтка, публичный объект или инсталляция.
Творческий процесс создания мемориальной доски в честь князя С.М. Голицына (1843-1915), скульптор П. Игнатьев
- Удивительно, но вы связаны со Швейцарией и Россией через Истрию: памятник Доменико Трезини, теперь мемориальная доска создателю Суворовского Альпийского креста, который теперь, надеюсь, будут также называть Голицынским...
- Да, Тичино самым странным образом связан с Петербургом сотнями связей: знаменитая статуя Спартака в Лугано происходит из виллы Фон Дервизов, известной петербургской семьи промышленников и меценатов. В Лугано жил писатель Боборыкин -изобретатель слова «интеллигент». В петербургской мастерской я делаю различные объекты, их сейчас наверное около 15 , про разных персонажей из Тичино. Одна из моих любимых историй - не состоявшийся «луганский конгресс», когда три создателя «Русских сезонов», Бенуа, Дягилев и Фокин, так и не встретились на озере в Лугано, а долго собирались.
Скульптор Павел Игнатьев, автор памятника Доменику Трезини в Санкт-Петербурге
- К сожалению Вы не смогли приехать на торжественное открытие доски в сентябре 2019 г., что бы Вы хотели пожелать всем «суворовцам»?
- Несмотря на войну, на все грязные, ужасающие и кровавые обстоятельства которые ей сопутствуют, А.В. Суворов оставался милосердным к человеку - кормил и не бросал 3.000 пленных французов, тащил их с собой. В отличии от многих военноначальников того времени он расплачивался за все взятые у местного населения припасы, и, главное, берег своих солдат. В его походах были очень низкие санитарные потери - солдаты не погибали массово ни отдизентирии, ни от голода. Поэтому хочу всем пожелать, чтобы мы так же относились к друг другу бережно, а «Науку побеждать» применяли бы только в мирных целях.
С Павлом Игнатьевым беседовала Ильина Юлия