Нохур - живой свидетель истории туркмен

Sep 08, 2024 18:58





Я живу в анклаве, у которого очень узкая и ограниченная связь с миром. Не потому, что он в горах располагается, а потому, что его отличительная черта, как народа - обособленность. История Нохура - это ассимиляция всего самого доброго и добродетельного, что есть у древних и "новых" туркмен; и чудовищно глубоко, опять же, на генетическом уровне, мафиозно-торгашеского мышления и традиций ведения дел, от сартов, и только слабые признаки существования связи с язырами и али-эли, которые, по моему мнению, несомненно являются пра-родителями нохурцев.

В генах его жителей, скорее всего, можно обнаружить связь с (в порядке от больших к меньшему) али-эли (11-й век), туркменами первыми (языры - с 8-го века), туркменами-беглецами из Хорезма с 13-го века, арабами, туркменами-текинцами (с 18-го века), курдами и персами, которые в малом количестве, но постоянно (на протяжении существования Хорасана и Хорезма) проживали здесь, хивинцами (с 8-го века), сартами-бухарцами, еврями, казахами, и даже русскими (сведения не проверенные, но один род называется müjük, потому что, как говорят, произошел от русских беглых рабов).



Очень важно отметить: нужно иметь ввиду, что до самого последнего времени, до влияния новых религиозных течений, принесенных ахунами из Египта, Ирана и Турции, родовая принадлежность сохранялась и отличалась полным отсутствивем межродовых родственных связей. И только в последнее время, скорее из-за новой интерпретации адата и мощных усилий по обработке сознания молодежи о "заблуждениях" предков и "чистой религии" (что в конце концов было отвергнуто), начали появляться смешанные браки. До 2000-х все было как заповедано Кары-Алов-Пиром, который выдал Юлдуз-Хану, предку али-эли, петтен (грамоту, разрешение), в котором было указано, что али-эли могут брать себе в жены и из других племен, но своих дочерей не должны отдавать замуж в другие племена.

И другие традиции в Нохуре скорее али-элинские, прямо как по преданиям старцев из Каахка.

Язык нохурцев не однообразный. Нохуры всех новых поселений имеют много заимствованных слов других тюркских и семитских народов; в самых больших и древних селах новые слова пришли больше из русского языка. К примеру, ülwänit (инвалид), şülhä (шелуха зерен пшеницы). Интересно, как разнятся заимствованные выражения в больших селах и малых родовых хуторах. Например, в Старом Нохуре выражение "на всякий случай" звучит как wsäkym sluçym; а мой помощник из хутора Патмаюрт говорит "wehhhseki lüççy". Я искренне смеюсь всякий раз. когда мой партнер по саду, тоже родом из Патмаюрта, увидев плоды красной смородины первый раз, и то, как они сверкают на солнце, с тех пор зовет этот сорт смородины "atyržatyl" (отражатель).

География Нохура - центр, Старый Нохур, как и название, отражает его пестрость. "Но" значит девять; "хур" значит поток, ручей. Старый Нохур стоит на месте, где сливались когда-то самые большие потоки - Агач-дере, Хур-хури, Гыз-Биби и Дейдер. Эта вода шла на север. Динг-дере, Севутлы, Севур, Айы-дере - на запад. И Арваз выходил на восток к Дуруну - первой столице древних туркмен.



Культура и обычаи - без единого следа кочевников, кроме внешних атрибутов, лаконичны и связаны исключительно с ведением дел собственного рода, и только поверх этого, "для сообщества правоверных", всякая добродетель, особенно по отношению к бедным.

Его ведущие роды берут начало от языров, сразу после того, как они стали гарадашлы, в 9-веке (мое предположение, основанное на сведениях Происхождения Туркмен Абуль-Газы), а так же али-эли и шихов (арабов), и имеют соответствующее традиционное уважение у народа, но как и гарадашлы у туркмен Атека и всего Ахалского оазиса, не самые богатые, хотя имеют решающий голос при разделении пастбищ, воды и освоения новых земель. На протяжении 12-ти веков, в Нохуре образовались или обосновались более 30 других родов.



И кто бы не говорил о том, что нохурцы не похожи на туркмен, они ужасно ошибаются. Нохурцы сегодня - это самое полное отражение во всех смыслах того, что такое туркмен. Особое расположение анклава позволило сохранить традиции и социальный уклад. А родственники моего друга, Халмырада, до сих пор частью соблюдают адат по поводу выбора невест.

Нохур - это только часть огромного сообщества племен, связанных друг с другом адатом, петтенами, традицией - мюрчели, али-эли, сюнчели, арвап, юзбаши, и многих других племен первой и второй миграции туркмен в место на Земле, которое называется сегодня Туркменистаном. Как бы не была удивительна и богата на события его история, Нохур может послужить только примером того, как много еще не открыто многим и многим соотечественникам об истории нашего народа! Я об этом в следующем посте напишу, которым будет началом повествования моих открытий истории края. Это будет публикация о Дуруне - первой столице туркмен, к которому и относился Нохур. Я не автор, я просто приведу статью Б. А. Литвинского и В. Г. Мошковой "Изучение Така - Языра, Дуруна" из сборника "Труды ЮТАКЭ Том 1 - Ниса, Мерв, Дурун, Шехр-Ислам и Геок-Тепе (1949)".

Previous post Next post
Up