Сначала скажу про то, что считают несомненным достоинством фильма - визуальную часть. Есть такая почти нерешаемая средствами компьютерной графики задача, как адекватная анимация человеческих лиц. У нас в лицах какое-то безумное количество мелких мышц, сочленений и складочек, движение которых демонстрирует ту самую непередаваемую гамму ощущений, мыслей и эмоций, которые называют актерской игрой. Человеческое лицо это первое, что начинает различать ребенок в жизни и совершенствуется в этом всю оставшуюся жизнь, поэтому даже если человек не искушен в технике и теории он все равно почувствует, что "что-то тут не то".
В мультфильмах эта проблема решается просто - эмоции утрируются и огрубляются, лаконично передаваясь теми средствами, какие есть. Кэмерон пошел другим путем, просто забив на передачу эмоций вообще. Ладно бы еще если бы было сказано, что типа наши эльцы такие невозмутимые индейцы, что мимика у них находится в зачаточном состоянии, нет, эмоции есть, просто они примитивны и неестественны. Посмотрите любой скриншот или даже рекламный плакат, уже на них запечатлено состояние, глядя на которое любой здравомыслящий человек воскликнет "Не верю!".
Из этой проблемы следует еще одно нехорошее обстоятельство. Наши эльфы начисто лишены мышц вообще. У них вроде бы нет подкожной жировой прослойки, но и рельефа мышц совершенно не просматривается, кроме самых общих очертаний. Причина такого решения понятна - мышцы пришлось бы анимировать соответствующим образом, чего делать неохота, вот на низ и забили. Однако человеческий глаз таки ожидает увидеть нормальную анимацию сгибающихся тел, которой нет. Нда.
Далее, в реальном мире есть такая штука, как масса. Игнорировать этот факт могут только самые тупые мультфильмы, ну а также Джеймс Камерон. Все я думаю видели замедленную сьемку боксерских ударов и что происходит при этом с мягкими тканями. Тела эльфов лишены даже намека на инерционность, они абсолютно упруги и невесомы. Особенно смешно этой видно на совершенно влитых в тело пластмассовых грудях эльфиек. Причина снова очевидна - это же дополнительных геморрой для проработки.
Инерционность отсутствует не только в движениях персонажей, но и камеры. Это не только мое наблюдение, люди хоть примерно сведущие в технологиях компьютерной графики еще по трейлерам сказали "Это какая-то фигня!" и были правы. В материальном мире камера не может быть намертво и неинерционно привязана к обьекту слежения. Но Камерону на это плевать, посмотрите любой ролик с полетами на ящерах.
Далее более прозаично, уже не раз говорили (
вот например) что в дизайне персонажей и мира нет ничего нового, есть только слитые воедино элементы окружающей нас природы и заимствования из всевозможных книг и компьютерных игр. Летающие острова? Пардон но они лет семнадцать назад были в игре Myst. Футуристические вертолеты просто копии летательных аппаратов из игрушки Cyberia шестнадцатилетней давности. Весь мир эльфом вместе с ними самими целиком позаимствованы из World of Warcraft (меня вообще на протяжении всего фильма не оставляло ощущение, то я смотрю рекламный ролик этой игры). Да, у этих парней смешно светятся прыщи, в в воздухе летают клевые трехмерные медузы, но этом слабовато для уникального мира. Относительно оригинальными можно назвать животных, вот они лично меня впечатлили. Это все конечно не самое страшное в жизни, однако снова приводит к уже не раз озвученному выводу - Камерон опять пошел по пути наименьшего сопротивления.
Чтобы убедится, что на это все именно наплевали достаточно посмотреть вот этот ролик, в котором упомянутые проблемы в большинстве успешно решаются. Ролик 2004го года, бюджет которого, я полагаю, исчисляется десятками тысяч долларов:
Click to view
Окей, теперь собственно про кино. Для разнообразия не буду говорить о вторичности и предсказуемости сценария, в мире есть масса отличных фильмов со сценариями и побанальней, тот же Титаник тоже далеко не семи пядей во лбу, однако почувствуйте разницу. Дело ведь не в сценарии, а в том как он подан. Драматическая ценность Аватара исчисляется отрицательными величинами, и причин на мой взгляд для этого три. Во первых, в этот мир просто не веришь, о чем уже сказано выше.
Во вторых, отвратительная, как ни странно, режиссура как таковая. Где блин любовная история?? Где взаимоотношения персонажей? Весь фильм нам показывают страдания инвалида, да, инвалиды страдают (какого хрена кстати вообще там делает инвалид?!), но разве фильм об этом? Поступки героев не смотря на весь пафос совершенно немотивированы, эмоциональной нагрузки никакой (хотя допускаю это личная интерпретация пластмассового мира). "Индейские" байки о любви к природе поданы так, будто их и нет вовсе. Плюс куча бреда в деталях, эльфы то говорят по человечьи, то не говорят, оружия у них то нет, то есть, одежда появляется и исчезает. Интерфейс взаимодействия с природой показали в начале и больше не использовали. Идиотский комиксообразный предводитель американской военщины, в моем восприятии фильма это только плюс, но для "серьезной" атмосферы это весьма разрушительный персонаж.
Ну и в третьих, уж пардон, есть такая самая страшная штука в драматургии, когда завязанный конфликт развязывается вмешательством того, чего в действии еще не было. Мать сыра земля, Господь бог, Инопланетный Сверхразум, Сверхспособности Супергероя, если эти элементы появляются в финале произведения как рояль в кустах, значит все, туши свечи сливай воду, все ОЧЕНЬ ПЛОХО. Тут, правда, можно сказать, что этот элемент вообще в фильме необязательный, что введен только для пущего драматизма, мол все вместе эльфы все-таки слили, но Природа им помогла, могли бы просто сами выиграть да и все, но если действию не хватает драматизма чтобы его нагнетать таким образом, значит дело уже провалено.
Итого, возникает вопрос, а в чем собственно тогда заключается тот самый прорыв, о котором все вокруг твердят (за исключением прорыва за планку в миллиард долларов сборов для 3д фильма, который (прорыв) приближает всех нас к счастливому трехмерному будущему)? У меня есть подозрение, что прорыв именно в массовом наплевательстве на детали, которые я перечислил в первой части. Если раньше какие-нибудь Трансформеры все-таки пытались остаться в рамках приличий, максимально маскируясь под реальность, то теперь необходимость в этом отпала, "пипл хавает". А вот это, на мой взгляд, очень хреновые последствия, которые завалят нас массой компьтерной халтуры уже в ближайшем будущем.
З.Ы. Уезжаю сейчас на тимбилдинг, поэтому на каменты (если будут) смогу ответить только вечером скорее всего