Коммуникативная сторонa

Nov 14, 2019 19:44

+ «мысль никогда не равна прямому значению слов» (Выготский).
+ «... есть ложь», Прутков,
+ Не поймите меня правильно...

1     Коммуникативная сторона общения 
На самом деле, коммуникативная, перцептивная и интерактивная - всегда вместе.
В узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации», между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих «на одном языке», являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения.

+ Мой практикум по методу наблюдения?
+ http://psyera.ru/2393/kommunikativnaya-storona-obshcheniya -

1. Невербальный контакт. Профессиональное установление, поддержание, использование, выход.
Важность невербальных компонентов общения для достижения взаимопонимания, доверия, контакта, раппорта.
Виды невербальных сигналов : Чтение невербальных посланий; элементаристский, синтагматический, целостный способы.
Установление невербального контакта: подстройка, сопровождение, лидирование, управление.
Упражнения на установление невербального контакта:
Игра «глаза», «Зеркало», “Опора”, Присоединение к дыханию, Лидирование (в контакте рук), «Подстройка к позе», “Выражение чувств ”, “Контакт лопатками”, Глазодвигательные реакции (Глазные Сигналы Доступа),
(поза, мимика, жесты, праксемика, цвет кожи и глаз, запах, невербальные характеристики речи и т.д.   «Зеркало». Выполняется в парах. Партнеры стоят лицом друг к другу. Один из партнеров - ведущий - совершает движения. Другой - "зеркало" - в точности и одновременно их повторяет. Затем партнеры меняются ролями. В контакте лопатками - спина к спине. Цель - установление доверия.)

Поэтому у общающихся должны быть не только идентичные лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.
+ коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социально-психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут быть связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся - застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной неприязни или недоверия.
+ Информация, исходящая - побудительная (побуждение, интердикция, активизация, дестабилизация) и констатирующая.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, при этом не предполагается непосредственное изменение поведения. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения элементов явного убеждения. Убедительность - это способность формировать убеждения, т. е. «осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями». Факторы, повышающие убедительность сообщения, изучались и в отечественной социальной психологии, и в зарубежной.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. различают вербальную и невербальную коммуникации (Андреева Г. М., 1998).

При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используют человеческую речь. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:
- значение и смысл слов, фраз; важную роль играют точность употребления слова, его доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, точность произносимых звуков, слов, выразительность и смысл интонации;
- речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи;
- выразительные качества голоса - характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» и др.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т. е. смена «говорящего» и «слушающего», когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид общения представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит обогащение, развитие информации.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Существует несколько подходов к разделению жестов на группы. К первому из них относится разделение жестов на выразительные в зависимости от их роли в коммуникативном процессе:
1. Жесты-«иллюстраторы» - это жесты сообщения: указатели («указующий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («Вот такого размера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты-«биты» (жесты-отмашки); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
2. Жесты-«регуляторы» - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
3. Жесты-«эмблемы» - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания».
4. Жесты-«адапторы» - это специфические привычки человека, связанные со стремлением установить контакт: касания, похлопывания партнера по плечу, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)
5. Жесты-«аффекторы» - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Другая классификация жестов, предложенная А. Пизом (2001), представляет практический интерес для наблюдателя, поскольку позволяет по неконтролируемым или слабо контролируемым движениям узнать скрытые намерения или эмоциональное состояние человека:
1) жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
2) жесты нервозности, неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула перед тем, как на него сесть, и др.;
3) жесты стремления к самоконтролю - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
4) жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
5) жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
6) жесты расположения к собеседнику - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
7) жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
8) жесты неискренности - прикрытие рукой рта; прикосновение к носу как более утонченная форма прикрывания рта, свидетельствующая либо о сокрытии истины, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.
Следует отметить, что нюансы, которые придает включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации, оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах.

+ от медиков:
г) наличие коммуникативных барьеров. Барьеры имеются, прежде всего, социальные. Имеются в виду социальные группы, которые находятся либо в конфликтных отношениях, либо имеют разные взгляды;
д) психологические коммуникативные барьеры:
-      индивидуальные психологические особенности партнера, которые нарушают коммуникацию;
-      особенности поведения (дисквалификация высказывания партнера - это, например, непонимание фразы; прямое толкование сравнения; приписывание партнеру того, что он не говорил; утаивание паттерна информации, необходимой для данных отношений; жесткие установки по поводу того, каким партнер должен быть);
-      рассогласование вербальной и невербальной информации.
Гипотеза Бейтсона: те дети, которые часто попадают в ситуацию двойного смысла, подвергаются опасности шизофрении.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование  информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушанья декодирует эту информацию.
Структура коммуникативного акта.
Самая простая модель принадлежит Янушек: К - С - Р.
К - коммуникатор, тот, кто передает информацию; С - сообщение; Р - реципиент.
Модифицированная схема передачи и восприятия сообщения:

Смысл       Кодирование       Текст
Интенция                                                                             Декодирование;
                                                                                             Раскрытие смысла
       К                                   Сообщение                                       Р

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т. к. «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее сознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.
Прикладной подход. Схема Ласуэла.
Коммуникативный акт включает в себя коммуникатора, текст или сообщение, канал передачи, аудиторию и эффективность. (Для СМИ - пресса).
Исследование убеждающей коммуникации.
Рассматривают отдельно фигуры К и Р и характеристики этих персонажей, которые способствуют или затрудняют коммуникацию.
Коммуникатор - для эффективной коммуникации необходимы следующие характеристики:
-      привлекательность;
-      кредитность;
-      прямота;
-      частый контакт глаз;
-      скорость речи;
-      не заинтересованность в передаваемой информации (личная выгода).

Отечественные исследователи исследовали способы включения коммуникаторов в контакт:
1. Авторитарный - вытесняет из сознания Р его собственное содержание (лекция, реклама и т. д.). Предполагает монолог, особое положение в пространстве К и Р. Авторитарное включение имеет смысл применять в тех случаях, когда нам необходимо добиться быстрого эффекта, но краткосрочного по действию.
2. Диалогическое включение. К и Р выступают как собеседники. Отсутствие особого расположения в пространстве, равные возможности высказывания. Персонифицирует свои высказывания, т. е. дает свое личное отношение. Самораскрытие К перед Р. Эффект отсрочен, но более длителен.
2. Конформное включение - несостоявшееся включение. К и Р существуют сами по себе.
Реципиент:
1.    позитивный эмоциональный фон;
2.    отвлечение его внимания (реклама, концентрация внимания на пирамиде и т. д.);
3.    обращение к личным проблемам и страху.

Невербальная коммуникация - исследуется в первую очередь структура. Делится на системы и подсистемы.
1.    акустическая:
-      экстралингвистика (неречевые включения в речь: смех, плач, пауза, кашель…)
-      просодика (паралингвистика) включает в себя рассмотрение темпа речи, тембра голоса, вокализацию.
2.    оптическая:
-      кинесика (мимика, жесты, поза, походка, физиогномика - строение черепа и тела);
-      контакт глаз.
3.    тактильно - кинестизическая:
-      таксика (прикосновение): статические (рукопожатие) и динамические (поглаживание).
4.    альфакторная (система запахов) - запах косметики и запах тела.
5.    проксемика:
-      пространственно - временные отношения (дистанция общения: интимная - 0 - 6 с; личные - 50с - 1,5 м; социальные - 1,5 - 4 м; публичные - 4 - 7 м);
-      ориентация и угол между общающимися;
Временные характеристики - хронотропы - устойчивые сочетания пространственных и временных характеристик, которые запускают определенные виды поведения (например, хронотроп вагонного попутчика).

2     Интерактивная сторона общения                             6 ч.                
Интерактивная сторона общения - взаимодействие людей, непосредственной организацией их совместной деятельности.
Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деятельности.
В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения взята за исходный пункт всякого социально-психологического анализа:
Г. Мид - символический интеракционизм - становление «Я» происходит в ситуациях общения, которые понимаются не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятельность. В процессе совместной деятельности формируется личность, осознавая себя, причем не просто смотрясь в других людей как в зеркало, но действуя совместно с ними.
К. Томас и Р. Килменн, о возможностях и типологии совместной деятельности - пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; конкуренция, противоборство; сотрудничество; компромисс.

- Основу классификации составили два независимых параметра:
1. Степень реализации собственных интересов, достижения своих целей.
2. Мера, в которой учитываются и реализуются интересы другой стороны. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса - Килменна (см. схему), позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. При таком стиле предполагается тенденция ухода от ответственности за решения. Данное поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Конкуренция (противоборство) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власти, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения: предполагаются жесткая позиция по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Сотрудничество означает, что индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
При конкуренции и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая то, что при разрешении конфликта предполагается устранение причин, его породивших, можно сделать вывод: только стиль сотрудничества поможет реализовать данную задачу полностью. При уклонении и
приспособлении разрешение конфликта откладывается, а сам конфликт переходит в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.
В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения разрешения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и о том, что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой для формирования новых конфликтов и не привело к расширению зоны конфликтного взаимодействия.
Идеальной же является стратегия окончательного разрешения конфликта, суть которой состоит в поиске и устранении его причин в рамках добровольного сотрудничества сторон. Такая стратегия выгодна всем. Во-первых, она превращает оппонентов в партнеров. Во-вторых, проблема не загоняется вглубь, а перестает существовать вообще. В-третьих, приобретаемые сторонами выгоды превышают те, которые могли быть получены при любой другой стратегии. В основе этой стратегии лежит отношение к конфликту как к нормальному явлению.
Андреева И.В., Социальная психология

+ Внимание
Previous post Next post
Up