О членстве

Oct 08, 2014 12:10

как-то раз, не позже 2010 г., поговорили между собой ростовчане: Эмиль Сокольский (член Союза писателей ХХI века с 2011 г.) и Борис Вольфсон (в 2010 г. принят в Союз российских писателей как поэт). А теперь беседа обнародована на многих интернет-ресурсах - см., например: Сокольский Э. Дневник как проза // Зинзивер. 2014. № 7 (63).

Фрагмент "Дневника", озаглавленный "ВСЁ РЕШИТ ДОКУМЕНТ"Ростовчанин Борис Вольфсон прислал мне письмо:

«…Я сочинитель стихотворных текстов, которые, быть может, и не имеют никакого отношения к настоящей поэзии… Те, кто все же добровольно меня почитывают, частью хвалят, частью ругают. В общем, нет здесь никакой ясности.
Тем не менее, я подал заявление о вступлении в Союз российских писателей и даже был принят на общем собрании членов ростовской региональной организации. Так что теперь, как только Центральное правление в Москве утвердит мой прием, я стану настоящим поэтом. Во всяком случае, у меня будет на этот счет удостоверение, официальный, так сказать, документ…».

Поскольку надо было что-то ответить, я не без высокопарности ответил:
«Членства - это социальные игры, которые смертны. Дело писателя - текстами пролагать себе тропу в Вечность. Забудьте о всяких членствах, с присущей Вам иронией. Живите Словом и только Словом, ибо только оно может за Вас свидетельствовать. Любые тесные “творческие” связи с местным “литературным” миром пойдут только во вред. Для большинства наших членов членство - это как для уэллсовского человека-невидимки бинты, которыми он обматывался, чтобы быть видимым. Но наши, ростовские бинты хороши в комнате регионального Союза писателей, в местной тусовке, в закусочной, в пивной, в квартире на кухне. Цельтесь выше!»

Позиция "Подлинность поэта определяется документом", к сожалению, была и остается популярной. Есть такая современная высокая абстракция - термин "ключевая фигура". Он активно использовался, в частности, А. Э. Скворцовым (Казанский федеральный университет) и И. О. Шайтановым (РГГУ) на семинаре «Языки современной поэзии» (Ростов-на-Дону, сентябрь сего года). Ключевые фигуры - это не те, кто хорошо пишут, не те, кого помнят после смерти, и даже не совсем те, за кем толпой идут подражатели. Это те, кого всем нам нельзя не учитывать. Согласно мнению А. Э. Скворцова, чтобы стать ключевым, необходимо любыми способами оказаться в области пересечения трех множеств:


1. Кого печатают сразу несколько толстых журналов?
2. О ком отзываются критики?
3. Кому критики, филологи, редакторы и прочие организаторы присуждают дипломы на конкурсах и премии?

По определению, средства достижения перечисленных благородных целей связаны с качеством произведений лишь весьма опосредованно. Однако (и здесь кончается вольный пересказ чужого доклада, а начинаются мои субъективные ощущения) членский билет СРП с понятием "ключевой фигуры" и всеми обременениями этого высокого статуса не связан, к счастью, никак.

Что же касается социальных игр, то я соглашусь, пожалуй, с Э. Сокольским: членство - это они и только они. Но игра игре рознь. Причудливая метафора "бинтов" на простой разговорный язык переводится приблизительно так: социальная игра - это всегда самоутверждение и самовосхваление в бОльших или меньших масштабах. Если мыслить в такой ситеме координат, то масштабы страны (см. "ключевую фигуру") - это больше и, стало быть, приятнее, чем масштабы области.

Я бы могла, наверное, долго объяснять очевидное: какие бывают формы социализации помимо самоутверждения. Кстати говоря, некоторые из этих форм почти невозможны на страницах толстого журнала, малоуместны в пивной, зато (если у вас, конечно, есть силы, знания, минимум доброжелательности к людям... и нет привычки публично выбрасывать их книги в мусорный ящик) становятся доступны среди земляков, в любой районной или городской библиотеке. Но мне вовремя пришло на ум замечательное стихотворение Агнии Барто, в котором эта мысль была выражена более чем внятно до возникновения всех ныне функционирующих в России союзов писателей.



О человечестве
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.

Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!

Пока еще он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь?)
Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!

Может быть, ростовские формы вписывания члена СРП в общество (во многом, если не во всем аналогичные вологодским, ставропольским и любым другим) станут еще чуть понятнее из нескольких следующих постов в "Аквилоне".

UPD. Посты о том, как социализируются:
  1. Е. П. Гонзалез-Гальего (регулярно, раз в два месяца), Мария Манакова, Людмила Бурцева, Людмила Шутько (21 сентября вняв призыву Е. П. Гонзалез-Гальего). Заодно можно: почитать об организации инвалидов в Ростовской области.
  2. Л. Ф. Волошинова и Н. С. Атланова (по мере выпуска сборников ЛитО "Созвучие"), М. В. Манакова (в форме присутствия на страницах одного из сборников). Заодно можно: познакомиться с ростовскими объединениями литераторов-любителей.
  3. Снова Л. Ф. Волошинова (начиная с 2013 года и до сегодняшнего дня почти без отдыха). Заодно можно: заинтересоваться ростовским Городским садом.
  4. Е. П. Гонзалес-Гальего, М. В. Манакова, Г. Г. Ульшина, Л. Г. Бурцева, Л. Шутько, Н. М. Скрёбов, Ф. М. Ошевнев, А. Н. Триандафилиди и наверняка много других (раньше - сезонно, а скоро, кажется, ежемесячно). Заодно можно: мысленно побывать на мастер-классе в рамках конкурса-фестиваля.
  5. С. В. Сутулов-Катеринич (по три раза в месяц - ну и что, что в Ставрополе?). Заодно можно: почитать стихи и прозу авторов далеких и близких во времени и пространстве - все они опубликованы в альманахе "45-я параллель".

земляки, ссылки, журналы, Борис Вольфсон, классика, заметки

Previous post Next post
Up