Renault 36R TRC

Mar 16, 2014 15:52




Перед Второй мировой войной компания «Рено» была родним из самых мощных автопроизводителей Франции с широкой номенклатурой продукции от легковушек до тяжелых грузовиков и автобусов. Огромные парижские заводы, расположенные на берегу Сены (в Бийянкуре), собирали десятки тысяч машин в год. Кроме мирной продукции здесь изготавливали и военную - например, знаменитый танк Renault FT17 был разработан и выпускался именно здесь. Луи Рено, владелец компании, с 1918 участвовал практически во всех конкурсах, объявляемых французской армией на проектирование и поставку техники различного назначения. Участвовал он и в конкурсе на легкий бронированный тягач-транспортер, предложив на него свой Renault UE. В октябре 1931 года, на заседании ССА (Conseil Consultatif de l'Armement - консультативный совет по вооружениям), было принято решение начать производство эти машины под армейским обозначением Chenillette de ravitaillement d'Infanterie Modele 1931R.

Renault Chenillette в различных модификациях выпускался до поражения французов в июне 1940 года. За весь период производства было изготовлено 5158 единиц этих многофункциональных бронемашин. Большая их часть после поражения попала в распоряжение немцев и достаточно активно использовалась в «Вермахте» и «Люфтваффе», в том числе и на Восточном фронте. Сами заводы «Рено» оказались под контролем Берлина, а на ключевых должностях были расставлены люди из компании Daimler-Benz. В ответ Луи Рено проявил лояльность и покладистость в отношениях с немцами, притом, что его позицию поддержал сам Лаваль. Таким образом, завод в Бийянкуре стал для Рейха крупным поставщиком грузовых автомашин различной грузоподъемности, а также основной ремонтной базой трофейной техники. При этом французские поставки включались в репарационные списки, утвержденные франко-германской согласительной комиссией в Висбадене.

Постепенно позиции Луи Рено становились все более прочными - важность сотрудничества с французами признавали даже в Daimler-Benz. Именно фирма Renault первой отказалась принимать фантики оккупационной валюты и обесцененные франки - с лета 1941 года вся продукция для Германии продавалась по «рыночным» ценам за немецкие марки. «Бошам» пришлось покупать, ведь даже в таком формате большинство французской продукции было дешевле германских аналогов и качественней любой другой европейской техники. Опять же, в этом вопросе Луи Рено поддерживало парижское правительство, в тяжелые для компании моменты выкупая ее продукцию и подпитывая субсидиями. К началу 1942 года Renault прочно встает на ноги и постепенно превращается в мощный конгломерат предприятий, производящих множество видов продуктов, от самолетов и танков до синтетического топлива. При этом сотрудничество с немцами, в том числе и Daimler-Benz, выходит на новый качественный уровень.

Работали специалисты компании и со своими «танкетками» Renault UE/UE2 на германской службе. В Бийянкуре эти легкие тягачи проходили капитальный ремонт, получали запасные части, здесь же Chenillette переделывают в специальные машины для нужд своих новых хозяев. Парк примерно из тысячи немецких тягачей во Франции, плюс выезды ремонтных групп в другие страны, где используются французская техника - это был неплохой куш для Renault. Желая укрепить данное направление, Луи Рено возрождает довоенный проект модернизированного транспортера снабжения танков, который выпускался до войны под названием Renault 36R TRC (Tracteur de Ravitaillement pour Chars).



Renault 36R TRC

История этой машины начинается в 1934 году, когда не до конца довольные легким бронированным тягачом-транспортером Renault UE военные объявляют конкурс на его замену. Луи Рено также берет участие в этом конкурсе, предоставив на испытания прототип под обозначением ACD1. Это была небронированная гусеничная машина, в конструкции которой широко использовались узлы и агрегаты ее предшественницы, «танкетки» Renault UE. В первую очередь речь шла о шасси и двигателе. Ходовая часть имела 6 опорных катков на борт, сброкированных попарно в три тележки, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения и подвеску на листовых рессорах. Мотор, перемещенный в носовую часть машины радиатором вперед, представлял собой карбюраторный 4-цилиндровый Renault 85 объемом 2120 см3 и мощностью в 38 л.с. при 2500 об/мин. С ним транспортер мог передвигаться с максимальной скоростью 35 км/ч (28 км/ч с грузом и прицепом).

В передней части машины была установлена двухместная кабина, созданная на основе кабины 1,5 тонного грузовика Renault ADK. В ней находился укрытый кожухом мотор, но при этом оставалось достаточно места для механика-водителя и пассажира. На крыше кабины мог быть установлен прожектор, туда же была выведена выхлопная труба в защитном кожухе. При небольшом увеличении длинны машины в сравнении с Renault UE (на 35 см), новая компоновка транспортера позволила установить более вместительную грузовую платформу. Она получила металлические борта и предназначалась для перевозки боеприпасов, обычно ящиков с танковыми снарядами 75-мм, 47-мм и 37-мм калибров и патронами 7,5-мм общим весом в 822 килограмма. Также каждому тягачу-транспортеру полагался гусеничный двухосный прицеп UKR - аналог прицепа UK от Renault UE. Он был насчитан на 450-литровый бак танкового топлива, плюс мог вместить 18 канистр с маслом, 8 ящиков со смазочным материалом и инструментами общим весом 600 килограмм. Таким образом, общая грузоподъемность Renault 36R составила 1420 кг при весе самого транспортера без прицепа - 2700 кг. Также тележка снабжалась ручным насосом и шлангами для перекачки топлива.

Новый легкий транспортер Луи Рено был принят на вооружение французской армией в 1936 году. Заказ был выдан на 260 машин, но производство разворачивалось достаточно медленно - первый серийный экземпляр был показан в Венсене только 24 января 1938 года. К августу 1939 года было собрано всего 12 транспортеров, а производство всех 260 экземпляров в Бийянкуре не было завершено даже на конец января 1940 года. Неспешность развертывания выпуска лежала целиком на совести компании-производителя, но на темпы сборки также косвенно повлиял тот факт, что транспортер «Рено» занимал вторичное положение по сравнению с программой производства транспортера Lorraine 37L и особых перспектив не имел. Всего же на момент подписания Перемирия французские войска успели принять 242 Renault 36R, большинство из которых досталось немцам в качестве трофеев.



Трофей

Новые владельцы оказались вполне довольны таким приобретением, используя Renault 36R так же как и Renault UE/UE2, по всей Европе, в том числе и на Восточном фронте. Французы постепенно стали брать подряды на ремонт своей бывшей техники, а осенью 1941 года, когда обозначились первый транспортные проблемы на оккупированной территории СССР, Луи Рено решил возобновить для немцев производство Renault 36R. Клиент, как говорится, «созрел» -  советские дороги с наступлением осени превратились в грязевые реки, в которых беспомощно барахтались и бессмысленно жгли драгоценный бензин сотни разномастных грузовиков «Вермахта». Нельзя сказать, что Renault 36R со своими узкими гусеницами идеально подходил для таких условий, но все же являясь по грузоподъемности легким грузовиком, он на порядок превосходил любой из них по проходимости. Таким образом, зная о сложившейся ситуации не понаслышке - кроме различных технических групп на Восточном фронте действовала еще и французская добровольческая бригада «Триколор» - месье Рено предложил немецким представителям возобновить на своем предприятии производство легких гусеничных транспортеров для поставки в «Вермахт».

При этом Берлину предлагалась новая модификация Renault 36R, получившая несколько конструктивных отличий в сравнении с предыдущей. Основные изменения претерпела ходовая часть: теперь изначально рассчитанная на эксплуатацию в условиях Восточного фронта она была усилена и снабжена более широкими гусеницами. Это позволило значительно повысить проходимость транспортера даже с полной нагрузкой за счет меньшего удельного давления на грунт. Усовершенствованный 4-цилиндровый двигатель Renault теперь выдавал 46 л.с. и был адаптирован для работы на низкокачественном топливе. С этим мотором максимальная скорость машины приблизилась к 40 км/ч, что для такой техники было вполне достаточно. За счет более компактного радиатора удалось увеличить емкость бензобака - его больший объем не только компенсировал несколько возросший расход топлива модернизированного мотора, но и позволил поднять дальность хода с 130 км до 180 км на одной заправке. Для борьбы с пылью двигатель получил более продуктивный фильтр.

Учитывая большой опыт производства Renault 36R и относительно небольшие изменения в первоначальной конструкции, прототип нового легкого транспортера, получившего заводской индекс ACD2 был готов довольно быстро. Уже в декабре 1941 года он, после разрешения французского правительства, был продемонстрирован специалистам компаний Daimler-Benz и Alkett. На глазах делегации французская гусеничная машина бодро передвигалась по полигону в Венсене, показав запланированные технические характеристики и в целом понравившись как немецким инженерам, так и представителям «Вермахта», присутствующим на испытаниях полуофициально. Имея на руках их позитивные отзывы, проталкивать свою продукцию в Берлин отправился сам Луи Рено. Впрочем, гораздо более весомым, чем все немецкие отчеты, в его папке оказался другой документ - подписанное Лавалем согласие включить первую партию новых транспортеров в список французских репараций, отдаваемых «натурой». Фактически это означало, что Париж сам оплатит выпуск 50 единиц ACD2 и передаст их немцам практически просто так.



На немецкой службе

Такой «рекламный ход» укладывался в рамки франко-германских экономических соглашений, и при этом был очень желателен для немцев - последний год французы активно сворачивали практику отдавать репарации готовой продукцией. Теперь они предпочитали выплачивать репарационные платежи деньгами, а технику, продовольствие и сырье продавали по рыночным ценам. Хотя действительно «рыночными» эти цены, конечно, не были, все же Парижу был выгоден именно такой порядок вещей, притом, что все это оставалось в рамках уже упомянутых экономических соглашений. Теперь же французы предлагали поставить 50 штук ACD2 в счет репараций, но договор заключить на поставку 300 транспортеров - 250 машин немцы в дальнейшем должны были оплатить рейхсмарками по очень даже демократичной цене. В выигрыше оказывались все: Германия выгодно получала качественный продукт, Франция восстанавливала свою промышленность, а месье Рено зарабатывал деньги и кормил своих рабочих.

Все вопросы были решены достаточно быстро и уже в январе 1942 года в цехах завода в Бийянкуре приступили к выполнению заказа. Транспортеры серийной партии получили дополнительно железный ящик для запчастей и инструмента, крепившийся к левому борту за кабиной и полку для трех стандартных канистр - с правого борта. За качеством сборочных работ следили представители Daimler-Benz, которые при этом дали ни один дельный совет по улучшению технологии производства. С их помощью выпуск продвигался ударными темпами, и уже к марту 1942 года первая партия из 50 транспортеров со штатными прицепами отправилась в Германию. Они успели на Восточный фронт до весенней распутицы и были по достоинству оценены в немецких строевых частях. Машина хорошо себя чувствовала на мягких грунтах и уверенно двигалась по раскисшим дорогам даже с груженым прицепом. Низкий крутящий момент двигателя и гусеничный ход позволяли вытаскивать из грязи даже тяжелые грузовики.

Тем временем, так удачно начавшееся сотрудничество было поставлено под вопрос. Немецкая сторона не спешила приплачивать следующую партию ACD2, тогда как французы отказывались от ее передачи в счет репарационных платежей, требуя выполнения пункта договора об оплате продукции рейхсмарками. В дополнение к этому, в марте 1942 года, бомбардировщики союзников совершили налет на завод в Бийянкуре и, хотя усилившаяся ПВО Парижа сумела частично отразить атаку, разрушения были все же велики. Крайне расстроенный Луи Рено получил афазию, но рук не упускал. В сложной ситуации ему на помощь пришло правительство Французского Государства - Лавалем были выделены ресурсы на восстановление производства, а уже практически законченную следующую партию ACD2 решили выкупить для оснащения французской армии.

После поражения в войне 1939-1940 годов французы сохранили в своем распоряжении жалкие крохи техники. В Северной Африке оказалось всего два десятка транспортеров Renault 36R и до ста Renault UE/UE2. У Парижа не было материальных возможностей увеличить парк этих машин, хотя теперь перспективы этого имелись. Дело в том, что до войны производство транспортеров компании «Рено» сворачивалось в пользу более перспективного транспортера Lorraine 37L. После поражения было принято решение выпускать на базе Lorraine 37L бронетранспортер для моторизованных драгун, и ниша легкого транспортера-тягача вновь оказалась свободной. Под нее отлично подходил Renault 36R, но учитывая ограниченность средств Французского Государства и жесткий топливный лимит, его выпуск пока не начинали. Зато в Париже были не против продажи этой машины для нужд «Вермахта» - и производство оставалась на плаву, и денег можно было заработать.



Французская Renault 36R в Северной Африке

Только весной 1942 года первые 60 не выкупленных немцами ACD2 приобретаются для французской армии. Получив наименование Renault 41R, они отправляются на вооружение двух подразделений: 1-й легкой механизированной дивизии в Марокко (30 единиц) и Легиона «Триколор», развернутого к тому времени в моторизованную бригаду, на Восточный фронт (28 единиц). Еще две машины остаются во Франции для дальнейших испытаний. В войсках транспортеры были приняты очень хорошо. На территории СССР легионеры их использовали в подразделениях батальонных минометов, причем в кузове кроме 81-мм миномета помещались еще 4 человека расчета (пятый и шестой ехали в кабине), а в трейлере - 162 мины в ящиках и амуниция минометчиков. Минометная плита крепилась на наружной стороне заднего борта. В целом такой подход оказался очень удачным, существенно повысив тактическую подвижность минометных батарей французской добровольческой бригады.

С мая 1942 года вновь начинаются поставки ACD2 немецкой стороне - Берлин все таки выделяет необходимую сумму. Запущенное на полную мощность производство позволило не только оперативно собрать 250 указанных в договоре единиц транспортера для германской армии, но и отгрузить дополнительно французскому военному ведомству 41 Renault 41R. В дальнейшем компания «Рено» регулярно получала новые заказы для «Вермахта», одновременно, по остаточному принципу, удовлетворяя потребности французской армии.

В начале лета 1942 года Луи Рено предложил покупателям новую модификацию транспортера - модель ACD3 с частично бронированной кабиной. Вместо лобовых стекол она получила броневую плиту толщиной 7 мм с двумя большими, откидывающимися на капот, бронестворками. В закрытом положении наблюдение за дорогой осуществлялось через прорезанные в них окошки, прикрытые авиационным бронестеклом. Такие окошки позволяли вполне комфортно управлять транспортером в «боевом» положении. Получила кабина и двери из 5,5-мм стали, защищающие водителя и пассажира от обстрела сбоку (базовая модификация не имела дверей вообще). Они открывались назад и при необходимости могли быть закреплены в открытом положении параллельно корпусу (ящик ЗИП и полка для канистр были сдвинуты немного ближе к корме). Крыша кабины и капот не бронировались, зато защиту получил топливный бак, установленный под капотом справой стороны. Таким образом, было относительно надежно защищено главное - экипаж и мотор, размещенный в кабине. Визуально ACD3 не сильно отличался от своего предшественника, в основном более угловатыми формами кабины, а также наличием бронезаслонок и дверей.

Данная версия транспортера была запущена в производство с осени 1942 года. Во французской армии она использовалась под наименованием Renault 42R, и поступала в механизированные подразделения, как в метрополии, так и в заморских территориях. Наличие бронирования не повлияло на основные характеристики машины, одновременно повысив ее защищенность от огня легкого стрелкового орудия и попаданий мелких осколков. Немцы также оставались довольны продукцией компании Renault, постоянно возобновляя текущие заказы даже при условии полноценной оплаты французской техники рейхсмарками по справедливым ценам.


МФГ, Альтернативная Франция, транспортер, renault, Альтернативная история

Previous post Next post
Up