Оснащая свою моторизованную кавалерию разведывательной техникой, французы обращали внимание не только на колесные, но и на гусеничные бронемашины. Последние квалифицировались как «кавалерийские пулеметные машины разведки - AMR» и «боевые пулеметные машины - AMC». Львиная доля подобной техники эксплуатировалась в метрополии, но все же небольшая часть попала в колонии, первую очередь в Северную Африку.
Еще в 1932 году французские военные выдвинули спецификацию на разведывательную машину с массой до 3000 кг, запасом хода не менее 200 км и вооруженную одним пулеметом. Под эти требования фирмой Renault был спроектирован легкий танк «классической» компоновки, получивший название AMR 33. Он получил клепаный приземистый корпус и шестигранную башню, где в шаровой установке размещался один 7,5-мм пулемет Reibel Mle1931. Бронирование у танка было скромным (лобовой лист имел толщину 13 мм, а борта 10 мм), но если воспринимать данную технику в рамках французской концепции - как разведывательную бронемашину, только на гусеничном ходу - вполне сопоставимым с аналогами. В качестве двигательной установки на AMR 33 установили бензиновый двигатель Rheinastella мощностью 82 л.с. Ходовая танка, применительно на один борт, состояла из четырех опорных катков, два из которых были сблокированы в одну тележки, четырех поддерживающих роликов с и ведущего колеса переднего расположения. Как не странно, но рации «разведчику» не полагалось.
Хотя лимит веса был значительно превышен, AMR 33 мог уверенно передвигаться со скоростью до 60 км/ч по шоссе при весьма неплохой подвижности по пересеченной местности. Дальность хода составляла 200 км, что тоже полностью удовлетворяло военных. Менее привлекательным было слабое бронирование, недостаточная огневая мощь и перегруженность командира 2-х местной машины, но французская кавалерия все же санкционировала серийный выпуск, выдав заказ на 123 танка. Из них в Северную Африку отправили только 10 экземпляров, которые в боях с итальянцами не участвовали, а после Перемирия попали во 2-й Полк африканских конных стрелков. Формально, в составе этого подразделения, они приняли участие в Ливийской компании под общим командованием Роммеля, но на самом деле французы пошли на хитрость. Все AMR 33 доехали только до Линии Марет, где и были укрыты, а убыль техники списали на не боевые потери. Учитывая возраст и состояние танков, подозрения такие сведенья не вызвали, зато оборона тунисской границы теперь была дополнительно усиленна - доверия к вынужденным «союзникам» у галлов не было.
Осенью 1941 года 2-й Полк африканских конных стрелков был выведен из Ливии, вернулся в Тунис и разместился на Линии Марет. В его состав негласно вернули легкие танки AMR 33 и AMС 34, которые в тайне от наблюдателей Оси прошли капитальный ремонт и модернизацию. В частности все AMR 33 получили двухместную башню типа АРХ5 с 25-мм полуавтоматической пушкой и 7,5-мм пулеметом, 4-цилиндровый карбюраторный двигатель Renault, мощностью 180 л.с., систему фильтров для действия в пустыне, новые приборы наблюдения и танковые радиостанции ЕR 29. После восстановительных работ, обновленные AMR 33 вернулись в строй, причем по вооружению и общим тактико-техническим характеристикам они представляли собой вполне реальную силу для данного ТВД. Зимой 1941 года кавалерийские машины разведки получили пополнение из метрополии и были «выведены из тени» - французы, не признавая обмана, объявили наличные AMR 33 «восстановленными из резерва», теперь уже официально введя их в состав 2-го RСА.
Еще одной легкой гусеничной машиной служившей в Северной Африке был 10-тонный AMС 34. По французской классификации - боевой пулеметный танк. К сожалению, в колонии отправляли далеко не самую лучшую технику, и этот кавалерийский танк не был исключением. Его история началась в 1933 году, когда компания Renault приступила к разработке сразу нескольких легких гусеничных бронемашин, одной из которых и был будущий AMС 34. Проект готовился на основе узлов и агрегатов еще одного «кавалериста» - AMR 33, но так как AMС 34 нужен был для поддержки разведывательных танков, он получил более сильное вооружение и бронирование.
Ходовую часть AMС 34 из четырех опорных катков и переднего ведущего колеса, а также подвеску с поперечными резиновыми рессорами оставили без изменений. Практически не поменялась и конструкция корпуса, хотя бронирование его лобовой части и бортов довели до 20 мм. Зато вооружение «подросло»: вместо пулемета планировали устанавливать 25-мм полуавтоматическую пушку в башне АРХ-1 или орудие SA34 калибра 47-мм в башне АРХ-2. Экипаж увеличили до 3-х человек, что было вполне логично, ведь ранее командир танка выполнял еще обязанности заряжающего и стрелка, что отвлекало его от основных функций. Теперь башня была двухместной. Увеличение брони и установка более тяжелой башни, в совокупности с другими техническими изменениями, практически в два раза увеличили вес AMС 34 - ходовая часть изрядно потяжелевшей машины с трудом выдерживала нагрузки.
Кавалерия оказалась не в восторге от результата работы компании Renault, но, тем не менее, заказала 12 экземпляров танка, сумевшего удовлетворительно пройти полевые испытания. Выпуск серийной продукции начался и закончился в 1935 году, после чего все построенные машины оказались в составе 4-го кирасирского полка французской армии. Надолго удержаться им не удалось - вытесненные танками Hotchkiss H-35/H-39 легкие AMС 34 в 1937 году были вынуждены отправится в колонии. Здесь они попали в состав 1-го Полка африканских конных стрелков, дислоцировавшегося в Рабате, но использовались крайне ограниченно. Строевая служба AMС 34 продолжалась до весны 1940 года, пока их не заменили на Н-39, выведя «боевые пулеметные машины» в учебные части.
После подписания Перемирия AMС 34 наскоро отремонтировали и включили в состав 5-го Полка африканских конных стрелков в Марокко. Учитывая их почти нулевую боевую ценность, вскоре пришло распоряжение переквалифицировать танки в бронированные транспортеры артиллерии со снятием башен. Работы были проведены осенью 1940 года, но вместо дальнейшей эксплуатации машины были поставлены на консервацию. Они не участвовали в Ливийской компании, но во Франции о «боевых пулеметных машинах» не забыли: послабление оккупационной политики позволило Парижу заняться восстановлением своих танковых войск. Хотя довоенный парк техники был уже довольно устаревшим, но списывать AMС 34 не стали.
В Рабате их отремонтировали, вместо 120 сильных бензиновых двигателей Renault установили моторы мощностью 180 л.с. той же фирмы, а самое главное - всем установили двухместные башни АРХ-1 с 25-мм полуавтоматической пушкой и 7,5-мм пулеметом. В таком формате AMС 34 приблизились к стандарту AMR 33, но несли более серьезную броню (20 мм против 13 мм лба и бортов). После установки мощного двигателя скорость танка возросла до 50 км/ч, а снижение веса положительно сказалось на проходимости. Дополнительно к этому AMС 34 оснащались системой фильтров для действия в пустыне, новыми приборами наблюдения и танковыми радиостанциями ЕR 29. Таким образом, машины получили «вторую жизнь» и в августе 1941 года были определены в состав 2-го Полка африканских конных стрелков, который только что прибыл на Линию Марет. Здесь уже служили все имеющиеся в Африке AMR 33, а вскоре стали прибывать и пополнения из Метрополии - заслуженным «кавалерийским» танкам еще предстояло проявить себя в боях.
Гусеничные броневые машины французских войск в североафриканских колониях дополняла полугусеничная техника. В первую очередь речь идет о среднем бронеавтомобиле AMC Schneider P16, который также известен как AMC Citroen-Kegresse Mle1929. Он разрабатывался в рамках развития схемы полугусеничного броневика Citroen-Kegresse Мle1923: оставив практически без изменений ходовую часть, инженеры фирмы «Ситроен» серьезно переделали его корпус и башню, установив более мощное вооружение. Ходовая часть P16 типа «кегресс» состояла из переднего ведущего и заднего направляющего колеса, четырех опорных катков сблокированных в две тележки и одного поддерживающего ролика. Гусеница шириной 275 мм была резиновой с металлическими башмаками, как и на предыдущих моделях полугусеничных машин Kegresse. Управляемыми были передние колеса обычного (автомобильного) типа, а для повышения проходимости применялись носовые опорные «барабаны». Вдоль бортов над гусеницами устанавливались длинные укладочные ящики для инструментов и запчастей. Над ящиками к бортам корпуса крепился шанцевый инструмент.
Корпус бронемашины, в сравнении с Citroen-Kegresse М23, утратил свою угловатость: передние и часть бортовых бронелистов теперь устанавливалась под рациональными углами. Толщина бронирования составляла от 4 до 11,5 мм, притом, что лобовой лист башни имел толщину 14 мм. Это обеспечивало защиту от бронебойных пуль на дистанции до 100 метров, а также от мелких осколков мин и снарядов. Отделение управления и боевой отсек были совмещенными и находились в средней части корпуса. На крыше машины устанавливалась двухместная шестигранная башня, в лобовом листе которой монтировался 8-мм пулемет, а в кормовом - 37-мм пушка Puteaux SA18 с полуавтоматическим замком, скорострельность которой составляла 15 выстрелов в минуту.
В передней части бронемашины располагался бензиновый мотор Panhard P17 мощностью 70 л.с. при 2800 об/мин., а также система охлаждения и смазки. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили коробка передач, редуктор, механизм реверсивной передачи и тормоза, действовавшие на ведущие колеса гусеничного движителя и колеса переднего моста. Трансмиссия обеспечивала движение семитонной бронемашины вперед и задним ходом на шести передачах, а механизм реверсивной передачи - одинаковую скорость движения в обоих направлениях. Запас топлива составлял 125 литров, что хватало на 250 км при движении по шоссе. Максимальная скорость не превышала 50 км/ч по шассе, а на местности она падала до 15-20 км/ч.
Машина понравилась военным еще на чертежных досках - до появления прототипа Р16 французское командование успело присвоить этой бронемашине обозначение АМС №1 (Automitrailleuse de Combat №1). Первый экземпляр P16 был построен и успешно испытан в 1924 году, но фирма Citroen отказалась браться за постройку предсерийной партии и заказ на сборку 10 броневиков передали компании Schneider. Машины получили индекс М28 и по итогам их эксплуатации в конструкцию AMC Schneider P16 были внесены значительные изменения: была доработана ходовая часть, резиновую гусеницу заменили на резино-металлическую, «барабаны» были увеличены в диаметре. Теперь спаренная установка из 37-мм пушки и 7,5-мм пулемета Reibel М31 устанавливалась в лобовом бронелисте башни, при этом благодаря использованию бронебойных патронов пулемет М31 с близкого расстояния мог пробить вертикально установленный лист брони толщиной 12 мм. В то же время, бронебойный снаряд пушки SA18 с дистанции до 300 метров пробивал лишь 20-22 мм бронелист.
В таком варианте (получив индекс М29) AMC Schneider P16 был запущен в производство, но несмотря на внедренные улучшения, французским инженерам не удалось избавиться от целого ряда крупных недостатков машины. Во-первых, вооружение, установленное на P16, было откровенно слабым - танковые орудия SA18 имели крайне низкую пробивную способность. Во-вторых, броня была слишком тонкой для действий в первой линии, но самые большие претензии касались ходовой бронемашины. Характеристики проходимости системы Kegresse оказались не такими уж и хорошими, а резино-металлическая гусеничная лента было недолговечной и требовала частой замены. При этом по скорости передвижения на местности AMC Schneider P16 ненамного превосходил тогдашние танки. И все же модификация М29, в целом, удовлетворяла военных и продолжала выпускаться: в течении 1930-1931 годов на предприятии Schneider собрали 86 машин этой версии. Таким образом, общее количество бронемашин модификаций М28 и М29 (включая прототипы) составило 100 единиц.
После принятия на вооружение, бронеавтомобили AMC Schneider P16 вполне исправно служили во французских кавалерийских (механизированных) частях, но во второй половине 30-х годов стали постепенно выводится из подразделений первой линии. К началу Второй Мировой войны общее количество Р16 сократилось до 74, а на 10 мая 1940 года в метрополии их осталось только 54 единицы: 8 в 1e GRDI, 12 в 3e GRDI, 9 в 4e GRDI, 13 в 6e GRDI и 12 в 7e GRDI. Кроме того, 16 бронемашин несли службу в Туниве, в составе 2e Regiment de Chasseurs d'Afrique. Весь парк AMC Schneider P16 был достаточно сильно изношен и во время германского наступления эти броневики не сыграли практически никакой роли в обороне страны. После подписания Перемирия немцам достались почти все Р16 модели М29, но в боеспособном состоянии из них не было ни одного. В дальнейшем бронемашины отправили на пункты сбора трофейной техники, где они находились еще какое-то время без всякой надежды на восстановление. Интересно, что в преддверии контрнаступления в Ливии Берлин предлагал правительству Франции выкупить «Шнейдеры» для действий в Африке, но галлы вежливо отказались.
Бронеавтомобили, оставшиеся в Северной Африке, участие в боевых действиях не принимали. В марте 1940 года 14 еще действующих Р16 передали 2-му Полку африканских моторизованных конных стрелков (2e Regiment de Chasseurs d'Afrique Portes), входившему в состав 6-й Легкой кавалерийской дивизии (6e Division Legere de Cavalerie). Фактически машины находились в резерве и в Ливийской компании не участвовали. Весной 1941 года они прошли капитальный ремонт с заменой родного двигателя на мотор Hotchkiss 20CV. Предложение провести глубокую модернизацию AMC Schneider P16 понимания в военном ведомстве не нашло - слишком уж устарелыми и изношенными были броневики. Осенью 1941 года их по железной дороге доставляют в Марокко, где они исключаются в состав 3-го Полка марокканских спаги. Здесь они используются крайне ограниченно, а ровно через год отправляются на разборку.
Вообще, французы в 20-х, начале 30-х годов очень плотно занимались полугусеничными машинами различного назначения, в том числе бронеавтомобилями. Сначала Citroen, а потом компания Unic развивали схему Kegresse, серьезно продвинув вперед вопрос моторизации галльской артиллерии и кавалерии. К сожалению, вскоре стало ясно, что полугусеничные тягачи не обладают ни необходимыми тяговыми возможностями, ни высокой проходимостью, являются слишком слабыми, переутяжеленными, тихоходными, шумными и не надежными машинами. Ходовая Адольфа Кегресса оказалась тупиковым направлением развития вездеходных автомобилей, но она все ж оставила заметный след во французском автомобилестроении, в том числе и военном.
Шел 1933 год. Антарктическая экспедиция американского адмирала Бэрда была оснащена по последнему слову техники: среди целого парка машин в ее распоряжении находились три вездехода Citroen-Kegresse P15N с широкими 40-сантиметровыми гусеницами с резиновыми траками, съемными стальными лыжами и вместительными грузовыми площадками на корме. В ходе эксплуатации двухтонные 40-сильные «французы» продемонстрировали невероятную надежность в тяжелейших климатических условиях. Так, в июле 1934 года на одном из Citroen-Kegresse при -65°C за бортом и нулевой видимости трое смельчаков из состава экспедиции - Паултер, Уэйт и Димас - прошли около 800 км в поисках палатки-метеостанции, в которой от отравления угарным газом умирал адмирал Бэрд. По достоинству оценив успешную эксплуатацию своего изделия в негостеприимной Антарктике, компания «Ситроен» предложила военному ведомству построить бронетранспортер на базе Citroen-Kegresse P15N. После сборки и испытаний в серию он не пошел, но стал основой дальнейшего развития целой линейки французской бронетехники.
Следующим шагом стал Citroen-Kegresse P104 - средний полугусеничный бронеавтомобиль для колониальной службы, в целом повторяющий технические решения и внешний вид Citroen-Kegresse P15N. Правда, новую машину сделали чуть более компактной, изменили компоновку гусеничного движителя, а для размещения вооружения (легкого пулемета) установили сверху небольшую восьмиугольную башню. В такой конфигурации французы собрали 5 броневиков, которые в полном составе отправились в Индокитай. Посчитав, что для этой колонии такого количества будет вполне достаточно, инженеры «Ситроен» предложили военному ведомству альтернативный вариант - полугусеничный бронетранспортер на базе Citroen-Kegresse P104.
Машина лишилась башни, зато бронекорпус был переделан для транспортировки 6 солдат в полном вооружении, не считая механика-водителя и командира экипажа. Всех их защищала 9-мм броня корпуса, который для загрузки/высадки десанта оснастили, одной задней, двумя боковыми и двумя верхними броневыми люками, а также многочисленными лючками в бортах и корме для наблюдения и ведения огня из личного оружия. Бензиновый двигатель Citroen K мощностью 67 л.с. позволял двигаться с максимальной скоростью 55 км/ч по шассе при запасе хода в 200 км. К сожалению, вполне полноценный полугусеничный БТР не заинтересовал галльских генералов, и производитель был вынужден ограничиться небольшой серией. Точное количество выпущенных Citroen-Kegresse P104 установить не удалось, но известно, что на начало Второй мировой войны 10 таких БТР служили в Тунисе в качестве вспомогательных машин.
Разгром итальянцев в Ливии и опасность захвата Союзниками французских колоний в Северной Африке, заставила Париж мобилизовать все наличные силы. Вспомнили и о Citroen-Kegresse P104 - весной 1941 года БТРы прошли капитальный ремонт и были переданы на вооружение кавалерии Иностранного легиона. Ими была укомплектована одна моторизованная рота 1-го конного полка легионеров, притом еще две роты этого полка оснастили колесными бронетранспортерами Panhard 179. Вся эта техника приняла участие в заключительной стадии Ливийской компании и наступлении на Каир.
Во время боевых действий Citroen-Kegresse P104 показали себя вполне достойно - экипажи отзывались о них как о надежных и достаточно проходимых машинах. Подводили гусеницы: они не выдерживали положенных им 3000 км эксплуатации, часто выходили из строя, сами движители были сложны в ремонте. Показательней всего была статистика: если из 10 Citroen-Kegresse P104 по техническим причинам во время наступления было потеряно семь машин, то из 29 Panhard 179 - только одна. При этом легионеры могли непосредственно сравнивать полугусеничные «Ситроены» и колесные «Панары». По итогам североафриканской компании из различных подразделений механизированной кавалерии стали поступать заявки на вооружение колесными БТРами, тогда как «полугуси» спроса в боевых подразделениях не нашли. Оставшиеся же в строю Citroen-Kegresse P104 некоторое время эксплуатировались в тылу аравийской группировки французских войск, но к лету 1942 года все они были разобраны на металл. Во французской армии заканчивается эра полугусеничных боевых машин.
Находясь в довольно тяжелом положении после проигранной войны, французы старались использовать буквально любые возможности укрепления своих вооруженных сил в колониях. Именно поэтому, кроме эксплуатации имеющихся бронемашин, делались многочисленные попытки оснастить войска импровизированной техникой, изготовленной, как правило, на месте. Особым рвением в этом вопросе отличались колониальные власти в Леванте, но и в Северной Африке от них пытались не отставать. Дело в том, что в Алжире и Марокко на консервации находилось значительное количество списанных White Mle1918 и Laffly 50AM, чьи бронекорпуса еще можно было использовать. С началом 1941 года их стали доставлять в военно-морской арсенал Бизерты, где предполагалось выполнить большую часть восстановительных работ. За образец был взят проект, готовившийся к реализации в Сирии - AMD Dodge-White 1941. Как и на Ближнем Востоке, базой модернизации стали закупленные уже во время войны американские грузовики Dodge T-203.
В Бизерте, после снятия кабины и грузовой платформы, на машину ставился бронированный капот и передняя часть бронекорпуса с боевым отделением от White Mle1918. Заднюю часть корпуса, учитывая более длинную колесную базу «Доджа», пришлось дополнить бронированными «крыльями». Кормовой пост управления был ликвидирован и на его месте поместили дополнительный бак. Штатные башни перед установкой оснащали 25-мм полуавтоматическими противотанковыми пушками АС SA.L 37 Puteaux и 7,5-мм пулеметами FM24/29. С 70-сильным «доджевским» двигателем максимальная скорость броневика достигала 70 км/ч, а запас хода по шоссе - 400 км. Объемы нужных работ и их сложность были вполне по плечу опытному техническому персоналу Арсенала Бизерты, поэтому уже к апрелю 1941 года в Африке было собрано 51 AMD Dodge-White 1941. В Ливийской компании они участвовали ограниченно, выполняя в тылу немецко-французских войск охранные и патрульные функции.
Тем временем, оценив удачность переделки списанных «Уайтов», французы решили продолжить подобные эксперименты. Так как корпусов White Mle1918 уже не осталось, взялись за выведенные из эксплуатации Laffly 50AM. Таких в Северной Африке насчитали 17 единиц, причем большая часть была пригодна к восстановлению. Раскачивались недолго и уже к июлю 1941 года в строй ввели 14 Dodge-White-Laffly 1941, вооруженных 25-мм пушками АС SA.L 37 Puteaux. Новый двигатель и удачная конструкция шасси значительно повысили подвижность и надежность бронеавтомобиля, а вооружение теперь соответствовало современных требованиям. Правда, в боевых действиях на территории Ливии Dodge-White-Laffly 1941 применялись только эпизодически, больше занимаясь охраной тылов.
Отдельно необходимо сказать об импровизированном варианте бронеавтомобиля на базе Berliet VUDB4. В 1929 году фирма «Берлие», один из тогдашних лидеров в строительстве колесной военной техники, представила французскому командованию очередной образец разведывательной боевой машины. В отличии от других галльских броневиков, построенных на шасси коммерческих грузовиков, заказчику предлагалась разработанная с «нуля» полноприводная ходовая часть, обеспечивающая высокие динамические характеристики и повышенную проходимость на пересеченной местности. Прототип Berliet VUDB4 получил подвеску на листовых четвертьэллиптических рессорах и одинарные пулестойкие шины с развитым протектором. Нагрузка на ходовую часть распределялась следующим образом: на переднюю ось приходилось 2,25 т, на заднюю - 2,7 т.
Первый экземпляр бронеавтомобиля изготовили менее чем за год от начала проектных работ. Его корпус набирался, при помощи болтов и заклепок, на стальной каркас из листов катаной брони толщиной от 7 до 9 мм. Все они монтировались под рациональными углами наклона: тем самым увеличивалась пулестойкость машины, а для улучшения защищенности ходовой части в корпусе выполнили специальные ниши, которые частично прикрывали колеса и подвеску. Бронекорпус включал моторный отсек с карбюраторным 45-сильным мотором Berliet рабочим объемом 3300 см.куб, совмещенные отделения управления и боевое отделение, а также второй пост управления с местом второго водителя. Посадка и высадка экипажа, включающего 4 человек, производилась через дверь на левом борту. При этом конструкторы обеспечили Berliet VUDB4 хорошую обзорность, предусмотрев 9 вырезов под люки различного размера (6 спереди и 3 сзади) через которые можно было вести наблюдение за местностью или вести огонь из стрелкового оружия.
Основное вооружение бронемашины размещалось в шестигранной башне оригинальной конструкции, установленной над боевым отделением. В ней устанавливался 7,5-мм пулемет FM 24/29 со стволом, защищенным бронированным кожухом. В 1930 году уже вооруженный прототип был передан на испытания, где им были продемонстрированы неплохие ходовые качества. На начало 30-х машина имела вполне адекватное бронирование и вооружение, соответствовала французским стандартам (например, имела кормовой пост управления) и могла без проблем быть запущена в массовое производство. К сожалению, были у Berliet VUDB4 и недостатки: посредственная максимальная скорость - всего 53 км/ч по дороге с твердым покрытием и малая дальность хода - 200 км на одной заправке. Как бы то ни было, по итогам тестирования военное ведомство Франции заказало только 50 экземпляров Berliet VUDB4.
В войне с Германией «Берлие» фактически не участвовали - маю 1940 года все они были переведены во вторую линию или использовались только как вспомогательные машины. Часть из них оказалась вне зоны оккупации и когда серьезно обострилась ситуация в североафриканских колониях Франции о них вспомнили. Желая максимально усилить группировку войск в Тунисе, французы решают возвратить Berliet VUDB4 в строй и использовать эти машины для тыловой службы. Ревизия показала, что в распоряжении Парижа осталось 6 машин в пригодном для эксплуатации состоянии. Их отремонтировали, заменили двигатели Berliet на 67-сильные бензиновые моторы Citroen K, снабдили рациями (установленными на месте второго водителя), а также демонтировали башни, дополнительно срезав часть крыши. Вместо башни над местом помощника водителя установили круговую турель с 8-мм пулеметом «Гочкисс» (боезапас 3200 патрон), закрытым полукруглым 9-мм бронещитком. В дополнение к нему, ближе к корме, смонтировали шкворневую установку для 7,5-мм пулемета FM 24/29 (боезапас 2500 патрон).
Модернизированные Berliet VUDB4 доставили морем в Алжир весной 1941 года. Все они поступили на вооружение 2-го Полка кавалерии Иностранного легиона. Установка более мощного мотора и облегчение веса броневика за счет снятия башни самым благотворным образом сказались на его проходимости и скорости. Теперь на пересеченной местности полный привод «чувствовал» себя намного уверенней, а максимальная скорость «Берлие» на ровной дороге составила 75 км/ч. Проблему с дальностью хода решили на месте - техники Легиона установили на корме Berliet VUDB4 два съемных топливных бака на 50 литров каждый, что вдвое увеличило радиус автономного действия бронеавтомобиля. Первое время они использовались для патрульной и охранной службы, но вскоре стало ясно, что эти машины великолепно подходят выполнения функций AMD. По итогам Ливийской кампании, как и в случае с Panhard 179, из строевых частей посыпались заявки на возобновление производства подобных «скаутов». Взвесив свои возможности, военное ведомство Франции дало добро фирме-производителю на выпуск модернизированного варианта Berliet VUDB4 в качестве легкого разведывательно-дозорного броневика.