Все громче шум вокруг Охта-центра, как только он коснется тебя, ты не сможешь не слышать его.
История такова:
В 2006 году Газпром проводит конкурс на проект своего торгового центра. Задание на проектирование - высота 400 метров, место - берег реки Охта.
Проводится выставка проектов, побеждают Норман Фостер и Кисё Курокава. Фостер известен в том числе своим небоскребом-огурцом в Лондоне, в еще более историческом городе, чем Питер. Мне неизвестно, какими силами небоскреб был воздвигнут в исторической застройке Лондона, может быть, в Англии это уже обычное дело.
Фостер выполняет задание высотой 400 метров, но отмечает, что заданную площадь - 1 млн. кв. м - можно было бы уместить в 14-ти этажном здании, 67 кнопок лифта не обязательны.
Архитекторы сделали проект, но вышли из жюри и не принимают участия в начинающемся строительстве.
Плюсы Охта-центра - рабочие места, корона на голове Газпрома и сомнительный шаг в будущее.
Минусы - банальный диссонанс с окружающей средой и уничтожение археологического памятника, целой крепости типа Кронштадта, оказавшейся аккурат на месте строительства, а также снятие с охраны ЮНЕСКО.
Что такое диссонанс?
Диссонансная застройка - Это здания, которые на плане города отмечены синим цветом. Новые здания просто отмечены синим цветом и вызывают нерадость, старые здания зачеркнуты крестиком, значит, намечены быть снесенными. Диссонансную застройку не сносят, таких целей у города нет, есть только мечты.
Диссонанс с окружающей средой - восприятельская фишка. Просто некрасиво смотреть, сил нет, как не нравится. Может быть, от этого начинает болеть голова и портится вкус. Некрасивый вид обижает каждого, кто смотрит на него (и считает некрасивым, но что с об'ективной точки зрения красиво, видимо, вопрос не в теме про Охта-центр).
Диссонанс с историческими панорамами - это нарушение открыточных видов. Обида городу.
Это минусы, которые почувствуют жители города.
Вы увидите другую картинку города, и не почувствуете, как из него утекли деньги, уползли туристы, муравьи, все реки окончательно вытекли в Финский залив, а художники сменили зону своей концентрации, и вообще вы не почувствуете, что еще произошло, только можете подумать, что "город уже не тот".
Законодательно город получит еще один минус: если будет построен Охта-центр, Петербург будет исключен из фонда всемирного наследия Юнеско. Сейчас в списке Юнеско находится всего около 800 объектов, очень малая часть из них - в России.
Чем обернется снятие с охраны ЮНЕСКО?
Весь год нарастала паника.
Этим летом вопрос о строительстве оказался неожиданно решенным и начатым. (Когда придет очередь Стрелка-сити, увидим, как это делается)
Этой осенью начались строительные работы. Насколько я понимаю, без разрешения на строительство - очень часто его получают задним числом (при условии, что все остальные документы в порядке).
За строительным забором начали копать и обнаружили древнюю шведскую крепость Ниеншанц. (14 век, 17 век) Начались археологические раскопки, но закончены не были. Две недели назад крепость была частично разрушена под котлован небоскреба, якобы случайно.
В исторической части города запрещено возведение зданий высотой больше 40 метров. Здание можно сократить в высоте и построить вне исторического центра, чтобы оно не нарушало панорамы. Все разумные люди пишут письма в разные места, но поддерживают только сами себя. Город в лице разрешающих органов и строящей фирмы не слышит и не отвечает на письма. На общественные слушания в августе 2008 года пришли нанятые актеры из Ленфильма, сыгравшие поддержку строительства. Не хочется продолжать тему и говорить, что во времена кризиса Газпром ивласть города находит деньги на небоскреб.
Вопрос: что ты думаешь по поводу Охта-центра?
В Париже построили район ДэФанс, целый район, внутри себя сам с собой не контрастирующий, и нормально внесли его в путеводители как достопримечательность.
В Астане, в центре пустынного Казахстана, в столице деревень, построили небоскребы, город стал совершенно не со-национален, если уже можно так выражаться, своей стране. Но этот город получил жизнь, какую-то иную.
В Лондоне Фостер построил Огурец прямо на фоне исторических зданий, в Барселоне очень похожий огурец Жана Нувеля стоит на окраине города, отлично и дебильно видится из окон Саграды Фамильи.
В Москве пока так и не построили настоящего небоскреба. (Но споры вокруг первого десятка небоскребов еще прогремят).
Известны примеры Шуховской башни и Эйфелевой башни, стиля Готика и, наверное, много чего еще, только не мне - сейчас это образцы классной архитектуры, признанные шедевны и в скобочках - кстати, не признанные прирожденно. Я бы предположила, что дворец в стиле барокко в год постройки тоже осуждался общественностью как нерусская пышность. До нас не дошли мнения тех, кто, может быть, митинговал перед ним. А может быть, непривилегированные жители радовались за царей и князей и хотели, как у них, и все они подражали друг другу наличниками и крылечками-портиками.
Лирическая позиция:
Может быть, у меня слепота и я могу не заметить лжи, зла и подвоха, может быть, у меня дух тотального противоречия (против обеих или всех сторон любого вопроса). Может быть, у меня проявление шизофрении - гиперзагонизм, частые и глубокие загоны. Не люблю, когда люди, по моему мнению, неглубокие и неинтересные высказывают свое отношение к чему-нибудь молниеносно. (Например, скажи девочке-с-черной-кожаной-сумкой: "У нас дядю в Читу отправили работать в научном институте!" Она ответит: "Кошмаар!" Я буду долго заниматься романтическим обдумыванием Читы и посочувствую дяде последней, может быть, пошлю ему восторженное и глупое письмо, попрошу прислать читинских газет и, извиняясь,посоветую прочитать "Полианну", если ему взгрустнется - детская книга о том, как находить хорошее в горьком.) Мои отношения с Охта-центром иллюстрируются курицей и яйцом. Какова я, такая мне и Валентина Матвиенко, какая у меня Матвиенко, такая и я. Безнадежная зависимость, неужели кто-то может из нее вырваться? Может быть, моя специальность научит меня механике этого влияния.
Возможный вариант развития событий:
Сообщество о грехах Охта-центра
http://bashne-net.livejournal.com/profile