Ранее (Часть 1) Раскраденные Императорские сокровища
Почему в императорское время было такое пристальное внимание к искусству? Действительно, если мы возьмем все достижения страны, ведь что о России знают, по большому счету? - О России судят по золотому веку русской культуры! И Академия была уникальным, самым крупным таким учреждением во всей Европе. И какие уникальные копии создавались! Если мы посмотрим парадные выставочные залы в Академии, - это образцы того, что и как надо делать. Если возьмем начало XIX века, то это задача выполнялась - в лице Брюллова, Иванова.
К.П.Брюллов. Автопортрет. 1848 г.
Поэтому мы говорим, что из Академии нужно сделать музей всероссийского академического искусства. Есть огромные фонды, которые еще не раскрадены до конца. То, что еще осталось, надо обязательно выставлять, потому что тот музей, который существовал в Академии - научно-исследовательский музей с методической экспозицией, - он исчез, его нет! Куда делась экспозиция? - Этого никто не знает. Вот как это вообще? Исчезает целый музей - и никто ничего не знает. Надо заниматься расследованием, заниматься восстановлением этого музея.
Утрачены петербургская и национальная школы
С.П.Постников. Портрет А.А.Иванова. Около 1873 г.
Мы потеряли и понятие петербургской школы. Помню, когда я был студентом, мы ездили по Советскому Союзу, выставки делали, и все говорили: «Ну что вы хотите, это же петербургская школа, ленинградская школа». Это был своего рода эталон. А теперь так никто не скажет. Нет такого понятия. Мы сравнялись с любой провинцией.
Посмотрите на Союз художников. Это же абсолютная самодеятельность! Помню, в советское время, чтобы самодеятельный художник выставился в кинотеатре, он должен был принести справку из Союза художников о том, что Союз ему это позволяет, а чтобы получить справку, художник должен был показать свои работы. Он показывал свои работы - и в Союзе художников говорили: ну хорошо, можно делать выставку. И выдавали справку, а могли и не выдать, если работы слабы. Был какой-то порядок. Все это для того чтобы защитить зрителя, воспитать его, понимаете? Защитить от дурновкусия. Теперь же это пущено на самотек абсолютно.
Мы потеряли и национальную школу. У нас же была в XIX веке школа, передавшаяся от передвижников, позже эта школа перешла в соцреализм. Все-таки это было понятие школы. А сейчас ее нет, и это забота государства - восстановить эту национальную русскую школу.
Контроля государства нет и в помине. А как же казенные средства?
- А есть сейчас современные преемники соцреализма?
- Нет, потому что уровень очень слабый. Я как-то водил членов нашего Движения за возрождение русского реализма, недавно созданного в Петербурге, в Академию художеств. Понимаете, все чиновники от искусства, в Комитете по культуре, в Министерстве культуры, судя по тому ответу, который мы получили (что там все хорошо), живут представлениями об искусстве пятидесятилетней давности. Это когда-то Академия (они это помнят) с ее выпускниками, с ее выставками была чем-то хорошим. Похоже, что никто не посещает выставки Академии.
И еще беда в том, что вузам по закону предоставляется абсолютная свобода и независимость. Существует 253-й федеральный закон 2013 года, освободивший вузы от отчетности и, следовательно, ответственности перед вышестоящими государственными инстанциями.
Получается, что государство платит деньги и не знает, за что платит. Потому что если государство содержит, оно должно же проверять качество - ведь так, по сути? Ведь логика такова? А тут нет дела никому. Пользуйтесь полной свободой! А зачем напрягаться, работать, чего-то там требовать? И так сойдет!
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева открывает выставку скульптуры
Как было в советское время
Помню, как в советское время в Академии проводились конференции: были и всесоюзные конференции, там собирались преподаватели со всего Союза, ставились и обсуждались учебно-методические вопросы. Это было целое событие. И был контроль. В Министерстве культуры был методический кабинет, который следил за качественным уровнем. А сегодня я задаюсь вопросом о современных вузах: в чем ценность современного образования? Нет ценза! Вот человеку дают диплом, диплом государственной комиссии, о том, что он является живописцем. А это же ложь, это же не так. Мы же видим по выставленным дипломным работам абсолютную самодеятельность! Должен быть ценз!
М.К.Аникушин с членами Ленинградского отделения Союза художников. 1986 г.
И как было во время Императорское
В императорское время все было очень четко продумано. Высшее достижение, за которое ты мог получить золотую медаль, конкурировать и быть отправленным за границу на пенсионерство (стажировку), - создание многофигурной композиции. Ее нужно было написать на религиозную или мифологическую тему. Ты должен был доказать и показать, что умеешь прекрасно справляться с композицией, со всеми аспектами и требованиями к искусству, начиная с рисунка, с колорита, с композиции, перспективы, типажей, создать сцену с драматургией, с распределением ролей, психологический аспект тоже должен быть учтен, - то есть чем больше составляющих, тем выше произведение искусства. Это самый сложный вид искусства.
Если ты жанрист, ты уже не мог получить золотую медаль, это как бы чуть низшая категория. За портреты не давали золотую медаль. А если пейзажист, то это уже внеклассный художник. Тогда по ступеням шла градация. И согласно этим ступеням, ты мог устроиться на работу. Те, кто получал золотую медаль, мог работать шесть лет в Европе, в Италии в качестве пенсионера; они выполняли специальные программы от Академии, отчитывались, с этими работами они возвращались в Петербург. Им присваивали звание профессора, а позже академика. Им давали бесплатные квартиры в академическом квартале, дрова, свечи бесплатно (по сути, было соцобеспечение), и они являлись единицей императорского двора. То есть они были как бы художниками высшей категории, выполнявшими особо важные заказы.
Они создавали то, что мы видим сейчас - архитектуру, убранство, скульптуру, памятники. То, что не мог выполнять художник, который закончил, скажем, школу или училище. Для этого нужно было получить очень высокое образование. И это было правильно, это было все налажено. А теперь - абсолютный бардак.
На развалинах Академии художеств
Итальянский живописец Ренато Гуттузо. Автопортрет.
Поэтому все прогнило настолько, что нужно все ломать и заново все начинать. Другого выхода нет. Но этим никто не занимается. Академию развалили, а существующая Российская Академия художеств - это просто смех, а не академия! В советское время там были лучшие художники. Я помню, когда я учился, академики - это были мэтры, а теперь никакого желания в ней состоять, потому что там ужас, до чего довели. Кому только не присвоили почетное звание!
В чем еще нонсенс: Российская Академия художеств позиционирует себя как творческая общественная организация, которая, однако, находится на содержании государства.
Румынский художник Корнелиу Баба. Автопортрет. Автопортрет.
Все действительные члены и члены-корреспонденты Академии получают деньги от государства, и это государство еще к тому же пинают. В этом смысле государство мне напоминает гоголевскую вдову унтер-офицера, которая сама себя высекла. Такого нет ни в одной стране мира!
В советское время было только два почетных члена - два всемирно известных художника. Это были Гуттузо, которого все знают, и Корнелиу Баба, тоже очень известный румынский художник. Им дали это звание, потому что их искусство действительно того стоило.
Нужна конкуренция академий - нужна новая Академия!
Между тем Грабарь, выдающийся художник и реставратор, говорил о том, что беда нашей советской методики в том, что мы не учим по ранним работам художников, а лишь летаем по верхушкам. Где же глубинный процесс? В этом и слабость, и упущение.
Почему в императорское время был такой высокий художественный уровень? Потому что была Академия художеств, и была конкурирующая фирма - Общество поощрения художеств, а была еще частная академия художника Венецианова.
Игорь Эммануилович Грабарь. Автопортрет.
Все Академии поддерживались Императором, и это способствовало конкуренции. И хотя между ними были трения, было разное понимание задач, но в результате этих трений достигался высокий уровень, высокие результаты.
Как восстановить вес государства
В чем я вижу огромную роль государства? (Не знаю, когда ее возьмутся осуществлять, потому что этим некому заниматься). Глубинно этот вопрос никто не исследует, чиновники держатся за свои места и делают вид, что ничего не происходит. Лишь бы отсидеться, максимально просидеть как можно дольше на своем кресле и ничего не делать - в этом гарантия твоего существования. А если начнешь шевелиться, то сильно рискуешь.
И это я говорю о петербургском Комитете по культуре, бездействие и попустительство которого как раз и привело к нынешнему состоянию. Требуется абсолютная ротация кадров, потому что многие люди «сидят в культуре» безнаказанно по тридцать лет. При Комитете необходимо учредить Общественный совет, который играл бы роль законодателя культурной жизни Санкт-Петербурга.
- В общем-то, здесь вопрос не политический, а скорее художественный, и сдвинуть с мертвой точки этот вопрос вполне можно было бы.
- Вот смотрите, Николай: разве это не вопрос безопасности, разве вопрос формирования менталитета нации - не политический вопрос? Это очень важно. Чиновники просто не хотят этим заниматься или специально не делают. А ведь раньше, например, дворянство было высокообразованным классом, со вкусом, они действительно служили Империи.
Карен Шахназаров
Шахназаров требует вернуть советские фильмы
Мне понравилось высказывание Шахназарова, который сказал: «Слушайте, вот когда говорят о том, что у вас СВО, люди разделились наполовину, половина против, половина убегает куда-то. Как это вообще возможно, слушайте? Страна в опасности!» Шахназаров говорит: «Покажите, верните старые советские фильмы. Это действительно хорошие фильмы! И вы восстановите менталитет!» Но только никто этого не делает, сколько бы он ни говорил, этого до сих пор нет.
Некому учить, и молодежь просто не знает элементарных вещей
А что сейчас? Я разговаривал с нынешним, молодым поколением художников - они и понятия об этом не имеют. Говорил в Союзе художников: «У вас с теплохолодностью проблемы». А меня в локоть толкают: «О чем ты говоришь? Они даже не знают, что такое теплохолодность». То есть элементарных вещей, которые для живописца - азбука, они не знают. А откуда же им это знать, если им никто это не преподавал?
И нет тех художников, которые создавали большие, выдающиеся вещи, которые могли бы чему-то обучить. Если сам профессор ничего не сделал, чему он сможет обучить? Ну согласитесь, чтобы чему-то обучить, ты должен сам пройти эту дорогу, этот путь, для того чтобы поделиться опытом. Потому что это же не какая-то хрестоматийная истина, а в преломлении к своему опыту.
Директора музеев и беглые разрушители
- Сейчас у нас в Петербурге директора некоторых музеев пытаются стать как бы вождями интеллигенции.
- Вы знаете, я все же рассматриваю музейных руководителей в качестве разрушителей. Своей современной мазней они лишь разрушают отечественное искусство (пример - выставка в Манеже), а это целая когорта. Был такой Пригара, директор Манежа, которого все-таки выгнали оттуда. Он уехал, теперь в Израиле. А сколько молодежи они испортили этими своими выставками! Ведь была специальная задача - воспитать целое поколение с извращенным вкусом. Единственное познание молодежи: «Прикольно!» Вот «прикольно» - это хорошо, а все остальное - нет.
Искажение менталитета. «Черный квадрат».
А ведь взгляните на то, что стало с Западом. Это произошло именно в результате потери ориентиров реалистической школы. Просто меняют сам менталитет, мало-помалу. Понимаете, для того чтобы революция произошла на улицах, вначале ее надо произвести в умах. Что и делается.
Помните, как началась перестройка? С рок-музыкантов, с авангардного искусства. Оказалось, что именно это - настоящее искусство (якобы), а все другое - это «совдепия». И пошло-поехало: потом мы признали «Черный квадрат», а после того как признали его - оказалось, что с нашими людьми можно делать все, что угодно. Вот с нами и сделали: опустили, обнулили всю экономику, и мы вообще потеряли все государство.
Я вообще удивляюсь, как мы все-таки подхватили рушившееся на глазах? Это СВО, наверное, помогла. А создать что-то заново - это колоссальный труд. И должны быть ресурсы у государства, ресурсы людей, которые это понимают. Но удастся ли это сделать в реальности - я не знаю, потому что все пробивается с таким трудом! Никто не хочет в эту проблему вникать; даже люди, которые придерживаются наших взглядов, даже участники творческих союзов, говорят: «Ну, все имеет право на жизнь», - вот как они рассуждают. А если все имеет право на жизнь, тогда гарантирован беспорядок. Вот почему мы и живем с вами в таком беспорядке!
Военная тема
Аркадий Пластов. Рисующий у окна (портрет сына). 1945 г.
- Тема СВО - это важный вопрос!
- Приведу вам такой пример: когда началась Великая Отечественная война (сравните, третий год сейчас уже идет СВО), а к тому времени, когда война уже началась, уже была создана масса произведений искусства. Я уже не говорю о кинофильмах, а что касается живописи - к тому времени уже были Пластов, Дейнека, Самохвалов, Корин, Лактионов, Непринцев - продолжать можно долго! Они создали великолепные вещи, вошедшие в антологии искусства.
Чем можно вдохновить людей? Да ничем. Я вообще удивляюсь, что все-таки что-то осталось в наших генах. Видимо, есть еще люди, которые воспитаны старыми представлениями, спасенными во время войны, - это учителя старого поколения. А не будь их - что бы мы делали? На чем воспитываться новым людям?
Не так давно я был на выставке, посвященной 9 мая на Малой Садовой, и вы знаете, что меня поразило? Воспеты подвиги советских людей в советской живописи. А где ваша мазня современная? - Ее нет, потому что кто же вам поверит?
Что за народные художники? Кто это?
Скажу вам так: у нас в Петербурге 14 народных художников. Я как художник ни одного из них не знаю. В советское время народного художника знали по всему Советскому Союзу! А теперь? Кто эти люди? А он приходит в кабинеты, этот современный народный художник, и везде бьет себя кулаком в грудь - я народный художник! А за это положено, наверное, давать какие-то льготы. И парадокс в том, что раньше художника знали по работам, можно было не знать автора, но знать работу. Теперь же знают художника, а что он написал - никто не знает!
И потом это, знаете ли, отжившие советские формы, которые перекочевали в наше время. Да, это было советское время, когда «искусство принадлежало народу» и так далее. Но теперь мы живем в другой формации. Зачем это? Да, конечно, можно давать звания заслуженных строителей, заслуженных медиков, заслуженных шахтеров, отмечая одобрение их деятельности общественной средой, потому что они нуждаются в том, чтобы их признавали.
Художник же должен доказать своим творчеством, своим мастерством, своим искусством заработать себе имя. Художник получает одобрение общества и славу именно созданными им произведениями.
Мало того, они получают какие-то невероятные субсидии у государства, какие-то стипендии. За что, спрашивается? Это дискредитирует правительство и Президента, и когда Президент открывает какие-то странные памятники - это же в первую очередь дискредитация его самого. Как так можно?
Что же создал Международный культурный форум?
Меня поражает сегодня пресловутый Международный культурный форум. Я всегда спрашиваю: а что вы все собираетесь на него каждый год? Что вы такое создали? «Боярыню Морозову»? Написали «Лебединое озеро»? «Евгения Онегина»? Что вы такое обсуждаете? Если есть что обсуждать - так создавайте! Причем такое громкое название! Невероятное, огромное количество денег тратится, просто невероятное. Если вы возьмете и сравните с императорским временем, то даже наш Комитет по культуре тратит на это десятки миллиардов. И на что? На мыльные пузыри. А ведь это называется распыление средств. И все говорят: вот мы потратим такое-то количество денег, но не говорят о том, что создали. Что же создано? Покажите!
Если зайти в академическую научную библиотеку, там можно увидеть огромные тома с золотым тиснением: «Отчет Академии» за каждый год. И там каждая копейка: за такие-то средства купили то-то, такие-то средства были потрачены на другое, и так далее. И где это все сейчас? Причем в то время создавали настоящие, потрясающие произведения! И если сравнить с теми деньгами и с тем, сколько сейчас тратится, это же невероятно!
И что мне на это скажут чиновники? Что нам они скажут? - А нечего сказать. Поэтому нужно все менять целиком просто. Государственная система теперь не работает совершенно.
Нужен новый закон о системе художественного образования
- И своего рода вывод из всего сказанного: что же делать? Как спасти? Как найти выход?
- Уже год как мы, члены Движения за возрождение русского реализма и моя частная Академия «Сверхкартина», подали в Государственную Думу законопроект о художественном образовании, но до сих пор нет никакого движения.
Мое видение решения проблемы в следующем. Первое. В моем понимании систему художественного образования целиком нужно перестраивать. Приведу пример: сегодня портит детей огромное количество различных художественных школ, куда дети приходят и учатся по 2-3 раза в неделю по 2-3 часа. Разве так можно готовить? Работает старая система советского времени, когда родители отдают ребенка в школу, чтобы он не болтался на улице. Но мы уже живем в другой формации. Это все лишь показушное образование.
Предлагается закрыть эти художественные школы и сделать школы для эстетического воспитания, куда в основном брать девушек. Потому что девушки - это будущие воспитательницы. Пусть они обучаются в эстетической школе рисованию, музыке, театру, чему угодно. А для целевой персональной ориентации, для жесткой ориентации нужно оставить одну художественную школу, где готовят профессионалов.
Среднее, высшее и академическое художественное образование
Нужно разделить образование на среднее, высшее и академическое. Академическое образование - та высшая ступень, куда люди могут попасть после среднего и высшего образования. Из этого и должно состоять то элитарное образование, которое должно быть востребовано государством. Почему у нас такой бардак, такая плохая архитектура? Потому что люди равного уровня образования.
Нет системы, нет упорядоченности. А вот заниматься для государства большими заказами могут лишь люди, имеющие высшее академическое образование.
Обязательно должно быть сужено число выпускников. Приведу такой пример: в репинское время на живописном факультете училось шесть человек - взгляните на фотографию Репина, где он сидит со своими однокашниками! Каждый из них имеет по одному, а то и по два, по три зала в Русском музее. Вот уровень! Я уже не беру живописцев до Репина: Иванов, Брюллов и Бруни были однокашниками. Три кита учились вместе. И Академия была элитарным образованием, начинавшимся непосредственно у императорского двора. И при дворе знали, что сам император за этим следит. Нам надо вернуться к этой системе, целиком перестроить художественное образование. Это можно сделать, но для этого нужна государственная воля.
И.Е.Репин с сокурсниками по Академии художеств. Фото 1871 г.
Наша миссия: что мы делаем и что предлагаем
Мы уже долгие годы ведем образовательный процесс в частной Академии. Он сводится к возвращению тех традиций, того уровня, той методики, которые были приняты в старой Императорской Академии художеств. В XIX веке это принесло замечательные плоды, благодаря этому возник золотой век русского искусства, признанный во всем мире. Поэтому мы и берем за основу такой метод.
Начинать эту работу, думаю, можно уже с детских садов, потому что чем раньше - тем лучше. В старую Академию брали с 6 лет. Но для того чтобы заниматься серьезно, по-настоящему реалистическим, на хорошем уровне искусством, этот вопрос нужно ставить на государственном уровне.
Наша идея состоит в том, чтобы в Академии художеств создать Всероссийский музей академического искусства, то есть методическую базу, на которой мы могли бы обучать.
Боремся в одиночку
- То есть, по сути, нам приходится в одиночку с этим бороться?
- Да, вот почему мы и собрали людей неравнодушных, представителей разных слоев, профессий, специальностей. Объединили их, чтобы они смогли принять участие в нашем Движении за возрождение русского реализма. Потому что я вижу, что это самая сильная угроза для России.
- Что стоит за вашей радикальной критикой, и что было вами предпринято для торжества идеалов, за которые вы выступаете?
- Трудно оставаться патриотом, когда агенты влияния в лице государственных чиновников обрушиваются на вас, а государство ничего не делает для того, чтобы вас защитить.
В 2003 году для восстановления академического искусства я подарил городу 733 лучшие свои работы, которые приказом Министерства культуры внесены в Музей фонд Российской Федерации. На имя Президента России было направлено обращение от столпов петербургской интеллигенции в лице Н.Бехтеревой, А.Петрова и других о принятии этого дара для организации учебно-методического музея художественных вузов. Прошел 21 год, но Комитет по культуре до сих пор ожесточенно сопротивляется этому нужному начинанию.
Андрей Первозванный
В 2013 году я был выселен из мастерской судебными приставами, которые разрушили памятник Андрею Первозванному. Над ним я работал 18 лет. Памятник занял первое место в 1996 году на конкурсе, посвященном 300-летию Российского флота. Комитет по культуре ничем не воспрепятствовал разрушению памятника. Он до сих пор не установлен.
В 2019 году ЮНЕСКО наградило меня золотой медалью. Делегация греческого ЮНЕСКО так и не приехала на торжественное вручение медали из-за нежелания Комитета по культуре.
С 2010 года я регулярно обращаюсь в Комитет по культуре об участии города в качестве государственного партнера в деятельности моей частной Академии, которую я создал для повышения уровня академического искусства.
По какому бы поводу я ни обращался, я непременно всегда получал отказы.
Чиновничье бездействие и сопротивление активным людям, жаждущим процветания нашему обществу, рождает в ответ лишь недовольство, провоцируя озлобление.
Дайте нам рычаг!
- Но чтобы менять, нужен рычаг. Вот рычага-то нет. Как говорится, дайте мне рычаг, я переверну мир…
- Не знаю, видимо, требуется понимание главного лица и его поручение. Того, кто видит эту проблему. Я, допустим, вижу. Ну а если этого не будет, мы будем гнить дальше. Вплоть до катастрофы.
- Да! Это примерно как была создана в 1929-1932 годах система творческих союзов. В этом товарищ Сталин сыграл свою роль. И сейчас такая же должна быть система?
- Сталин поручил Бродскому, и Бродский навел порядок в Академии. А почему? Потому что был хаос, который нужно было прекратить. Сегодня такая же ситуация, и только Путин может решить этот вопрос.
Мы же начали разговор с вами со слов В.В.Путина. Я хочу завершить его формулой Сталина:
«Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!»